Гнев Божий

Гнев Бо́жий — Боже­ствен­ное дей­ствие, про­из­во­ди­мое как реак­ция на грех, направ­лен­ное на подав­ле­ние зла, субъ­ек­тивно вос­при­ни­ма­е­мое разумно-сво­бод­ными суще­ствами, объ­ек­тами этого дей­ствия, как гнев.

***

Изме­ня­ется ли Бог, изли­вая на греш­ника гнев?

В отли­чие от чело­ве­че­ского гнева, харак­те­ри­зу­е­мого воз­буж­ден­но­стью раз­дра­жи­тель­ной силы души, а иногда и утра­той душев­ного рав­но­ве­сия, гнев Божий нико­гда не явля­ется след­ствием изме­не­ния Его внут­рен­него состо­я­ния. Бог неиз­ме­нен (Мал.3:6). Это значит, что Ни Он Сам не меняет Себя, и ничто не спо­собно Его изме­нить. Если бы Бог, гне­ва­ясь, изме­нялся в эмо­циях или внут­рен­нем настро­е­нии, этим бы озна­ме­но­ва­лось, что Он обу­слов­лен зави­си­мо­стью от греш­ни­ков, что Он не без­гра­ни­чен, не само­бы­тен, не абсо­лю­тен, не блажен, не сво­бо­ден и не все­мо­гущ.

В чём заклю­ча­ется отли­чие чело­ве­че­ского гнева от гнева Гос­подня?

Чело­ве­че­ский гнев воз­ни­кает как пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ская реак­ция на несо­от­вет­ствие дей­ствий того чело­века, кото­рый служит объ­ек­том раз­дра­же­ния, пози­ции того, в ком, соб­ственно, вос­пла­ме­ня­ется гнев. Иногда эта пози­ция бывает спра­вед­ли­вой, но иногда — нет. Кроме того, чело­ве­че­ский гнев часто вспы­хи­вает сти­хийно и часто выхо­дит из-под кон­троля.

Бог же нико­гда не дей­ствует вопреки спра­вед­ли­во­сти. Божий гнев всегда пра­ве­ден и всегда направ­ля­ется во благо того, на кого изли­ва­ется. Бог нико­гда не выхо­дит из состо­я­ния рав­но­ве­сия, Он всегда Себе равен, всегда Тот же. О любом чело­ве­че­ском или демо­ни­че­ском пре­ступ­ле­нии Ему известно от веч­но­сти, равно как известно и то, каким именно обра­зом Он отре­а­ги­рует на каждый гре­хов­ный посту­пок, каждую гре­хов­ную мысль.

Почему Божий гнев име­ну­ется гневом?

Чело­ве­че­ское осуж­де­ние и нака­за­ние нередко сопро­вож­да­ется или даже вызы­ва­ется про­яв­ле­нием гнева. По ана­ло­гии с чело­ве­че­ским судом суд Божий также сопо­став­ля­ется с гневом. В дей­стви­тель­но­сти же нака­за­ние Божие только внешне выгля­дит как гнев. А на деле, в точном пони­ма­нии слова, ника­ких всплес­ков гнева у Бога нико­гда не было и не будет.

В этом же пони­ма­нии сле­дует отно­ситься и к выра­же­нию: «про­гне­вать Бога». Про­гне­вать Бога — не значит выве­сти Его из состо­я­ния мир­ного покоя, а значит вызвать, самому в отно­ше­нии себя, Его пра­вед­ный суд.

***

см.: АНТРО­ПО­МОР­ФИЗМЫ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки