Сюжет
Источником, откуда черпались прорицания деятелей дохристианских времён в XVI в. стали известные памятники древнерусской литературы: это «Пророчества еллинских мудрецов», «Сказание о сивиллах», известные в нескольких редакциях и пришедшие с Запада. Эти сказания были распространены и на греческом Востоке.
Именно в такой обстановке потребовалось укрепить богословские догматы за счёт ссылок на наследие Античности. Вот почему на росписях папертей Благовещенского собора предстают древнегреческие и древнеримские мыслители и легендарные сивиллы, которые будто бы предсказали предшествие Христа. В руках они держат развёрнутые свитки-хартии с приписываемыми им изречениями о боговоплощении, неразделимости ипостасей Троицы, о деве Марии или нравоучительными апофегмами. «Этим указывалось, — писал Н.Д. Извеков, — с одной стороны на то, что неясный свет истинного богопознания не был чужд лучшим людям и среди язычников, которые иногда восходили до созерцания божественных истин, познавая Бога, Его присносущную силу и божество через рассматривание природы. С другой же стороны, допущение подобных изображений может быть объяснено и оправдано известным обычаем древних учителей христианской церкви убеждать своих противников в истине христианства мнениями лучших языческих философов…» (Извеков Н.Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1916. С. 66).
Описание
Одной из достопримечательностей храма являются образы эллинских мудрецов, представленных в качестве предвестников Спасителя Иисуса Христа. Их мы встречаем не только на фресках, но и на медных пластинах так называемых «златых врат», расположенных в северном и западном порталах храма. На вратах северного входа, на нижних пластинах мы видим изображения пяти античных философов и Сивиллы, представленных во весь рост. Их трудно однозначно всех идентифицировать, но можно с определенной долей уверенности утверждать, что на северных дверях представлены Афродитиан, Гомер, Менандр и Гермес Трисмегист, а также царица Савская, на западных пророк Валаам (в сопутствующей ему надписи также представленный как философ), Еврипид, Плутарх, Платон с Аполлоном (в известной нам уже иконографии и гробом), Диоген и Сивилла. Своими позами, одеждой, коронами, текстом изречений они напоминают образы из галереи и являются составными частями композиции «Древа Иессева». О точной дате этих изображений ничего неизвестно, но, скорее всего, это вторая половина XVI в.
В отличие от медных пластин, образы философов и мудрецов на фресках представлены более детально. Из двенадцати «еллинских мудрецов» можно более детально разглядеть лишь изображения Аристотеля, Сивиллы, Фукидида, Плутарха и Вергилия.
Главный акцент в изображении философов ставится на выразительности образа. Фигуры изображены плоскостно, силуэты четко очерчены. Лики написаны желтой охрой по коричневому санкирю с тонкими описями и белильными штрихами. Колорит построен на сочетании желтой и красной охры, а также зеленой краски. В ликах философов художник стремиться передать характерные черты персонажей.
В галерее показаны избранные иллюстрации медных пластин и фресок.
На первой иллюстрации перед нами медные врата, на которых показано изображение философов Афродитиана и Гомера, проповедующих о Христе. Оба они представлены в позе оратора, с воздетыми руками. Философы облачены в длинные гиматии, на головах их восточные тюрбаны, напоминающие царскую корону. Рядом с ним слова пророчеств: у Афродитиана: «Христу родитися от девица чистыя святыя Мариа, в него же и аз верую», у Гомера: «Светило земным въсияет в языцех Христос , ходити начнет странно и съвокупити хотя земная с небесными».
На второй иллюстрации представлена фреска с изображением Вергилия, которое дошло до нас в наилучшем состоянии.
Древнеримский поэт представлен в полный рост, в шляпе с широкими полями, на европейский манер, в красном плаще и синем гиматии. В руках он держит свиток с пророчеством: «Светило земный возсияет во языцех. Христос ходити начнет странно и съвокупити хотя земная с небесными». Фигура эллинского поэта изображена на синем фоне.
Третья иллюстрация – Фукидид. Он изображен в люнете прясел северо-западного угла галереи. Известный древнегреческий историк, предсказавший явление Иисуса Христа в мир, изображен древним старцем, облаченным в восточные одежды. На голове его тюрбан. Руки подняты в молитвенном жесте. В правой руке он держит свиток с пророчеством.
На четвертой иллюстрации на пластине медных врат показано изображение Царицы Савской. Ее облик ассоциируется с аллегорией Премудрости Божией Софии, облаченной в корону. Позади нее изображено седалище, рядом с ней – храм с башнями и куполами, над которым возвышается фигура Иисуса Христа. Здесь явная аллюзия на известное изречение: «Премудрость созда себе дом», указывающая прообразовательно на богочеловечество Иисуса Христа.
К сожалению, большинство фресок дошло до нас в очень плохом состоянии, в том числе благодаря неудачным поновлениям 1648 г., 1721 г. и особенно конца XIX в. Тем, не мене, их содержание, богословский смысл является важной вехой в истории христианского искусства.
История
Среди многих храмов и зданий, которые составляют великолепный ансамбль Московского Кремля своё собственное, достойное место занимает Благовещенский собор, который был домовой церковью государей Московских, вплоть до постройки Верхоспасского собора.
Отстроенный по распоряжению великого князя Ивана III в камне в течение 1484-1489 гг., взамен предыдущего деревянного, Благовещенский собор был расписан изнутри в 1508 г.
Дореволюционные авторы приписывали создание данных фресок Фёдору Едикееву.Однако в последнее время есть мнение, что росписи принадлежат Феодосию — одному из сыновей великого иконописца Дионисия.
Известно, что после разрушительного пожара, вспыхнувшего в 1547 году, собор сильно пострадал, был восстановлен, а затем достроен. Так в 152-1564 гг. над сводами галерей появляются небольшие одноглавые приделы, две глухие главы были добавлены и с западной стороны. В 1572 году с юго-восточной стороны по приказу царя Ивана Грозного была сделана пристройка. Южный придел стал личной молельней царя. Небольшие изменения произошли и в последующее время – в XVIII-XIX вв.
Особенностью Благовещенского Собора стала фресковая роспись, в составе которой появились весьма необычные для того времени иконографические образы античных философов и поэтов, вызывающих у современного зрителя удивление и некоторое недоумение. Однако такая традиция не была новой – она была распространена в греческих монастырях и сохранилась до нашего времени. Как отмечал известный исследователь И.К. Кондратьев, «Приняв во внимание, что в XV в., и ещё ранее, одни только духовные лица занимались науками и что большая часть наших митрополитов были родом греки, можно полагать, что они, имея полное уважение к своим древним философам, хотели почтить память их, и приказали поместить лица их на паперти и для больше важности написать на держимых ими хартиях изречения, согласующиеся с истинами христианской религии» (Кондратьев И.К. Московский Кремль. Святыни и достопамятности. Историческое описание соборов, церквей и монастырей. М., 1910. С. 55).
Есть таже мнение, что древнегреческие философы – предтечи христианства, разработав свою специфическую терминологию, внесли свой вклад в формирование терминологии христианского богословия. Так в богословский лексикон входят такие понятия, как «сущность». «ипостась», «энергия», которые использовались Святыми Отцами Церкви в споре с различными еретиками, искажавшими истины Православного учения.
Есть мнение, что отсылка к древнегреческим философам была не случайна и в политическом плане – здесь мы видим связь с концепцией «Москвы – Третьего Рима», которая стала после гибели византийской империи, единственным оплотом Православия. В это время особенно подчеркивалась связь русских государей с греками: в частности, рождается легенда о преемственности власти московских государей от римских императоров, опосредованную через Византийскую империю, Киевскую Русь и Великое княжество Владимирское.
Еще одна версия – роспись стен является своеобразным богословским трактатом, который раскрывает учение о единосущии и нераздельности Троицы. Сам термин «сущность» присутствовал в трудах античных философов и использовался при защите троического догмата известными учителями Церкви, в частности, свт. Афанасием Александрийским, выступившим против ереси Ария. Как раз во время царствования Ивана Грозного на Руси распространяются еретические движения стригольников и жидовствующих, ересь Феодосия Косого, Матвея Башкина, искажающие троический догмат, Божественность Иисуса Христа, всеобщее воскресение мертвых и пр.
Расположение фресок в притворе не случайно: это преддверие храма. Тоже самой касается и изображения философов на медных пластинах, на дверях: античные философы, предугадывают некоторые христианские идеи, в частности, в их системах содержится учение о Едином Боге. Но, поскольку, они не были христианами, то их изображение не может быть во внутреннем пространстве в храме. Миссия философов – предвещать то, что потом будет раскрыто в Христианстве. Отсюда и изображение Сивиллы, образ которой связан с предсказанием о явлении в мир Мессии – Спасителя рода человеческого.
То же самое касается греческих писателей. Вергилий в «Энеиде» дает прообраз ада и рая, он становится проводником Данте в ад в «Божественной комедии».
Еще одна версия изображений философов – влияние Ренессанса, искусство которого опирается на античные образы. Ренессансные художники также проводили параллель с христианством, считая античных философов «предтечами» христианства, впервые выдвинувших учение о Едином Божестве. «Таким изображением отцы наши, — высказался московский митрополит Филарет, — хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма». Именно в такой обстановке потребовалось укрепить богословские догматы за счёт ссылок на наследие Античности.
Комментировать