Здравствуйте! Сын задал вопрос о целомудрии, после моего ответа, спросил, почему тогда у Давида и Соломона было столько жён? Поясните, пожалуйста, подростковым языком)) почему Бог попускал многоженство? Причём у таких великих людей древности, как Авраам, Давид, Соломон
3 Ответа
Многожёнство в начале не было нормой, Господь сотворил Адама и Еву именно парой, об этом Спаситель напомнил в Евангелии.
Однако человек пал в грех, и замысел Божий о нём уже не мог быть исполняем так, как это было в Раю, из-за злонравия человека. Тогда Бог, если и не искоренял из человека зло полностью (ибо Церкви и спасительных Таиств ещё не было), ограничивал его, насколько это возможно изходя из нравственного состояния человечества на тот момент. Можно привести аналогию: знаменитый принцип "око за око" с точки зрения Нового Завета неправеден, однако в то время он служил ограничением мести, придавал ей хоть какие-то рамки. С многожёнством, думаю, примерно так же. Из двух зол - меньшее.
Есть ещё некоторые аспекты. Например, неравное соотношение мужского и женского пола (что мы видим и сегодня) из-за войн. Женщины нуждались в попечительстве мужей, и эта проблема решалась таким образом


Тем не менее, если христианин будет мстить за причинённые ему обиды, это будет считаться грехом (т.е. он поступит неправедно), надо будет каяться. Во времена ВЗ такого не было, иначе заповедь не была бы дана

Христианин вправе требовать удовлетворения обиды через суд, если это делается без злобного чувства. Это и есть принцип око за око — справедливый суд. Сам этот принцип остался и в Новом Завете. Однако добавилось дополнительное условие — не желать мести из злобного чувства. Последнее было терпимо в ВЗ, но сам принцип око за око не противоречит христ. нравственности, он просто базовый.
Свт. Иоанн Златоуст поясняет это так:
Когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и младшую, не смущайся и не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам. Тогда, поскольку времена были еще первобытные, начальные, дозволялось сочетаться с двумя, тремя и более женами для распространения человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и сам род человеческий уже распространился в великом множестве, и преуспеяние в добродетели возросло. Христос, придя на землю и насадив между людьми добродетель, сделав из людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на обычае, а везде изыскивать полезное? Данный обычай многоженства был не хорош; он искоренен, и теперь уже никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не душевредное. Если что-либо оказывается хорошим, хотя бы его и не было в обычае, пусть оно будет у нас; а если что-либо пагубно, хотя бы и в обычае оно было, будем избегать и отвращаться того.
Что касается многоженства у царей, то Бог не одобрял его никак (Втор.17:17). В общем-то это предостережение и сбылось на Соломоне, которого иноплеменные жены отвратили от истинного Бога.
«Знаменитый принцип “око за око” с точки зрения Нового Завета неправеден» — это ошибочное утверждение. Христос не отменил нормы Ветхого Завета, а восполнил и уточнил их.