Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Аккламация

Аудио-версия статьи

Акклама́ция (лат. acclamatio, греч. ἡ προσφώνησις, τὸ ἐπιφώνημα — вос­кли­ца­ние, воз­гла­ше­ние) – сло­вес­ная (выра­жен­ная в тексте или нет) или сло­весно-мело­ди­че­ская фор­мула, кото­рая про­пе­ва­ется хором и/или наро­дом в ответ на воз­глас, бла­го­сло­ве­ние, обра­ще­ние или литур­ги­че­ское дей­ствие свя­щен­но­слу­жи­теля.

Аккла­ма­ции довольно часто встре­ча­ются в Антич­но­сти, напри­мер, воз­глас «Io triumphe!» («Да здрав­ствует победа!») – воз­гла­шался наро­дом и вой­ском, после воз­вра­ще­ния послед­него с три­ум­фом и побе­дой из воен­ного похода. Другой пример – «Bene et praeclare» («Отлично и ясно»), «Belle et festive» («Изящно и ост­ро­умно»), «Non potest melius» («Нельзя лучше») – воз­гласы во время пуб­лич­ных выступ­ле­ний, слу­жа­щие для одоб­ре­ния и при­зна­ния ора­тор­ского искус­ства высту­па­ю­щего. Боль­шая часть из них пред­став­лена в виде респон­со­рия, то есть в виде ответ­ной аккла­ма­ции (в цер­ков­ной литур­ги­че­ской прак­тике боль­шин­ство аккла­ма­ций явля­ются респон­со­ри­ями). Также суще­ство­вали аккла­ма­ции для теат­раль­ных и цир­ко­вых выступ­ле­ний, аккла­ма­ции в Коли­зее и пр.  Во врем бра­ко­со­че­та­ний было при­нято исполь­зо­вать воз­гласы, кото­рые имели литур­ги­че­ский харак­тер: Io Hymen hymenaee! (Ура Гиме­нею и сва­дьбе!) или Talassio! – так как Гиме­ней был гре­че­ским богом сва­дьбы, в то время как Талас­сий его рим­ским ана­ло­гом. Также суще­ство­вала тра­ди­ция выра­же­ния недо­воль­ства через аккла­ма­цию (acclamatio adversa), кото­рая заро­ди­лась в рим­ском сенате. Как пра­вило, через аккла­ма­цию выра­жа­лось одоб­ре­ние или неодоб­ре­ние тех или иных зако­нов и поста­нов­ле­ний. В конеч­ном итоге, аккла­ма­ции стали частью про­цес­су­аль­ной прак­тики рим­ского зако­но­да­тель­ства, так 1 ноября 331 года св. имп. Кон­стан­тин Вели­кий при­ни­мает указ, раз­ре­ша­ю­щий город­скому насе­ле­нию выра­жать одоб­ре­ние или неодоб­ре­ние дей­ствиям намест­ни­кам про­вин­ций, во время осу­ществ­ле­ния ими пра­во­су­дия. Таким обра­зом, норма, заро­див­ша­яся в сенате, ста­но­вится досто­я­нием и поли­ти­че­ским инстру­мен­том широ­ких масс.

При­меры аккла­ма­ций встре­ча­ются и в Ветхом Завете, то есть в иудей­ской куль­туре («Алли­луия», «Аминь», «Осанна»).

Аккла­ма­ция в хри­сти­ан­стве

Итак, аккла­ма­ция явля­лась довольно рас­про­стра­нён­ной антич­ной прак­ти­кой, а также при­сут­ство­вала в Ветхом Завете и в литур­ги­че­ской прак­тике сина­гог элли­ни­сти­че­ского пери­ода. Ранняя Цер­ковь тоже исполь­зо­вала эту литур­ги­че­скую форму (не только через заим­ство­ва­ние, но и через сочи­не­ние соб­ствен­ных аккла­ма­ци­он­ных формул).

Так ранняя Цер­ковь уже знала вет­хо­за­вет­ные аккла­ма­ции:

  • «Алли­луия» (евр. «вос­хва­ляйте Гос­пода») – аккла­ма­ция воз­гла­ша­лась певцом с при­зы­вом к народу воз­дать славу Богу (при­меры: 117:1; 135:1,3; 148:1–4).
  • «Аминь» (евр. «да будет так») – аккла­ма­ци­он­ная фор­мула для под­твер­жде­ния ска­зан­ного (в Сеп­ту­а­гинте в боль­шин­стве слу­чаев пере­да­ется греч. словом «γένοιτο»). В Новом Завете «аминь» (в виде прямой греч. кальки с евр. ἀμήν) упо­треб­ля­ется крайне широко и именно в таком виде и входит в литур­ги­че­скую прак­тику Церкви. 
  • «Осанна» (арам. ܐܘܫܥܢܐ (у́шано, дву­со­став­ное слово) — «спаси же!», греч. ωσαννά, лат. Hosanna; ивр. ‏הושיעה נא‏‎, хоши́а‑на) – аккла­ма­ци­он­ная фор­мула для хва­леб­ного, но при этом про­си­тель­ного обра­ще­ния.

Также ранняя Цер­ковь исполь­зо­вала аккла­ма­ции из литур­ги­че­ской прак­тики антич­ных элли­ни­сти­че­ских сина­гог:

  • «Един Бог» (греч. «Εἷς Θεός») – эта фраза встре­ча­ется в Мк 10:18, Рим 3:30. Эти воз­гла­сом под­чер­ки­ва­ется идея моно­те­изма и осо­бого поло­же­ния Бога отно­си­тельно тво­ре­ния.
  • «Ана­фема» (греч. «ἀνάθεμα») — про­воз­гла­ше­ние отлу­че­ния от Церкви, со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями. «Ана­фема» явля­ется вели­ким отлу­че­нием, то есть под­ра­зу­ме­вает полный отказ от согре­шив­шего члена общины, в то время как малое отлу­че­ние (ἀφορισμός) обычно обо­зна­чает вре­мен­ный запрет на уча­стие в Таин­ствах или, напри­мер, вре­мен­ный запрет в слу­же­нии. В иудей­ской сина­го­галь­ной тра­ди­ции «ана­фема» (иногда можно встре­тить иное слово — חרם (herem) исполь­зо­ва­лось в каче­стве инстру­мента дис­ци­пли­нар­ного взыс­ка­ния с тех, кто пла­но­мерно нару­шал риту­аль­ной рас­по­ря­док жизни сина­гоги1.

«Во веки» (греч. «εἰς αἰῶνα») – воз­глас слу­жа­щий утвер­жде­нием про­дол­жи­тель­но­сти того, о чем сооб­ща­лось в ранее озву­чен­ном тексте.

Соб­ственно хри­сти­ан­ские по про­ис­хож­де­нию ново­за­вет­ные аккла­ма­ции:

  • «Гос­подь Иисус [Хри­стос]» (греч. «Κύριος ̓Ιησοῦς [Χριστός]») – эта мысль встре­ча­ется в Рим.10:9; 1Кор.12:3; Флп.2:11) – воз­глас под­твер­жда­ю­щий боже­ствен­ную при­роду Гос­пода Иисуса Христа.
  • «Маранафа» (греч. «Μαραναθα», от арам. «Гос­подь грядет», или «Гряди, Гос­поди») – встре­ча­ется в 1Кор.16:22, воз­глас исполь­зу­ется сов­местно с аккла­ма­цией «ана­фема», чтобы под­черк­нуть с одной сто­роны скорое при­ше­ствие Христа, то есть общее эсха­то­ло­ги­че­ское ожи­да­ние, а с другой сто­роны для того, чтобы под­черк­нуть неми­ну­е­мость нака­за­ния для нерас­ка­яв­ше­гося греш­ника.

Позже литур­ги­че­ская тра­ди­ция хри­сти­ан­ства попол­ня­лась мно­гими новыми аккла­ма­ци­он­ными фор­му­лами. Неко­то­рые из них едины как для церк­вей Запада и Востока (неко­то­рые суще­ствуют лишь в рамках сла­вян­ского и визан­тий­ского обряда.

К первым можно отне­сти:

  • «Гос­поди поми­луй» (греч. «Κύριε, ἐλέησον»);
  • «И духови твоему», «И со духом твоим» (греч. Καὶ τῷ πνεύματί σου, Καὶ μετὰ τοῦ πνεύματός σου, лат. Et cum spiritu tuo);
  • «Имамы ко Гос­поду» (греч. Εχομεν πρὸς τὸν Κύριον, лат. Habemus ad Dominum);
  • «Достойно и пра­ведно» (греч. Αξιον καὶ δίκαιον, лат. Dignum et iustum est);
  • «Свят, свят, свят Гос­подь Саваоф» (греч. Αγιος, Αγιος, Αγιος Κύριος Σαβαώθ̇, лат. Sanctus, Sanctus, Sanctus Deus Sabaoth);
  • «Аксиос» (греч. Αξιος, лат. Dignus est — Достоин).

Для визан­тий­ского обряда харак­терны сле­ду­ю­щие аккла­ма­ции:

  • «Милость мира» (греч. Ελεον εἰρήνης̇, иногда Ελεος̇ εἰρήνη̇ — Милость, мира или Ελαιον εἰρήνης̇ — Елей мира);
  • «Тебе поем» (греч. Σὲ ὑμνοῦμεν̇);
  • «И всех и вся» (греч. kαὶ πάντων καὶ πασῶν — [помяни, Гос­поди,] и всех [мужчин], и всех [женщин]);
  • «Повели» / «Пове­лите» / «Вос­ста­ните» (греч. kέλευσον, kελεύσατε)
  • «Многая лета» (греч. πολυχρόνιον)2.

Цер­ков­ная литур­ги­че­ская прак­тика также знает свои при­меры acclamatio adversa, то есть выра­же­ния неодоб­ре­ния. Так, воз­глас «аксиос» испол­ня­е­мый при руко­по­ло­же­нии кан­ди­дата в диа­коны или свя­щен­ники и озна­ча­ю­щий одоб­ре­ние этого кан­ди­дата, в редких слу­чаях заме­ня­ется цер­ков­ным наро­дом на «анак­сиос» (греч. ἀνάξιος – недо­стоин).

При­меры исполь­зо­ва­ния аккла­ма­ции в целях выра­же­ния неодоб­ре­ния в хри­сти­ан­стве

Исто­рия древ­ней Церкви и совре­мен­но­сти знает несколько пре­це­ден­тов испол­не­ния «анак­сиос» вместо «аксиос»:

  1. Постав­ле­ние Демо­фила Пат­ри­ар­хом Кон­стан­сти­но­поль­ским (370 год)3
  2. Снятие обла­че­ния при извер­же­нии из сана Пат­ри­арха Игна­тия (857 год)4;
  3. Воз­ве­де­ние иеро­ди­а­кона Игна­тия (Тара­сова) во иеро­мо­наха в Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии (апрель 2000 года)5. 2 марта 2021 года он, но уже будучи в епи­скоп­ском сане, будет запре­щен в слу­же­нии реше­нием Выс­шего обще­цер­ков­ного суда Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
  4. Воз­ве­де­ние в сан архи­манд­рита иеро­мо­наха Вла­ди­мира Ракка в Ток­мак­ском мона­стыре преп. Амвро­сия Оптин­ского (Запо­ро­жье) в мае 2013 года6.

При­ме­ча­ния:

1 Jacob Voorsanger, Kaufmann Kohler. Anathema (Greek ‘Aνάθημα; Hebrew ; Aramaic ) 

2 Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Аккла­ма­ция

3 Бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский. Цер­ков­ная исто­рия.

4 Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия. Игна­тий.

5 Собра­ние сту­ден­тов Санкт-Петер­бург­ских духов­ных школ от 17 мая 2000 г. Сту­денты про­яв­ляют цер­ков­ное созна­ние

6 Вале­рий Отстав­ных. Архи­манд­риту кри­чали «Не достоин», но архи­ерей не стал слу­шать народ и возвел став­лен­ника архи­манд­ри­том

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки