Апостол Пётр проповедует в катакомбах

Стыка Ян (1858–1925)
Апостол Пётр проповедует в катакомбах
  • Дата создания: 1901-1902 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?

Сюжет

В основу сюжета положена сцена из романа Г. Сенквевича «Камо грядеши», в котором автор использовал документальные источники по истории раннего христианства, в частности известного сочинения известного римского историка Публия Корнелия Тацита «Анналы». По словам Г. Сенкевича, в 1893 году он осматривал Рим с Тацитом в руках. О замысле своего произведения Сенкевич писал: «Вчитываясь в “Анналы”, я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу».

Описание

Перед зрителем показан эпизод из жизни первых христиан. Действие происходит в катакомбах – местах для захоронений, которые использовались христианами в качестве своеобразных убежищ, в которых мог укрываться любой человек, бежавший от преследования властей.

Художник изображает подземную залу с прорубленным арочными входом и окном, откуда открывается вид на бескрайние просторы пригорода Рима. На отвесной скале в виде белого облака изображена фигура Иисуса Христа, как бы Наблюдающего за молящимися людьми, собравшимися вместе. В окружении многочисленной толпы мужчин и женщин, выделяется стоящий на небольшом возвышении Святой апостол Петр, возглашающий проповедь.

Люди по-разному реагируют на слова Апостола: на переднем плане в окружении мужчин молодая девушка поднимает руки, чтобы лучше разглядеть возникшее в проеме арки явление Спасителя, Которого не видят остальные люди. Вероятно, художник изобразил Лигию — первую христианку, чья жизнь и судьба описана в романе Г. Сенкевича.

Справа от зрителя изображена женщина в белом хитоне, которая стоит напротив Петра о чем-то глубоко задумавшись. Можно предположить, что это Эвника — еще один персонаж романа. Рядом с ней внимательно слушает речь Апостола юноша с ребенком, позади на коленях стоят супруги, погруженные в сосредоточенную молитву.

Лица слушателей художник намеренно изобразил размытыми, в полумраке подземелья, освещенном скудным светом горящего костра, разведенного посередине и бросающего яркие блики на фигуры рядом стоящих слушателей. На первом плане в пространстве подземелья изображен фонарь, в котором мерцают языки пламени, символизирующие огонь веры, зарождающейся в сердцах людей, пришедших послушать проповедь Апостола. Еще недавно испытывающие сомнение, они отныне имеют в сердце твердую веру, чтобы проповедовать учение Христа другим народам, не страшась пыток, идя на смерть ради высшей истины.

История

В 1901 году известный польский художник Ян Стыка создал живописную панораму из 15 картин, иллюстрирующих ключевые моменты «Камо грядеши». Панорама была показана во многих странах Европы и в России.

Критика

Работа неоднократно выставлялась в качестве обширной панорамы, состоящей из серии картин. Оценивая в целом весьма невысоко общий уровень представленных работ на религиозные темы, А. В. Луначарский писал о картине следующее: «Гвоздем выставки является живопись славянина: триптих известного панорамиста Яна Стыки. Это сильная и интересная работа. Посредине — тайное собрание христиан в катакомбах. Таинственное освещение факелами. Возбужденное лицо апостола Петра, поднявшего руки и агитирующего в экстазе свою подпольную аудиторию. Слева знаменитая сцена „Quo vadis?“: Петр лежит ниц в стыде и уничижении; над ним, уже тая в вечернем воздухе, прозрачный призрак белого Христа, несущего крест. Не понимающий происходящего мальчик нагнулся и тревожно хватает апостола за плечо. Направо — проповедь Петра, уже вышедшего из подполья и проповедующего народным массам, легионерам, представителям разных классов, urbi et orbi. Его слушают с разными чувствами, но с глубоким вниманием. Все три части триптиха сделаны сильно: фигуры рельефны, лепка их выдает навыки панорамиста, психология выражена»

 

Комментировать