Антропопатизм

Антропопати́зм (от греч. ἄνθρωπος — чело­век и πάθος чув­ство) —

1) одна из форм опи­са­ния Бога (Его состо­я­ния, дей­ствия, реак­ции на мысли, жела­ния, поступки, дея­тель­ность (и пр.) Его разумно-сво­бод­ных тво­ре­ний) посред­ством тер­ми­нов и выра­же­ний, тра­ди­ци­онно исполь­зу­е­мых для опи­са­ния чело­ве­че­ских чувств (гнева, рас­ка­я­ния, нена­ви­сти, жало­сти, мило­сти, любви…);
2) такого рода термин или выра­же­ние, при­ме­нен­ный (при­ме­нен­ное) для опи­са­ния Бога (Его состо­я­ния, дей­ствия, реак­ции на мысли, жела­ния, дея­тель­ность (и пр.) Его разумно-сво­бод­ных тво­ре­ний).

Какие при­меры антро­по­па­тиз­мов можно встре­тить в Библии?

К числу биб­лей­ских антро­по­па­ти­че­ских тер­ми­нов (антро­по­па­тиз­мов), исполь­зу­е­мых в Свя­щен­ном Писа­нии, отно­сятся: гнев (Числ.12:9; Ос.11:9), ярость (Числ.25:1) рев­ность (Числ. 25:11; Ср.: Исх.20:5-6; Исх.34:14), рас­ка­я­ние (Ос.13:14; ср.:  Быт.6:6-7), месть (Ис.59:18; Ср.: Наум.1:2), любовь (2Пар.9:8; Ср.: Ин.3:16), нена­висть (Втор.12:31; Втор.16:22), милость (Быт.24:27; Быт.43;29), жалость (Ос.11:8; Ср.: 3Езд.1:19) и т. п.

Для чего в биб­лей­ские тексты были вклю­чены антро­по­па­тизмы?

При состав­ле­нии Книг Свя­щен­ного Писа­ния антро­по­па­тизмы исполь­зо­ва­лись ввиду непо­сти­жи­мо­сти Бога и огра­ни­чен­но­сти чело­ве­че­ского разума, чело­ве­че­ского языка. Антро­по­па­ти­че­ский язык – это язык, адопти­ро­ван­ный под спо­соб­но­сти нашего мыш­ле­ния, нашей речи. Умест­ность его при­ме­не­ния обос­но­вы­ва­ется также тем, что чело­век создан по образу Божию, отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Боже­ства.

Всегда ли антро­по­па­тизмы пере­да­ются оди­на­ково в разных пере­во­дах Библии?

Не всегда. И хотя в зна­чи­тель­ном коли­че­стве слу­чаев антро­по­па­тизмы пере­да­ются в Сеп­ту­а­гинте бук­вально, тем не менее неко­то­рые из них пред­став­лены там как смыс­ло­вые ана­логи, а не как бук­валь­ные линг­ви­сти­че­ские экви­ва­ленты. Отча­сти это объ­яс­ня­ется невоз­мож­но­стью подо­брать ори­ги­наль­ному слову ино­языч­ное, рав­но­знач­ное ему и в линг­ви­сти­че­ском, и в тео­ло­ги­че­ском отно­ше­нии.

Не пред­став­ляют ли собой антро­по­па­тизмы некую про­блему для пони­ма­ния Бога чело­ве­ком, уводя его в телесно-чув­ствен­ную плос­кость пред­став­ле­ний о Боге?

В хри­сти­ан­ском бого­сло­вии про­блема тол­ко­ва­ния антро­по­па­тиз­мов всегда реша­лась в свете учения о веч­но­сти и неиз­ме­ня­е­мо­сти Бога. Поскольку, согласно Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, Бог всегда себе тож­де­стве­нен, постольку и нельзя утвер­ждать, что в какие-то моменты вре­мени Он пере­хо­дит из одного эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния в другое. Раз­лич­ные формы опи­са­ния внут­рен­него состо­я­ния или внеш­него про­яв­ле­ния Бога могут ука­зы­вать как на разные аспекты соот­вет­ствия или несо­от­вет­ствия тех дей­ствий разумно-сво­бод­ных существ, отно­си­тельно кото­рых утвер­жда­ется, что Бог раду­ется, гне­ва­ется и т. д., так и на раз­лич­ные сто­роны Боже­ствен­ного Домо­стро­и­тель­ства. 

Когда в Библии гово­рится об орга­нах Бога («дес­ница Гос­подня», «уста Гос­подни» и т. д.) — это тоже антро­по­па­тизм?

Нет, в данном случае мы имеем дело с антро­по­мор­физ­мами.

Цитаты об антро­по­мор­физ­мах

«Когда ты слы­шишь слова: «ярость и гнев», в отно­ше­нии к Богу, то не разу­мей под ними ничего чело­ве­че­ского: это слова снис­хож­де­ния. Боже­ство чуждо всего подоб­ного; гово­рится же так для того, чтобы при­бли­зить пред­мет к разу­ме­нию людей более грубых».
свт. Иоанн Зла­то­уст. Беседа на Пс.6.-2. Тво­ре­ния. Т. V. Кн.1. СПб. 1899. С. 49.

«Бог благ и бес­при­стра­стен и неиз­ме­нен. Если кто, при­зна­вая бла­го­сло­вен­ным и истин­ным то, что Бог не изме­ня­ется, недо­уме­вает одна­кож, как Он будучи таков о добрых раду­ется, а злых отвра­ща­ется, на греш­ни­ков гне­ва­ется, а когда они каются, явля­ется мило­сти­вым к ним; то на сие надобно ска­зать, что Бог не раду­ется и не гне­ва­ется: ибо радость и гнев суть стра­сти.
Нелепо думать, чтоб Боже­ству было хорошо, или худо из за дел чело­ве­че­ских. Бог благ и только благое творит, вре­дить же никому не вредит, пре­бы­вая всегда оди­на­ко­вым; а мы, когда бываем добры, то всту­паем в обще­ние с Богом, по сход­ству с Ним, а когда ста­но­вимся злыми, то отде­ля­емся от Бога, по несход­ству с Ним.
Живя доб­ро­де­тельно, мы бываем Божи­ими, а дела­ясь злыми ста­но­вимся отвер­жен­ными от него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попус­кают Богу вос­си­ять в нас, с демо­нами мучи­те­лями соеди­няют».
пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий

«“Сожа­ле­ние” Бога о созда­нии чело­века (Быт.6:6) – услов­ный прием, при­зван­ный пока­зать живое, лич­ност­ное отно­ше­ние Творца к про­ис­хо­дя­щему на земле».
прот. Алек­сандр Мень

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки