Источник

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЕЦ

Первосвященническая молитва Иисуса Христа

Совершая с учениками последнюю Пасху, Господь Иисус Христос так молился в конце Пасхальной вечери: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17, 1–13). Это Евангелие, в котором так ясно изложено собственными словами Иисуса Христа учение о единосущии Его, как Сына Божия, с Богом Отцом и, таким образом, о Его Божестве, положено читать в Неделю святых отцев Первого Вселенского Собора, утвердивших соборно восстановление истинного учения о единосущии Сына Божия с Богом Отцем против еретика Ария.

О Вселенских Соборах

В Неделю седьмую по Пасхе Православная Церковь ежегодно вспоминает и прославляет святых и богоносных отец, бывших на Первом Вселенском Соборе, иже в Никее. Вселенским Собором называется собрание пастырей и учителей Церкви Христовой, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Великая сила и важность соборных совещаний и решений основывается на словах Самого Иисуса Христа, Который сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20). Что же касается всей Вселенской Церкви, то Основатель ее и Глава придал ей значение непогрешимости в вопросах о вере. Скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то пусть будет для тебя наравне с язычником и мытарем (ср.: Мф. 18, 17). Церкви же (обществу верующих) Спаситель дал великое обетование быть с нею во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Начало Церковных Соборов положили еще святые апостолы; для общего решения вопроса о принятии в Церковь язычников они сами однажды собрались в Иерусалиме с разных концов вселенной. С того времени Святая Церковь всегда в соборных молитвах испрашивала себе силы противостоять нарушителям истинного учения. Коль скоро ей нужно было узнать непреложную волю Божию о чем-либо, она созывала представителей поместных Церквей, и единогласное решение Соборов принимала за голос Самого Бога. Изволися Духу Святому и нам (ср.: Деян. 15, 28) – так выразились апостолы, так затем выражались и отцы всех Соборов о своих постановлениях. Соборы созывались по причине появления среди христиан лжеучителей (еретиков), которые своим иногда хитроумным и всегда превратным учением о вере извращали истинно христианское учение о нашем спасении, смущали нетвердых в вере и чрез то вносили раздор и несогласие в общество христиан. Всех Вселенских Соборов было семь; первый из них называется Никейским, ибо происходил в городе Никее. Он созван был для опровержения ложного учения об Иисусе Христе нечестивого еретика Ария. Арий был сначала пресвитером в Александрийской Церкви; будучи человеком ученым, он сильно гордился своим умом и скоро впал в пагубное лжеумствование. Церковь христианская искони исповедовала, что Спаситель наш Иисус Христос есть второе лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Бога Отца, а Арий лжеумствовал, что Иисус Христос не Бог, но только одаренный от Бога высшею благодатью человек. Такого неправомыслия, конечно, нельзя было терпеть, и Ария отлучили от Церкви, но он продолжал распространять свою ересь и увлекать в свои сети малосведущих. Скоро в обществе христианском явилось небывалое смущение; нужно было положить конец этому злу. Тогда, по распоряжению императора Константина Великого, созван был в Никее в 325 году по Рождестве Христовом Вселенский Собор, на который явились более трехсот отцов Церкви.

Явился на Собор и еретик Арий. Сколько ни старались православные вразумить заблудшего, он остался при своем. Ария осудили и, как ослушника Церкви, лишили общения с нею, а в образец и руководство верующих в исповедании веры составлен был Символ веры, в котором кратко изложено все, во что и как должны веровать христиане. Этот Символ исповедует и доселе вся Православная Церковь Христова.

Таким образом, на Соборе Арий был низложен. Презираемый всеми, он не знал, на что решиться, и употребил хитрость. Зная снисходительность императора Константина, он стал просить его, чтобы тот повелел снова принять его в Церковь. Сердобольный император согласился исполнить его просьбу, тем более что Арий на вопрос императора: «Так ли ты веруешь, как утвердили отцы в Никейском соборе?», – притворно ответил: «Так верую». Говоря это, еретик ударял себя в грудь, на которой под одеждою висела хартия, заключающая его суемудрое учение. Не подозревая такого обмана, император велел святителю Александру, епископу Александрийскому, принять Ария в общение с Церковью. Хорошо зная упорство своего бывшего пресвитера, святитель Александр не верил Арию, но и не желал ослушаться царя. Недоумевая, как ему поступить, епископ обратился тогда с усердною молитвою к Господу Богу, чтобы Он, Правосудный, не попустил злейшему врагу вторгнуться в Церковь, но вовремя открыл всем нечестие еретика.

Господь услышал молитву святителя и всем явно показал, что Арий недостоин общения с Церковью. Настал день, в который нужно было принять еретика в Церковь. Окруженный своими единомышленниками, Арий с торжеством намеревался вступить в церковь и с лобзанием Иудиным приступить ко святому причастию. Но на пути в храм он вдруг почувствовал страшную внутреннюю болезнь, от которой все чрево его распалось и выпали внутренности, так что он тут же прекратил свою жизнь.

Так грозно наказывает Господь еретиков и всех неверующих в здешней жизни; но еще более тяжкие наказания ожидают таковых в жизни будущей. Там, без сомнения, они потерпят столько мучений, сколько посеяли зла здесь, на земле, своими лжемудрствованиями, сколько погубили простодушных сердец своим хитроумием. Как поучительно для всех нас, православных христиан, это грозное проявление суда Божия над еретиками и неверующими! Оно научает нас твердо держаться учения Православной Церкви, свято соблюдать веру Христову, ненарушимо сохранять установленные Вселенским единомыслием уставы и правила христианского благочестия. Вера православная открыта нам в Слове Божием; истины ее определены и утверждены Вселенскими Соборами, определения которых, как голос Божий, остаются неизменными на все времена, обязательными для всякого христианина. Никто не имеет права изменять что-либо по своему произволу в исповедании православно-христианской веры. Вера Христова должна быть едина, как Един Христос. Посему всякий должен веровать так, как научили нас святые апостолы, и богоносные пастыри, и учители Церкви. Апостол Павел, предохраняя галатийских христиан от увлечения ветром учения самозваных учителей, писал: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. ...Говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Вот как должно свято соблюдаться учение Православной Церкви, которой вверены все словеса Божий, в которую, как в сокровищницу, апостолы положили все, что необходимо для спасения. Дорожи, христианин, драгоценным наследием Православия, незыблемо утвержденного на семи Вселенских Соборах; памятуй, что вне Церкви Православной нельзя обрести спасения. Блюди себя от общения с разными суемудрыми учителями, желающими изменить благовествование Христово и отторгнуть верных сынов Церкви от повиновения ее учению и уставам. Заграждай свой слух от их гибельных речей, все они, как враги веры Христовой, невидимым судом Божиим уже лишены общения с Церковью. Все они суть сухие ветви, отсеченные от дерева, заблудшие овцы, отделившиеся от стада Христова, потерявшие своего пастыря и упавшие в непроходимую пропасть.

Примеры любви к истинному Богопознанию

1. Когда авва Силуан жил в горе Синайской, ученик его Захария однажды, уходя на работу, говорит старцу: «Авва, сходи за водою и полей сад». Старец вышел из кельи, закрыл лицо свое кукулем и смотрел только себе под ноги. В это время шел к нему брат и, увидев его издали, наблюдал, что он делает. Потом подошел к нему и спросил: «Авва! скажи мне, для чего ты, идя поливать сад, закрыл лицо свое кукулем?» «Для того, сын мой, – отвечал старец, – чтобы глаза мои не видели деревьев и ум мой не развлекался ими в своей деятельности». Ум же подвижника занят был богомыслием2.

2. В царствование Максимиана в городе Илиополе жил знатный и богатый гражданин Диоскор, по вере язычник. У него была единственная дочь Варвара, которую он берег как зеницу ока. Прекрасная лицом, а еще более сердцем, она, приходя в возраст, превосходила красотою всех своих сверстниц. Чтобы никто из простых людей не мог видеть красоты Варвары, он построил высокий столп с богато убранным на нем жилищем и затворил там свою дочь. Сокрытая от взоров человеческих, удаленная от всяких внешних развлечений, отроковица углубилась в созерцание прекрасного мира Божия. Однажды, рассматривая светила небесные и восхищаясь красотой земной, она спросила приставленных к ней рабынь: «Кто сотворил все это так премудро, так прекрасно?» «Все это, – отвечали язычницы, – сотворено и устроено теми самыми богами, которым поклоняется родитель твой и которые стоят в его палатах».

Но мудрая отроковица не удовлетворилась таким ответом и подумала: «Боги, почитаемые отцом моим, сами созданы руками человеческими и бездушны, сделаны из золота, или серебра, или из дерева: как же они, будучи сами не в состоянии ни ходить ногами, ни действовать руками, могли быть творцами столь премудрых вещей?» Долго она размышляла таким образом, и, наконец, благодать Божия коснулась сердца ее, искавшего Бога Творца, и возвестила сердцу и уму ее, что един есть Бог, сотворивший небо и землю со всею их красотою. Такая мысль о Боге, постоянно занимавшая душу отроковицы, пробудила в ней непреодолимое желание ближе и яснее познать Единого Истинного Бога, Творца всего. Но так как при Варваре не было никого, кто мог бы научить ее и наставить на путь спасения, то наставником и учителем ее явился Сам Господь Бог, всегда близкий к ищущим Его и изливающий в сердца благодать, умудряющую младенцев и указующую путь ко спасению.

Отец Варвары на долгое время отлучился из дома и дал приказание, чтобы в его отсутствие не стесняли свободы дочери, а ей позволил выходить куда пожелает и делать что захочет. Воспользовавшись данной отцом свободой, Варвара познакомилась с христианскими девицами. Услышав от них об имени Господа Иисуса Христа, она возрадовалась духом, узнав в Нем Того, Кого давно жаждала знать душа ее. В это время, по особому промышлению Божиему, прибыл сюда христианский священник. Варвара тотчас позвала его к себе и, научившись от него всем необходимым для спасения истинам веры, приняла крещение.

Так святая Варвара познала Единого Бога – в трех Лицах покланяемого и славимого Отца и Сына и Святаго Духа, и веру свою запечатлела венцом мученичества. Она не устрашилась мучений, а, в уповании на помощь Божию, среди самых тяжких страданий велегласно взывала: «Троицу чту – Едино Божество».

Для каждого из нас открыт прекрасный мир Божий: познавай же, христианин, Творца и паче всего старайся благоугождать Господу. С малых лет учись богопознанию и не ослабевай до старости преуспевать в нем.

Совершенствуемся ли мы в познании Святой веры?

Каждый христианин должен возрастать в познании веры. Святой апостол Павел, научив уверовавших во Христа существеннейшим и необходимейшим истинам веры (см.: 1Кор. 2, 2), не переставал заботиться о том, чтобы христиане совершенствовались в познании преподанного им учения. В заботах о сем он не перестает молить Бога о новообращенных им христианах, чтобы они возрастали в познании Бога (см.: Кол. 1, 10), дабы Он исполнил их познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном (Кол. I, 9), дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал вам Духа премудрости и откровения в познание Его (ср.: Еф. 1, 17). Молясь ко Господу, апостол Павел не перестает убеждать верующих: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (Кол. 1, 10; ср.: 2Пет. 3, 18).

Но неужели, спросит кто, и к христианам может относиться это наставление? Неужели они нуждаются в напоминаниях и наставлениях относительно совершенствования в познании Бога и Христа Спасителя, что естественно нужно было для христиан первого века?

Действительно, казалось бы, люди в течение многих христианских веков должны твердо и достаточно усвоить истины православной христианской веры и жизни. Не то же мы видим на самом деле.

Не говорим уже о простецах – люди со средним и даже высшим образованием меньше знают о вере, чем о всякой другой науке. И такое невежество в вере особенно является поразительным и прямо ужасающим, если взять во внимание уровень просвещения и знаний в области прикладных наук, в области механики, физики и других. Между тем если в чем, то именно в деле веры неведение не может служить оправданием.

Наш век совсем осуетился; у большинства потерян вкус ко всему духовному... Недугует душа, болеет воля. Жизнь сбилась с пути, указанного Богом, и возвращению на прямую дорогу ставятся преграды. Люди как бы нарочно избегают того Светоча, Который мог бы осветить мрачный путь жизни. Вера ослабела везде, нерадение к вере поразительное. Дети во многих семействах до поступления своего в школу крайне редко слышат что-либо о Боге, о вере, о Церкви. Все реже встречаются благочестивые матери, которые сами готовят своих детей к поступлению в училища, обучая их начаткам веры, беседуя с ними о Боге Милосердом, о Христе Спасителе, об Ангеле-хранителе и т. д. Ныне дети поступают в училища часто совершенно невежественными в религиозном отношении. Немало знают они мирских песен, различных стихов и так мало молитв; знают так много греховного и так мало божественного!

И не понятны ли разве печальные следствия от такого религиозного оскудения?

«Чего не знаешь, того и не ценишь» – говорят обычно. Кто не обладает достаточными знаниями в предметах веры, в учении Святой Православной Церкви, тот не будет высоко ценить свою веру, свою Церковь, такой легко становится равнодушен к ней и, наконец, без сожаления может оставить ее. Особенно это опасно среди смешанного населения православных с иноверцами и инородцами, при совместной жизни с ними. Услышит невежда возражение против своего исповедания, против той или другой истины православного учения, против постановлений и обрядов своей Церкви, – он даже и при желании защищаться остается беззащитным, как безоружный и не знающий оснований, какие имеет каждая истина православного учения и все постановления Святой Церкви. Не умея защищаться, так как защита требует возможно ясного, точного и обстоятельного знания учения богооткровенного и, чувствуя себя пораженным часто совершенно нелепым возражением, он в раздумье начнет сомневаться в той или другой истине святой веры и, наконец, впадает в совершенное неверие. Разве не от незнания своей веры происходит у нас то равнодушие к нашей вере и Церкви, когда говорят: «во всякой вере спастись можно; Бог у всех один и тот же; различия в христианских исповеданиях – не важное дело». И разве не от незнания истины учения своей веры одни сами начинают сочинять себе «свою веру», другие так легко пристают к этой измышленной вере? Не отсюда ли увлечение модными пророками? Разве не от неведения учения Православной Церкви так много ныне колебаний в вере, сомнений, уклонений в сектантство, в ересь, в раскол?

Вред от незнания веры так велик, что не поддается изображению в малой картине!.. Разве не от незнания или превратного понимания правил и законов веры множество грехов, которых даже и не считают за грех? Пророк Осия жалуется: нет богопознания на земле и затем объясняет: клятва и обман, и убийство, и воровство, и прелюбодейство крайне распространились на земле (Ос. 4, 2). Не так ли и ныне? Все больше и больше видится нарушений закона Божия; страсти самые постыдные не встречают удержу в своем удовлетворении. Откуда же все это? Нет богопознания на земле – в этих словах ответ на вопрос. Помраченные в разуме, отчужденные от жизни Божией, по причине своего невежества, люди доходят до бесчувствия, предаются распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытностью, говорит апостол Павел (ср.: Еф 4, 18–19).

Есть ли средства к возвышению религиозного познания? Дабы народ имел необходимые знания в религии, в учении своей веры, пастыри обязаны строго внимать себе и своему стаду. Как добрые служители Иисуса Христа, сами питаясь словесы веры и добрым учением (ср.: 1Тим. 4, 6), будем внимать чтению, учению и, яко трубу, возвысим голос своей проповеди. Народ хочет знать свою веру: голод и жажда на земле слышания слова Божия. Устне (же) иерейские должны хранить ведение, и закона ищут от уст ваших (Мал. 2,1). Употребим же все тщание к тому, чтобы всякий из нашей паствы умел дать ответ вопрошающему о его уповании.

Отцы и матери, всячески позаботьтесь о том, чтобы дети с младенчества знали главное из науки о спасении. Особенно, матери, не давайте никому своего драгоценного права быть первыми наставницами для своих детей, обучая их начаткам своей веры: влияние матери драгоценно и ничем не заменимо; история науки о воспитании юношества громко и ясно подтверждает эту великую истину.

Все же, принявшие драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет. 1,1), получившие великие и драгоценные обетования (2Пет. 1, 4) в благодати Таинств Святой Церкви, пусть возрастают в познании Бога и Его воли, в изучении закона Христова, учения и заповедей Святой Церкви. Учение Христово просветит наш ум светом истинного познания; оно исполнит сердца наши радостию и веселием; мы ясно узрим волю Божию и подвигнемся охотно исполнять Его заповеди. Возрастайте, чтобы вся наша земля исполнилась ведения Господня и чтобы оно, аки вода, покрыло всю землю нашу и открыло бы свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет. 1, И).

Любящим Бога все содействует ко благу

Счастливы мы, христиане, что исповедуем истинную, православную веру! Благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8), говорит апостол Павел. Да, поистине дар Божий наша вера, дар, принесенный с неба Спасителем нашим Иисусом Христом! До пришествия Иисуса Христа люди не знали истинного Бога и ходили во тьме заблуждении. Большинство людей после потопа до того забыли Бога, что стали почитать многих богов и вместо одного истинного Бога стали поклоняться различным творениям Божиим; например, они поклонялись светилам небесным: солнцу, луне и звездам; боготворили людей, почитали за богов домашних животных, всяких зверей, даже гадов, молились, наконец, всяким изображениям предметов – идолам. Вероучение язычников было до того богомерзко, что они приносили в жертву своим богам людей. Вот в какой слепоте духовной и невежестве находились тогда люди. Вера в истинного Бога сохранялась только в избранном народе Божием – еврейском. Но и то немногие, очень немногие из сего народа были истинные почитатели Всемогущего Бога: это были патриархи, пророки и другие некоторые, угодившие Богу своей верой и жизнью; остальные евреи то держались истинной веры в Бога, то уклонялись постоянно в идолопоклонство, то все благочестие и богоугождение исключительно поставляли в соблюдении одних обрядов и обычаев, в одной внешней святости. Вообще, нужно сказать, люди до Рождества Христова, забыв Бога, предавались беспутным страстям и чувственным греховным наслаждениям.

Но вот от Вифлеема воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, и лучи этого Солнца проникли во все концы мира: учение Евангельское пронесено по земле апостолами Христовыми, бедными, неучеными, незнатными рыбарями. И что же увидели мы и ныне видим? Куда благотворный свет Христов проник, там все в людях изменяется. Грубые заблуждения рассеиваются, жестокие нравы смягчаются, утверждаются чистые и возвышенные понятия о Боге, о человечестве, водворяется законность, благоустрояется благоденствие в домах и обществах человеческих. Таковы, в общем, плоды христианской веры, возвещенной Иисусом Христом.

Да можно ли описать благотворность христианской веры и исчислить все благодеяния, какие доставляет она человеку? Возьмите во внимание частную жизнь человека. Случится ли, например, потеря дома, имущества, постигнет ли болезнь или другое какое несчастье, святая вера говорит, что Бог этим наказует нас за наши грехи, побуждает нас к покаянию и исправлению жизни. Лишились мы дорогих, близких сердцу – тяжкая, невыносимая скорбь! Чем облегчить ее? Обратимся к Богу, в Которого веруем, прольем молитвенные слезы с верою и упованием, что Владыка жизни и смерти наградит их лучшей жизнью и нас сподобит некогда опять видеть их живыми и бессмертными.

Наконец, святая вера творит чудеса. Чего не могут делать истинно верующие, укрепляемые силой Божией? Все верующие могут быть чудотворцами, ибо вера есть как бы рука, которой приемлет человек силу Божию и производит такие дела, которые естественным человеческим силам недоступны. Веруяй о Мя, сказал Спаситель, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин. 14, 12); вся возможна верующему (Мк. 9, 23). И действительно, история христианской Церкви исполнена многочисленными и поразительными примерами чудодейственной силы веры. Один из этих примеров содержится в житии святого Сильвестра, папы Римского.

Святой Сильвестр был епископом в Риме в то время, когда уже началось благословенное царствование Константина Великого, даровавшего мир Церкви Христовой и оградившего ее от нападений иудеев и язычников. Но вековая борьба христианства с его врагами, победоносно оконченная со стороны внешнего благосостояния Церкви, еще далеко не прекратилась внутри христианских обществ. Эти враги, прежде действовавшие огнем и мечом, теперь старались употребить более тонкое, острое и глубоко проникающее орудие – словесное, думая хитрыми умствованиями и суетным красноречием поколебать умы верующих христиан. С этой целью самые ученые из иудеев и язычников вступали в публичные прения с пастырями и учителями христианскими.

Так, подобное прение устроено было евреями в Риме при святом епископе Сильвестре, в присутствии царя Константина и матери его Елены, причем торжественным образом и явлена была благодатная сила имени Христова. Знаменитый среди евреев и считавшийся мудрейшим между ними раввин Замврий долго препирался со святым Сильвестром в Ветхозаветном Писании, но, явно побеждаемый непререкаемыми свидетельствами того же Писания о Христе, заявил желание на деле показать силу и превосходство своей иудейской веры. Он говорил, что ему открыто имя Божие, могущественное и страшное, которого никакое естество человеческое стерпеть не может, и, если услышит, падет мертвым; потому, предлагал Замврий, приведите какое угодно животное, даже самое свирепое, и, как только я произнесу во уши его имя Божие, оно тотчас умрет. Привели самого неукротимого вола, и Замврий действительно умертвил его мгновенно, произнеся тихо над ним какие-то слова.

Иудеи торжествовали, но святитель Сильвестр сказал им: «В священных книгах находятся слова Самого Господа: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю (Втор. 32, 39). Если Замврий действительно умертвил именем Божиим, пусть тем же именем и оживит его: ибо Бог по существу Своему Всеблагий и самое зло обращает в добро». Вот здесь-то и обнаружилась вся противоположность и суетность еврейской веры пред верою христианской. Замврий не мог явить благодатной силы имени Божия, потому что действовал не от сего имени, а от лукавого получал некоторую силу для своего волхвования. Святитель Сильвестр, напротив, был причастен благодатной силе Божией и не усомнился явить это перед всеми. Произнеся вслух молитву ко Господу Иисусу, святой епископ оживил вола и торжественным образом засвидетельствовал пред всеми благотворность христианской веры.

Познаем из этого примера, что мы, христиане, живем ныне во дни благоволения Божия, что, несте бо под законом, но под благодатию (Рим. 6, 14), и потому не под игом рабского страха должны ощущать себя в своих отношениях к Богу, но должны жить, как чада Божий возлюбленные, в полной уверенности, что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28) и что недостойно христианина питать в душе своей какой бы то ни было суеверный страх перед сотворенными существами, имея столь могущественную охрану в великом и достопоклоняемом имени Иисусовом. Какая бы ни случилась с нами нечаянная беда, какое бы злое обстояние ни тяготило нас, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10, 13). Одного только мы должны более всего страшиться: чтобы своим неверием, своей неправедною жизнью не лишиться нам благодатной помощи от Господа. Итак, да отступит от неправды всяк, именуяй имя Господне (2Тим. 2, 19), «и да святится имя Божие» в нашей жизни – тогда не отступит от нас необоримая сила имени Господа Иисуса, с верою произносимого нами в молитвах наших.

Святая Православная Церковь – единая истинная

Блаженный Ефрем, патриарх Антиохийский, услышав об одном столпнике в окрестностях города Иераполя, что он принадлежит к числу последователей Севера и акефалов, отправился, чтобы вразумить его. Прибыв к столпнику, начал убеждать и молить его, чтобы он прибег к апостольскому престолу и вступил в общение со Святой Кафолической и Апостольской Церковью.

– Я не вступлю в общение с Собором без особенного основания, – отвечал столпник.

– Какого же доказательства желаешь ты от меня для убеждения в том, что, по благодати Иисуса Христа, Господа Бога нашего, Святая Церковь свободна от всякой нечистой примеси еретического учения? – спросил дивный Ефрем.

– Господин патриарх, – сказал столпник, – разведем огонь и войдем вместе в пламя. Кто выйдет невредимым, тот и будет православным, и мы должны будем последовать ему.

– Следовало бы тебе, чадо, послушаться меня, как отца, – возразил патриарх, – и ничего более не требовать, а ты потребовал от меня того, что выше моих слабых сил. Впрочем, я уповаю на милосердие Сына Божия и ради спасения души твоей исполню и это.

И немедленно чудный Ефрем обращается к предстоявшим со словами: «Благословен Господь! принесите дров». Дрова принесены. Патриарх зажигает их пред столпом и говорит столпнику: «Сойди со столпа, и, согласно твоему решению, войдем оба в пламя». Столпник был поражен твердым упованием патриарха на Бога и не соглашался сойти.

– Не ты ли сам пожелал этого? – спросил патриарх. – Отчего же теперь не хочешь исполнить?

Сказав это, патриарх снял с себя омофор и, близко подойдя к пламени, вознес молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благоволивший ради нас воистину воплотиться от Госпожи нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Сам укажи нам истину!» И, окончив молитву, бросил свой омофор в средину пламени. Пламя пылало около трех часов. Дрова все сгорели, а омофор оказался целым и невредимым, без всякого даже знака от пламени. При виде этого столпник, уверившись в истине, умилился, проклял Севера и ересь его и присоединился к Святой Церкви. Приобщившись из рук блаженного Ефрема, он прославил Бога.

Чудо по молитве Святителя Василия Великого

Византийский император Валент, по вере еретикарианин, закрыл православные церкви в своем государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов. Те сказали царю: «Прежде чем привести в исполнение свое повеление относительно нас, позволь Василию Великому войти в собеседование о вере с арианами. Если они победят Василия, то мы беспрекословно покоримся тебе».

Валент согласился и пригласил Василия Великого в Никею. Василий сказал Валенту, что его с арианами рассудит Сам Бог. Он велел запереть двери одной из церквей и призвал ариан: «Хотите убедиться, чья вера правая? Если по вашей молитве эти двери отверзутся сами собой, будем знать, что правда на вашей стороне. Если же отверзутся по нашей молитве, то тогда все должны будут признать, что православно веруем мы, а не вы». Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но «не бысть, как сказано, ни гласа, ни послушания».

Настала очередь православных. Святой Василий с клиром и православным народом подошел к церкви, преклонил колена и стал молиться. «И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковныя». Все ужаснулись и прославили Бога. Валент повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром.


Источник: Простое евангельское слово : Рассказы и размышления на евангельские чтения в воскресные и праздничные дни / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Изд. Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни. - Москва : 1-я Образцовая. типография, 2006-. / Кн. 1. - 2006. - 670, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle