-
Дата создания: 1624-1625 гг.
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 134×96 см
-
В Библии: Нав. 10:12-13
Сюжет
Перед зрителем представлен сюжет из Книги Исход, иллюстрирующий сражение израильтян под предводительством Иисуса Навина против армии царя иерусалимского Адониседека, состоявшееся под Гаваоном. Царство амореев в то время было одним из могущественных. Сначала амореи начали наступать и в результате сражение затянулось. Тогда Иисус Навин помолился Господу, чтобы солнце не зашло, и чтобы продлился день. Он сказал перед израильтянами: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» Бог услышал его просьбу. «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… Стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день!» (Нав. 10:12-13).
Описание
Перед нами разворачивается грандиозная сцена сражения израильтян под предводительство Иисуса Навина с неприятельскими войсками. Как известно, амореи обладали свирепым нравом и были жестоки в бою.
Все пространство картины заполнено фигурами сражающихся воинов, чьи тела переплелись друг с другом в непримиримой схватке так, что сложно разобрать где свои, а где чужие. Израильтяне узнаются по доспехам: художник изобразил их в облике римских легионеров, сражающихся за свою веру.
Следуя традиции академизма, он использует полотно в качестве театральных кулис, где разворачивается главное действие. Изображая батальную сцену, живописец не показывает искалеченных тел, здесь нет также изувеченных, истекающих кровью. Но, тем е менее, на ожесточенную битву указывает присутствие красного цвета, символизирующий войну, точнее Бога войны Марса, облаченного обычно в алый плащ. Однако обилие оттенков красного наводит на мысль о множестве пролитой крови.
На переднем плане – воины идут в наступление, выстроившись в ряд, они преследуют противника, который с остервенением сопротивляется. Но исход победы явно на стороне Иисуса Навина и его храброго войска – Небо со рваными клочьями облаков и сияющее солнце предвещают скорую победу израильтян.
Необычный стиль исполнения, проявившийся в перегруженности композиции и динамики планов, ближе скорее работам французских мастеров второй школы Фонтенбло.
История
Перед нами одно из ранних произведений мастера, выполненное около 1624-1625 года, вскоре после прибытия художника в Рим. Известно о двух батальных полотнах: «Битве израильтян с амалкитянами» (Государственный Эрмитаж) и «Битве израильтян с амореями» (ГМИИ им. А.С. Пушкина).
В 1685 году обе картины находились в парижском собрании маршала Франции герцога Анн-Жюля де Ноая и после его смерти были унаследованы его сыном Адрианом-Морисом. В 1766 году они уже принадлежали собранию Жозефа фон Дюфрена в Мюнхене, где в следующем году были выставлены на распродажу, окончательно состоявшуюся в 1770 году в Амстердаме. Там они были куплены по заказу императрицы Екатерины II для Эрмитажа. Картина «Битва израильтян с аморреями» в 1927 году была передана из Эрмитажа в ГМИИ А.С. Пушкина.
Рекомендуемая литература
- Толкования на Книга Иисуса Навина 10:12
- Тест: Книга Иисуса Навина
- Праведный Иису́с Навин, праотец
- Гаваон Библейская энциклопедия
- Амореи Библейская энциклопедия
- Народ израильский прот. Сергий Смирнов
- Иисус Навин – воин во имя Господа А.С. Десницкий
- Завоевание Земли Обетованной митр. Вениамин (Пушкарь)
- Толкование на книгу Иисуса Навина проф. А.П. Лопухин
- Книга Иисуса Навина прот. Геннадий Егоров
- Иисус Навин. Завоевание и разделение земли обетованной
Комментировать