Спас –
1) Так по церковнославянски кратко именуется Спаситель, Господь Иисус Христос.
2) Народное название храма, освященного в честь праздника Христа Спасителя (Воскресения Христова, Преображения и других; говорится, например: «Спас-на-крови»).
3) Название, применяемое к иконам Господа Иисуса Христа, преимущественно к Нерукотворенному Образу.
4) Так в просторечии (это пережиток язычества, кощунство по сути) называют три праздника:
- Первый, или «Медовый Спас» (14 августа) – день празднования «Изнесения древ Животворящего Креста» и «Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» (в этот день в храмах совершается благословение меда).
- Второй, или «Яблочный Спас» (19 августа) – праздник Преображения Господня, когда в храме совершается благословление плодов.
- Третий, «Хлебный Спас» – празднование иконы «Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа» (29 августа); приходится на период окончания жатвы.
Цитаты о Спасе
«Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок – когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах – о счастье, о смерти – мы говорим о куличах и пасхах...».
игумен Петр
«Господь сделался человеком для того, чтобы побежденное победило, Всемогущий мог исторгнуть человека из под власти мучителя и всемогущей Своей властью и силой; но тогда мучитель имел бы предлог жаловаться, что он победил человека, но потерпел насилие от Бога. Потому милосердый и человеколюбивый Бог, восхотев самого падшего явить победителем, делается человеком, дабы восстановить подобное подобным».
прп. Иоанн Дамаскин
«Стесненному строгим обличением закона грешнику нигде нельзя найти утешения, кроме Евангелия – проповеди о Христе Спасителе, пришедшем в мир грешников спасти. Без Иисуса Христа – Господа грешникам, обличаемым от закона, невозможно бы было избежать отчаяния, почему и возвещается, что собственно для них и пришел Спаситель. Не приидох, – говорит Он, – призвати, праведных, но грешныя на покаяние (Лк.5:32); еще: прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк.19:10)».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Гимн Спасителю свт. Григорий Великий (Двоеслов)
- Царский путь ко спасению схиархим. Кирик Афонский (Максимов)
- Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики свт. Феофан Затворник
- Без Христа спасенья нет свящ. Георгий Максимов
- О Спасителе и спасении протопр. Евгений Аквилонов
- Спаситель мира: 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объяснительным к ним текстом и картой Палестины прот. Петр Смирнов
- Опровержение учения о всеобщем спасении на основании Священного Писания, трудов святых отцов и деяний Вселенских Соборов. К вопросу о вечных муках прот. Николай Баринов
- Августовские «Спасы»
- Фотовикторина: Иконография Спасителя
Комментировать