Иродиада с дочерью, ожидающая главы св. Иоанна Предтечи

Иродиада с дочерью, ожидающая главы св. Иоанна Предтечи
  • Дата создания: 1861
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Мк. 6:14-29; Мф. 14:1-12.

Сюжет

Сюжетом для данного полотна послужило евангельское повествование о том, как на пиру у правителя Галилеи Ирода дочь Иродиады (по преданию ее звали Саломея) так очаровала его своим танцем, что он дал ей клятву исполнить любое ее желание. Девушка, не зная, о чем просить, обратилась к своей матери. Та ненавидела Иоанна Крестителя, публично обличавшего ее безнравственное поведение, а также поведение самого Ирода, за что Иоанн и был заключен последним в темницу. Теперь Иродиаде представился удобный для мести случай. По ее наущению Саломея потребовала у Ирода голову Иоанна на блюде и получила желаемое.

Описание

Согласно традициям академической живописи Василий Худяков попытался подробно передать в картине историческую обстановку, в которой происходило событие, но главное внимание он уделил внутреннему состоянию своих героинь.

Юная Саломея с опущенной вниз головой и ярким румянцем на щеках явно смущена, она огорчена своим опрометчивым поступком. На ее плечо опирается в томительном ожидании Иродиада с побледневшим красивым лицом: она в отличие от дочери непреклонна в своем настойчивом желании избавиться от того, кто ее открыто обличал. В ее душе нет ни капли раскаяния – дело, задуманное ею, сделано, а об остальном печалиться не следует.

На заднем плане мы видим палача, выносящего отсеченную главу Иоанна Крестителя – ее должна получить Саломея в качестве подарка от обезумевшего царя Ирода, который в пьяном угаре готов был свершить столь страшное преступление.

Художник раскрывает перед зрителем коварство греха, здесь и грех распутства и пьянства, которому предается Ирод, дошедший до убийства, грех гордыни и прелюбодейства Саломеи, ее бездушие, бесчувствие к людям, грех Иродиады, которая ради своей репутации готова идти до конца – до устранения неудобного ей человека. Образ Иродиады отталкивает – ее холодная красота, сочетающаяся с крайней жестокостью и развращенностью свидетельствует о глубине ее падения.

Картина привлекает внимание не только своим сюжетом, но и большим мастерством исполнения. Художник традиционно разбивает картину на три плана: на первом плане Иродиада и Саломея – мать и дочь, чьи характеры близки. Совершённое убийство объединяет их вместе, хотя Саломея колеблется, однако мать умело управляет дочерью, для нее важна цель, ради которой она и использует все доступные ей средства. На втором плане мы видим стражника, отворяющего врата темницы, на третьем – оруженосца с отсеченной головой святого Иоанна Крестителя.

Ярким светом выделены фигуры матери и дочери, облаченных в роскошные одежды. В качестве контраста показана голова Крестителя, которую выносит из мрака темницы палач. Средний план переходный – стражник, отворяющий дверь, освещен наполовину, приотворенная тяжелая дверь открывает перед зрителем пространство темницы. От нее веет холодом и сыростью.

История

Художник получил хорошее профессиональное образование, которое дало ему возможность совершенствоваться в живописи.

В 1856-1860 годах на собственные средства Худяков совершил поездку по Германии, Франции, Италии. Жил преимущественно в Риме и Неаполе до тех пор, пока Московское общество любителей искусства в 1860 году не вызвало его для занятий в должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В том же году за написанную в Италии по заказу графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта «Игра в шары» Академия художеств возвела Худякова в звание профессора. Картина «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» была написана в 1861 году и получила хорошие отзывы.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Ольга, 11.09.2024

    «грех гордыни и прелюбодейства Саломеи» — тут смысловая ошибка. Прелюбодейство (супружеская измена) совершала Иродиада, а не Саломея. Саломея была молодой незамужней женщиной и максимум могла иметь грех блуда, то есть вести половую жизнь вне брака. Она никак не может иметь грех прелюбодейства.

    «царя Ирода, который в пьяном угаре готов был свершить самое страшное преступление» — по-сути, Ирод в пьяном виде только пообещал, а его приказание отрубить голову Иоанну Крестителю, это вынужденная мера, тк он дал обещание, и поэтому должен был его сдержать. После этого Ирод каялся и сожалел.

    Ответить »
    • kozhelga, 11.09.2024

      В том и психология греха, совершенного Саломеей: «Мне сказали, я сделала, Я тут ни при чем». А если бы поступила иначе, отказалась просить голову Иоанна Крестителя? Также и с нами, увы! Сказал начальник на работе: «сделай приписку». Ну чего такого страшного, подправить цифры в отчете? А в результате совершена кража. Это грех не менее тяжкий.
      Потом обратите внимание на танец Саломеи, для чего она танцевала? Ради соблазна, чтобы царь прельстился ее красотой и попал в расставленную ловушку. Это грех еще более отвратительный, чем замысел Иродиады. Здесь и гордость от того, что удалось заманить в ловушку, прельстить своей красотой, и блуд.

      Ответить »