Праздники церковные

Литература по теме

Пра́здники церко́вные – торжественные дни, посвященные празднованию священных событий, особо чтимых святых и святынь. Праздники могут относиться к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам (воскресенье) общественного богослужения в Православной Церкви. Праздник праздников – Пасха Христова.

prazdniki cerkovnye 1 - Праздники церковные

Почему Церковь празднует те или иные дни, связанные со священными событиями, особо чтимыми святыми и т.д.?

Дни, посвященные празднованию важных в религиозном отношении событий, а также дни торжественного поминовения святых, определены Церковью в соответствии с Божественными установлениями. Еще во времена Ветхого Завета Бог повелел осуществлять празднования в честь важнейших ветхозаветных событий. Уже в Древней Церкви (II – III вв.) появляются праздники в честь особых событий из истории Нового Завета (древнейшими праздниками являются воскресный день, за ним Пасха и Пятидесятница). С ранних времен существования Церкви Христовой верующие стали осуществлять празднования особых событий из истории Нового Завета. Впоследствии количество такого рода празднований значительно увеличилось. Что касается практики торжественного поминовения святых, поминать наставников прямо заповедано в Писании Нового Завета: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

Можно выделить следующие причины установления библейских и церковных праздников (а также аспекты, согласно которым участие в таких праздниках необходимо для каждого христианина):

  1. Посвящение Богу части своего времени – необходимая наша жертва; в праздники мы как раз посвящаем Богу часть своего времени;
  2. Из-за бытовых забот мы не имеем возможности постоянно думать о Боге и славословить Его; праздники стимулируют оторваться от рутины и посвятить себя тому, что является истинным предназначением жизни христианина – славословию Бога, тому благодатному деянию, которое присуще ангелам и святым Церкви небесной;
  3. Учительная функция богослужения: чтения и песнопения праздников помогают нам глубже изучить аспекты церковного богословия (тем более что у великих и двунадесятых праздников песнопения отличаются древностью, красотой и глубиной содержания);
  4. Праздники позволяют приобщиться истинной радости – радости о Господе; христианство – религия радости и многочисленные праздники помогают осознать это.

Почему некоторые церковные праздники отмечаются в один и тот же день, а у некоторых праздников дата празднования меняется?

По дате празднования церковные праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие).
Подвижные праздники не имеют фиксированной календарной даты, их даты зависят от дня празднования Пасхи (т. н. Пасхальный цикл), то есть определяются отдельно для каждого церковного года. Сама Пасха является переходящим праздником, потому и «привязанные» к ней праздники (в частности, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница) — тоже подвижные.
Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты.

Какие церковные праздники являются самыми важными?

По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые.
Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников.

Какие церковные праздники называются великими?

Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”:
— Покров Пресвятой Богородицы (1 / 14 октября);
— Обрезание Господне (1 / 14 января);
— Рождество Иоанна Крестителя (24 июня / 7 июля);
— День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля);
— Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября).

Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 1528 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”.

Какие церковные праздники называются двунадесятыми?

Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»).

К Господским праздникам относятся:
— Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
— Крещение Господне (6 января / 19 янв.),
— Преображение Господне (6 августа / 19 авг.),
— Воздвижение Креста Господня (14 сентября / 27 сент.),
— Вход Господень в Иерусалим (дата празднования зависит от даты Пасхи),
— Вознесение Господне (дата празднования зависит от даты Пасхи),
— Пятидесятница (День Святой Троицы) (дата празднования зависит от даты Пасхи).

В свою очередь в число Богородичных праздников входят:
— Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сентября),
— Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
— Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
— Сретение Господне (2 / 15 фев.),
— Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).

Заметим, что праздник Сретения Господня и праздник Благовещения нередко интерпретируются как Господско-Богородичные и к группе Богородичных праздников относятся только по той причине, что не отменяют воскресную службу в случае совпадения с воскресным днём.

Какие церковные праздники называются средними?

К числу средних относится довольно большое количество праздников. Средние праздники делятся на два типа.

Принадлежащие к первому типу обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста в полукружии: +). К ним, в частности, относятся праздники, установленные в честь:
— св. Иоанна Богослова (26 сентября / 9 октября и 821 мая),
— св. Иоанна Златоуста (13 / 26 ноября),
— св. Николая Мир Ликийских (6 / 19 декабря),
— трёх святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января / 12 февраля)
— и др.

В свою очередь к средним праздникам второго типа (обозначаются в богослужебных книгах знаком красного креста без полукружия) относятся дни: — Положения ризы Господней (10 /23 июля),
— Владимирской иконы Богоматери (21 мая / 3 июня),
— Архистратига Михаила (8 / 21 ноября)
— и пр.

Какие церковные праздники называются малыми?

Малые праздники также бывают двух видов (праздники первого вида обозначаются в богослужебных книгах тремя точками в красном полукружии, а второго – тремя точками в черном полукружии). Перечень малых церковных праздников достаточно велик. В той или иной мере ими наполнен весь календарно-годовой период.

Что такое местные и общие церковные праздники?

По месту празднования церковные праздники подразделяются на общие, то есть одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых.

Почему Церковь празднует не субботу (Исх.20:8), а воскресенье?

Во времена Ветхого Завета субботний день, согласно закону, особо предназначался для служения Господу. В этот день запрещалось работать, как в прочие дни. Этот день был назначен в связи с тем, что «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11).
В Церкви же особым днем седмичного круга был назначен воскресный день в связи с соответствием этого дня тому Дню, в который воскрес Господь Иисус Христос. Торжество Воскресения Христова вспоминается в каждый воскресный день. Согласно 29 правилу Лаодикийского Собора (IV век): «Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа».

Как называется раздел богословия, изучающий церковные праздники?

В какой-то мере изучением церковных праздников занимаются представители разных наук: в частности, Церковной истории, Литургики, Литургического богословия. Особая наука, главным предметом исследования которой являются церковные праздники, называется эортологией (от греч. ἑορτή (эортэ (эорти)) – праздник, и λόγος (логос) – слово); она нередко артикулируется как отрасль (раздел) литургики.

Цитаты о церковных праздниках

«Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных “светских” книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться благопристойно и чинно (1Кор.14:40. Ср.7:31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем в славу Божию (1Кор.10:31)».
протоиерей Николай Стеллецкий

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки