Блудница перед Христом

Блудница перед Христом
  • Дата создания: 1879
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 225×175
  • В Библии: Ин. 8:3-7

Сюжет

В качестве сюжетной линии для своего полотна художник выбрал эпизод евангельской истории о Христе и блуднице, избавленной Им от возможной расправы со стороны иудеев: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? <…> Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин.8:3-7).

Описание

«Блудница перед Христом» – картина, написанная русским художником Исааком Львовичем Аскназием на основе библейской истории о женщине, получившей прощение от Господа за грех прелюбодеяния.

На картине художник изобразил столкновение Иисуса Христа и иудеев в храме, куда Иисус пришел, чтобы учить людей Слову Божьему. Большое количество людей пришло послушать проповеди Спасителя, и они обступили его. На изображении представлено большое количество народа. Кто-то сидит на ступенях, кто-то стоит. Среди собравшихся и мужчины, и женщины. Христос находится на небольшом возвышении, художник поместил Его фигуру в центр картины. Рядом со Спасителем изображены фарисеи, которые искали повода, чтобы уличить Его в неисполнении закона. Им выпал случай поймать женщину, которая совершила прелюбодеяние, и они привели ее к Христу, чтобы уловить Его в нечестии, задав каверзный вопрос, как с ней поступить. Зная о милосердии Спасителя, о Его сострадательности и о Его отношении к грешникам, они полагали, что Он попросту пощадит эту женщину, дав им повод обвинить Его Самого в неуважении закона. Но Христос спас её от возможной расправы, поступив вопреки их ожиданиям.

Мастер изобразил блудницу, пригнувшей колено. Она с мольбой и надеждой обращена к Спасителю, на что, помимо положения её корпуса указывают её мимика и её жест. Она сильно напугана, так как хорошо понимает, что ей грозит. Ей страшно умирать и она просит помилования. Толпа настроена по отношению к ней решительно – мы видим лица законников, в них нет ни тени сомнения, что закон должен быть исполнен. Он установлен со времен Моисея и никто не посмеет его нарушить. Но Христос пришёл, чтобы явить силу Своей безграничной любви и прощения, а потому спрашивает собравшихся, кто из них без греха. На их лицах читается недоумение и растерянность. У кого-то из них просыпается совесть, иные удивлены самим ответом, которого не ожидали от Спасителя.

Христос даёт возможность грешникам (а в данном случае грешнице-прелюбодейке) раскаяться. Он мягко призывает к Себе, будучи милосердным и сострадательным.

История

Произведение «Блудница перед Христом» было создано художником в 1879 году. Оно являлось выпускной работой, итогом многолетней учебы Исаака Львовича в Академии художеств в Санкт-Петербурге. К этому времени живописец, с детства обладавший незаурядными художественными способностями, уже сформировал свой стиль и проявлял данный ему Богом талант в написании картин. «Блудница перед Христом» оказалась настолько глубокой по содержанию и блестящей по технике исполнения, что И. Л. Аскназий был удостоен за неё большой золотой медали и пансионерской поездки в Европу.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Оксана, 21.05.2024

    В Евангелии эта сцена выглядит совсем по-другому, чем ее представил художник. (Ин. 8:3-11). Христос в Евангелии — сосредоточен, погружен в Свои мысли, он пишет на земле перстом, не отвлекаясь на явно демонстрационное, вызывающее поведение фарисеев, которые привели к Нему женщину. В этой сцене Он – воплощение спокойствия, ни с кем не спорит, и поднимает голову, чтобы сказать одну-две веские решающие фразы и снова низко опускает ее. Ему достаточного этого, чтобы пришедшие стали расходиться.
    В этой же картине Спаситель показан в противостоянии с фарисеями, Он словно включился в общий шум, в дискуссию. Особенно очевидна эта дискуссия показывается через визуальное противопоставление – фигуры Христа и фигуры фарисея на переднем плане, и одеяния их художник выделяет цветом синим и красным. Между ними – диалог, причем Христос – говорит, а фарисей высокомерно слушает. Упавшая на колено женщина в театрально-академической позе моления добавляет еще больше движения, «шума». В Евангельской сцене женщина стояла, и эта поза представляется более напряженной, чем та, что мы видим на картине. Возможно, что сначала она даже не знала, не понимала, Кто сидит перед ней. Уже потом, когда все обличители ушли, и она осталась со Христом, спасенная от мучительной смерти грешница, возможно, осознала, Кто ее спас.
    Так что лично для меня картина никак не перекликается со строчками Евангелия, в которых идет речь о происходящем в картине. С другой стороны, художник имеет право на собственное прочтение сюжета (если это прочтение сознательно не уводит от главного, не искажает ничего).

    Ответить »
    • kozhelga, 21.05.2024

      Если посмотреть другие работы художника, то, конечно, можно увидеть свободную интерпретацию Евангелия. Акцент здесь действительно на противостоянии Христа и фарисеев, что в общем объясняется религиозной ситуацией времени: в этот период начинаются религиозно-философские искания интеллигенции, и, конечно же, актуализируется тема фарисейства и искренней, сердечной веры.Данная тема становится магистральной в русской литературе, в искусстве.

      Ответить »