Горе вам, книжники и фарисеи

Горе вам, книжники и фарисеи

Сюжет

Полемика Иисуса Христа с фарисеями описана в Евангелии от Матфея. Христос начинает беседовать со старейшинами – книжниками и фарисеями перед входом в Иерусалим. Обличая их лицемерие, Спаситель приоткрывает тайну последних времен и Второго пришествия. Неоднократно Христос приводит примеры фарисейского лицемерия, укоряя их в том, что внешнее благочестие не имеет ничего общего с внутренним состоянием души: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27).

Описание

Перед зрителем предстает сцена противостояния Спасителя и книжников, к которым обращены обличительные слова. На первом плане предстает массивная храмовая колоннада, за которой открывается вид на площадь. Зритель видит сидящих на деревянных скамьях книжников и фарисеев. Одни из них дремлют, не прилагая усилий услышать слова, обращенные к ним, другие, проявив некоторую долю внимания, открыто насмехаются над речью Христа. На лицах их выражение самодовольства, гордости, превосходства. Считая себя праведными людьми, они уверены в том, что уже спасены, в отличие от простых грешников. Для них пришествие Мессии непонятно, неожиданно и не нужно. Напротив них Христос в окружении людей, рукой он указывает на тех, кто считает себя духовной элитой, пользующейся почетом и уважением. Выражение лица Спасителя строго, обличительная речь Его достигает накала – толпа, слушая ее, пребывает в сомнении, не зная, какую сторону принять. Опасаясь книжников, она безмолвствует, прекрасно зная, что слова Спасителя во многом справедливы, но все же пересиливает страх быть схваченным и призванным к ответу.

Среди смятения и замешательства один Христос без тени страха произносит речь. Цель Его обличения – призвать народ израильский, его учителей к покаянию: ведь Царство Божие приблизилось, уже при дверях стоит Господь, взывая к Своим чадам. Слова Спасителя раскрывают суть Его учения – имейте Бога в сердце, только любовь спасает, исцеляет, возводит к небу. Не только внешние дела, но вера спасает человека. Но фарисеи остаются глухи, и вскоре их же руками исполнен будет смертный приговор Тому, Кто призывал людей к спасению, желая, чтобы их сердца открылись Богу…

Картина отличается оригинальной, насыщенной, непринуждённой композицией: здесь зритель как будто присутствует при встрече Спасителя с фарисеями и книжниками. Техническое мастерство художника проявляется в расстановке фигур, в тщательной прорисовке деталей. Кроме этого, здесь присутствует удивительное использование цвета и света при тщательной проработке одежды людей, их лиц. Следует отметить также мягкость акварельных штрихов при достаточной контрастности изображений, что сближает художника с мастерами импрессионизма.

История

Данная работа принадлежит к циклу акварелей «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля в Париже. Ныне они принадлежат Бруклинскому Музею. Цикл по Ветхому Завету мастер не успел завершить, остановившись на Пятикнижии Моисея, исторических книгах и книге Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 25.05.2025
    В этой работе действие разворачивается от центра изобразительного пространства на зрителя, к переднему плану. Центр, конечно же, Христос, Его рука, поднятая в ораторским жесте, одновременно указует на тех, кого Он обличает. И за этой рукой идет взгляд зрителя, и он (зритель) начинает рассматривать фигуры фарисеев.
    Противостояние Христа и фарисеев художник показывает очень ярко, и делает так, чтобы сразу стало понятно, Кто в этом споре прав. Здесь мы видим противопоставление цветом — часть работы, где находятся фарисеи, воспринимается темной, тяжелой, а та часть, где стоит Спаситель — светлая, легкая.
    Он стоит на фоне колонн (передача визуального ощущение движения вверх), они сидят на лавках(ощущение движения вниз).
    Ответить »