Тест: Крылатые фразы Библии

  • 1. Часть 1. Уточните местонахождение в Библии приводимых крылатых выражений или тех слов, которые легли в основу приводимых выражений:
    Блудный сын


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лк.15:11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение своё между двумя сыновьями; младший пошёл в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение своё. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
    Выражение «блудный сын» значит сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», но чаще в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

  • 2. Вавилонское пленение


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Выражение основано на исторических свидетельствах Священного Писания Ветхого Завета о пленении иудеев вавилонским царём и длительном пребывании их на территории Вавилонского (затем — бывшего вавилонского) царства. В частности, об этом сообщает 136-псалом, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1).

  • 3. Вавилонское столпотворение



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок).
    На церковнославянском "столпотворение" - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).

  • 4. Валаамова ослица


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Один из первых упомянутых в Библии пророков – мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть – означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь…
    Что было дальше, знает всякий, кто знаком с выражением «валаамова ослица». Она заупрямилась, не захотела идти дальше, несмотря на побои, и даже прижала ногу своего хозяина к стене. А когда он совсем рассвирепел и хотел ее убить, заговорила с ним человеческим голосом – и показала своему хозяину ангела, который и преграждал дорогу. Ангел, впрочем, позволил пророку отправиться к «работодателю», но только с одним условием: Валаам должен произнести то пророчество, которое даст ему Господь, а не то, за которое ему обещана плата. В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель – не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24).
    Андрей Десницкий

    Это выражение употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.

  • 5. Кто не работает, тот не ест


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3:10).

  • 6. Кесарю - кесарево, Богу - Божье


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).

  • 7. Волк в овечьей шкуре


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.

  • 8. «Глас вопиющего в пустыне». Где впервые в Библии употреблено это выражение?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение встречаем в ветхозаветной Книге пророка Исаии (Ис.40:3). Кроме того оно использовано в Книгах Нового Завета (Мф.3:3; Мк.1:3; Ин.1:23). В библейском контексте оно указывает на проповедь Предтечи Господня, на приготовление народа к встрече с Богом. В формате светского языка оно, например, употребляется в значении «напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа».

  • 9. Заблудшая овца


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение связано происхождением с евангельской притчей, сообщающей о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф.18:12-13; Лк.15:4-7). В современном значении заблудшая овца — человек, сбившийся с пути истинного.

  • 10. Запретный плод




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Запретными плодами для первозданных людей были плоды дерева познания добра и зла (Быт.2:16-17). В современном светском употреблении запретным плодом часто обозначается «что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещённое или недоступное», либо просто что-либо запрещённое (запрещённые слова, дела, поступки, книги, песни, изображения и пр.).

  • 11. Золотой телец



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Книга «Исход» содержит повествование о поклонении иудеями золотому тельцу вместо Бога (Исх.32:1-4). В наше время под выражением «Золотой телец» может подразумеваться объект поклонения, имеющий значение кумира или идола не только в строго религиозном (строго культовом), но и в переносном значении, например, драгоценности, деньги.

  • 12. Злоба дня


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Злоба дня — актуальная проблема данного времени, забота, попечение. Это выражение связано происхождением с Евангелием: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

  • 13. Змий-искуситель


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Сатана устами змея соблазнил Еву, расположив её вкусить плоды с запретного Дерева познания добра и зла (Быт.3:1-13), после чего уже сама Ева искусила Адама. В результате этого грехопадения прародители были изгнаны из Рая. В практике светского словоупотребления выражение «змий-искуситель» может прилагаться к тому человеку, который искушает другого, подталкивая его ко греху.

  • 14. Избиение младенцев


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Когда царю Ироду Великому стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он, желая избавиться от Него как от потенциально возможного конкурента на царский престол, велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Мф.2:16), полагая, что Христос окажется в их числе. Со временем выражение «избиение младенцев» стало использоваться и в более широком смысле, обозначая расправу над беззащитными.

  • 15. Иудин поцелуй


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В Евангелии рассказано о предательстве одного из двенадцати учеников Христа — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 26,48—49; Марк, 14,44; Лука, 22,47).
    Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении «предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы».

  • 16. Камень преткновения


    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    О камне преткновения сообщается и в Священном Писании Ветхого Завета (Ис.8:14), и в Священном Писании Нового Завета (Рим.9:31-33). В богословии это образное выражение часто служит символом Христа и Его учения. В светском пространстве данное выражение употребляется в значении «затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле».

  • 17. «Не хлебом единым»


    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    Мысль о том, что «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор.8:3), была озвучена Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф.4:4; Лк.4:4). В настоящее время выражение «не хлебом единым» употребляется в том значении, что «человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей».

  • 18. Подставить другую щёку




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39) — так наставлял Своих последователей Господь Иисус Христос. В современном мире это выражение употребляется как в христианском значении, так и в не христианском. В не христианском значении оно может быть использовано, например, для характеристики трусливого поведения, внешне выражаемого в непротивлении насилию.

  • 19. «Не от мира сего». Кто произнёс: «Я не от сего мира»?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение употреблял Господь Иисус Христос: «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23); «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18:36). Этим выражением, в частности, указывалось на Божественное достоинство Христа, на то, что Его Царство есть Царство Божье. В то же время этими словами Божественное противопоставляется греховно-мирскому. В современном небогословском обиходе выражение «не от мира сего» может использоваться в значении «не такой, как все», «странный», «особенный», «иной».

  • 20. Не сотвори себе кумира



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Это требование было озвучено Богом; оно выражало запрет поклонятся ложным богам, идолам (Исх.20:4; Втор.5:8). В настоящее время оно может употребляться в широком значении, например, в качестве запрета слепо следовать за кем-либо, чем-либо (например, за лидером тоталитарной секты), почитать кого-либо, что-либо словно идола (например, «звёздного» артиста, певца, спортсмена).

  • 21. Притча во языцех


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Выражение «и бу́деши та́мо... въ при́тчу и по́вѣсть во всѣ́хъ язы́цѣхъ» (Втор.28:37) было использовано для предостережения еврейского народа от уклонения от Истинного Бога. Если этот народ, всё же, будет жить в беззаконии, он станет «ужасом, притчею и посмешищем у всех народов». В современном, пространном смысле выражение «Притча во языцех» означает то, что получило широкую известность, что находится у всех на устах, что сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки (p.s. притча — краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово «языци» — языки, наречия, а также — народы, племена).

  • 22. Всё тайное становится явным


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В Евангелии от Марка (Мк.4:22) и от Луки (Лк.8:17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
    Это выражение употребляется в прямом смысле.

  • 23. Козёл отпущения



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Козлом отпущения во времена Ветхого Завета назывался козёл, на которого, согласно обрядовым требованиям закона Моисея, символически возлагались грехи, совершённые израильским народом, после чего он изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев.16:21-22).
    В светском обиходе выражение употребляется в значении: «человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других» или просто «несправедливо обвинённый, “назначенный” виновным человек, “крайний”».

  • 24. Манна небесная


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Манной небесной называлась особая пища, посылавшаяся Богом израильскому народу во время их странствования по пустыне (Исх.16:14-16; Исх.16:31). В наше время манной небесной могут обозначаться разного рода блага, приобретение которых связано с тем, что в светском понимании именуется везением.

  • 25. Метать бисер


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение связано с евангельскими словами: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. − бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
    В наше время оно может употребляться в значении: понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими их оценить (понапрасну проповедовать перед такими людьми, что-либо им объяснять, о чём-либо их просить, к чему-либо побуждать и т. п.).

  • 26. Не взирая на лица


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    О вариантах взирания на лицо сообщалось и в Священном Писании Ветхого Завета (Иов.33:26; Пс.16:15). Требование не различать лиц также зафиксировано в Писании Ветхого Завета: "не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие" (Втор.1:17). Однако выражение «не взирая на лица» употреблено в Писании Нового Завета, в Послании Иакова: «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак.2:1). Значение выражения «не взирая на лица» подразумевает «не испытывая (и не проявляя) лицеприятия», «не выражая угодливости, человепоклонства» и т. п.

  • 27. Око за око, зуб за зуб


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев.24:20) (см. также в Исх.21:24; Втор.19:21) — таково требование ветхозаветного закона, регламентировавшего степень ответственности за преступление. Значение этого требования не ограничивалось тем, что виновник не должен был остаться ненаказанным, но проявлялось и в том, что строгость наказания не должна была превышать тяжести вины преступника. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причём местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. В современной же интерпретации выражение "око за око" осмысливается как призыв к мести.

  • 28. Юдоль плача


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Выражение «юдо́ль плаче́вная» содержится в Библии (Пс.83:6-7), в церковно-славянском переводе. В современной интерпретации оно означает: долина плача (церк.-слав.: юдоль — низменное место, долина; иносказательно — здешний мир, земная жизнь). В светском употреблении оно может использоваться в значении «земная жизнь с её горестями и страданиями» или «место, исполненное плача, тоски».

  • 29. Тяжесть выше сил


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение использовалось ещё с ветхозаветных времён, оно зафиксировано в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова: «Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя» (Сир.13:2). В современном словоупотреблении выражение «тяжесть выше сил» может использоваться как в буквальном значении, так и в переносном, например: непомерное бремя, непосильная ноша.

  • 30. В поте лица


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Слова «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:19) были сказаны Богом согрешившему Адаму перед его изгнанием из Рая. В современном употреблении выражение «в поте лица» означает: «тяжким трудом».

  • 31. Вернуться на круги своя


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Мысль о возвращении на круги свои (по-церковнославянски − «на круги своя») отражена в Книге «Экклезиаст»: «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл.1:6). Выражение «вернуться на круги своя» означает: «возвратиться в исходную точку», «к прежнему положению вещей», «к прежним условиям» и т. п.

  • 32. Власть предержащие



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Вот слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим.13:1). По-церковнославянcки выражение «высшим властям» звучит как «власте́мъ предержа́щымъ». В современной языковой практике выражение «влать придержащие» часто используется в ироническом смысле по отношению к начальству.

  • 33. Внести свою лепту


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Лепта — мелкая медная монета. Две лепты — таков был вклад бедной вдовицы в храмовую сокровищницу. Лепта — мелкая монета. Между тем, по словам Христа, две лепты вдовы стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк.12:41-44; Лк.21:1-4). В современном употреблении выражение «внести свою лепту» означает: «внести посильный вклад», «принять участие в общем деле» и т. п.

  • 34. Во главе угла


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22).
    Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).

  • 35. Время разбрасывать камни, время собирать камни


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение встречается в Книге «Экклезиаст»: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру» (Еккл.3:1-8). В современном употреблении это выражение имеет значение: всему своё время.

  • 36. Выпить чашу до дна


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Такого рода выражение встречается в Книге пророка Исаии: «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис.51:17). Выпить чашу до дна — претерпеть испытание до конца.

  • 37. Всякой твари по паре


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение связано своим происхождением с библейским повествованием о Всемирном потопе (Быт.6:19-20, 7:1-8). В наше время оно часто употребляется в ироническом смысле, например, по отношению к пёстрой компании.

  • 38. Глас вопиющего в пустыне


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю.
    Употребляется в значении: отчаянный призыв.

  • 39. Голубь мира


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение связано происхождением с повествованием о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт.8:11). Впоследствии образ голубя с масличной (оливковой) ветвью стал использоваться как символ примирения, символ мира. Голубем мира может обозначаться и этот образ (когда, например, он воспроизводится в изобразительном искусстве), и человек — например, борец за мир или посланник — участник переговоров по поводу установления мира.

  • 40. Грехи молодости


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В Священном Писании Ветхого Завета содержится выражение «грехи юности моей»: «Грехи юности моей ... не вспоминай ... Господи!» (Пс.24:7). В современном языке выражение «грехи молодости» нередко используется в отношении прежних грехов человека, совершённых им, когда он был юн, молод.

  • 41. Дом, построенный на песке


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Этот словесный образ представлен в Евангелии: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:26-27). В широком значении дом, построенный на песке — нечто зыбкое, непрочное, ненадёжное.

  • 42. Жнёт, где не сеял


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Образ человека, который жнёт, где не сеял, был представлен в Евангелии: «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25:24); «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19:21). Сегодня он используется для характеристики человека, который несправедливо пользуется плодами чужого труда (паразитирует на чужом труде).

  • 43. Зарывать талант в землю


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение имеет основание в евангельской притче о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф.25:14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей. Зарывать талант в землю — не использовать талант по назначению, не дать развиться тем или иным врождённым способностям.

  • 44. Земля обетованная


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Землёй обетованной в библейском контексте именуется земля, обещанная Богом еврейскому народу (древняя Палестина) (эту землю народ получил после избавления от египетского рабства, после сорокалетнего странствования по пустыне): «...в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его...» (Чис.11:12); «возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» (Втор.1:8). Апостол Павел называл эту землю обетованной (Евр. 11:9). В современном светском употрблении земля обетованная — «благодатное» (доходное, плодородное, «тёплое») место.

  • 45. Ищите и обрящете


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает - "ищите и найдете" (Матф. 7:7; Лук. 11:9).

  • 46. Камня на камне не оставить


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение имеет основание в евангельском повествовании: "Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено" (Мф.24:2). В данном фрагменте приведены пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через несколько десятилетий после Распятия Христа. Камня на камне не оставить — разрушить до основания.

  • 47. Книга за семью печатями


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Этот словесный образ заимствован из Апокалипсиса: "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё" (Откр. 5:1-3). В светском языке выражение «книга за семью печатями» может означать нечто недоступное, хорошо скрытое и/или охраняемое.

  • 48. Колосс на глиняных ногах


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Этот образ связан происхождением с библейским пассажем о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2:31-35). В современном широком значении колосс на глиняных ногах — нечто грандиозное с виду, имеющее легко уязвимые места.

  • 49. Корень зла


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение встречается в Книге Иова: "Как будто корень зла найден во мне" (Иов.19:28). Кроме того оно встречается в Писании Нового Завета: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1Тим.6:10). Корень зла — источник зла.

  • 50. Кто не со мною, тот против меня


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире нет среднего пути. Народная мудрость гласит на этот счет: «От Бога отстал - к сатане пристал».

    Мы должны помнить, что эти слова Спасителя как ярким лучом освещают весь хаос теперешней жизни. Господь точно и коротко говорит: "Кто не со Мной, тот против Меня". Христианин не может безразлично относиться к истине и к не истине, правде и неправде. Есть люди, которые, как говорят, стоят по ту сторону добра и зла, как они сами о себе думают. Но это показывает в действительности, что они, сами отчета себе в том не отдавая, целиком на стороне зла. А вот кто со Спасителем, тот сознательно Ему служит. Он Его святой закон берет, как руководство для себя, и постоянно старается жизнь свою строить так, как учит Господь, как нам указывает Евангелие. Не напрасны же слова Спасителя: "Не слушающий Меня, не исполняющий Моих слов будет иметь себе судью — слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". Поэтому христианин и должен слово Божие хранить, как зеницу ока и направлять по нему свою жизнь, чтобы оно не осудило его на последнем Суде.
    митрополит Филарет (Вознесенский)

  • 51. Кто с мечом придет, от меча и погибнет


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).

  • 52. Краеугольный камень


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение встречается в Книге Пророка Исаии: "Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый" (Ис. 28:16). Под краеугольным камнем подразумевался Мессия, Господь Иисус Христос. Эта параллель отчётливо отражена апостолом в Послании к Ефесянам: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:19-20). В светском употреблении краеугольный камень — нечто основообразующее, основополагающее.

  • 53. Не ведают, что творят


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят».

  • 54. Не судите, да не судимы будете


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф., 7:1 ).

  • 55. Неопалимая купина


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В буквальном значении неопалимая купина (церк.-слав.) — несгорающий (терновый) куст, а в библейском повествовании: горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх.3:2). В настоящее время выражение «неопалимая купина» может символизировать нечто вечное, непреходящее.

  • 56. Нести свой крест


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19:17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27:32; Марк. 15:21; Лук. 23:26).

  • 57. Нет пророка в своем отечестве


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение связано происхождением со словами Христа: «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк.4:24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф.13:57; Мк.6:4). В настоящее время оно нередко используется в широком значении: в ближайшем окружении человека часто не замечают тех или иных его достоинств, талантов, заслуг и пр.

  • 58. Ни на йоту не уступить


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф.5:18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф. Выражение «ни на йоту не уступить» может использоваться в современном языке как в значении «исполнить нечто в точности», так и в значении «не уступить ни на малость».

  • 59. Ничтоже сумняшеся


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Такого рода выражение встречается в Апостоле: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак.1:6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Сегодня это выражение часто употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь, не колеблясь, не сомневаясь.

  • 60. Что сверх этого, то от лукавого


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37) — слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землёю, Иерусалимом и головою клянущегося. Под лукавым, в православном употреблении этого слова, часто подразумевается дьявол (или иной представитель лукавых демонических сил). В современном светском употреблении выражение «от лукавого» может характеризовать сомнительное, авантюрное предложение (совет).

  • 61. Отделять плевелы от зёрен


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В одной из евангельских притч сообщается о том, как враг посеял плевелы (сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, остерегаясь того, чтобы при выборке плевел не выдергать пшеницы, решил дождаться созревания её и тогда уже поручить жнецам выбрать сорняки, чтобы их сжечь (Мф. 13:24-30; 36-43). В широком смысле: отделять плевелы от пшеницы — отделять лжи от истины, плохое от хорошего.

  • 62. Отряхнуть прах от своих ног


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф.10:14), а также Мк.6:11; Лк.9:5; Деян.13:51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой. В современном употреблении выражение «отряхнуть прах от своих ног» может означать: навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием.

  • 63. (Первым) бросить камень




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин.8:7) — слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличённую в прелюбодеянии. Эти слова побуждают задуматься: а правильно ли, греша самому, требовать наказания другого грешника, словно сам являешься безгрешным?

  • 64. Посыпать голову пеплом


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Посыпать голову пеплом или землёю в знак скорби — древний еврейский обычай: «и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов.2:12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя ... пепел» (Есф.4:1). В современном светском употреблении «посыпать голову пеплом» означает: выражать крайнюю скорбь, отчаяние.

  • 65. Путеводная звезда


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Путеводная звезда (в данном случае) — Вифлиемская звезда, указывавшая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф.2:9). В современном языке выражение «путеводная звезда» может иметь значение: то, что служит ориентиром в жизни и/или деятельности, направляет чью-либо жизнь, деятельность.

  • 66. Святая святых



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую мог только первосвященник один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26:33).

  • 67. Скрежет зубов


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    «Там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) - слова Иисуса Христа об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

  • 68. Слуга двух господ


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В Евангелии отражена мысль о невозможности полноценного служения двум Господам одновременно: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк.16:13). В широком значении слуга двух господ — человек, который пытается угодить сразу многим.

  • 69. Служить маммоне


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Маммона - богатство или земные блага.

  • 70. Содом и Гоморра


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    О городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распутство их жителей (Быт. 19:24-25), известно из Книги «Бытие». Выражение «Содом и Гоморра» может указывать как на грех однополых скексуальных отношений, так и на грубую распущенность вообще.

  • 71. Соль земли


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    «Вы — соль земли» (Мф.5:13) — слова Иисуса Христа по отношению к Его последователям. В современном широком употреблении соль земли — люди, радеющие как о своей духовно-нравственной чистоте, так и о духовном процветании общества (в древности соль считалась символом чистоты).

  • 72. Суета сует


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Суета сует. Имеется ввиду малость людских дел и трудов перед Богом. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!» (Еккл. 1:2).

  • 73. Труба иерихонская


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Это выражение связано происхождением с повествованием об осаде иудеями города Иерихона, когда в связи со звуком священных труб и громогласным криком осаждающих рухнули стены города (Нав. 6). В современном употреблении выражение «труба иерихонская» означает — не в меру громкий звук, рёв, голос и т. п.

  • 74. Тьма кромешная


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".

  • 75. Умывать руки (устраниться от ответственности)




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Повествование об умовении рук (Пилатом) в знак выражения невиновности содержится в Евангелии от Матфея: "Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Мф.27:24). В формате современного светского языка выражение «умывать руки» может означать: выходить из дела; устраниться от ответственности и т. п.

  • 76. Фарисейство (лицемерие)


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой отличались показным строгим исполнением обрядовых сторон ветхозаветной религии. Христос, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23:13-15; Лук. 11:44).

  • 77. Фиговый листок


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего - либо, а также лицемерное прикрытие чего - либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3:7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

  • 78. Фома неверующий


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). В наше время выражение «Фома неверующий», употребляемое в широком смысле, означает: сомневающийся человек.

  • 79. Хлеб насущный


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф.6:11) (см. также: Лк.11:3) — это слова из молитвы Гоподней. В светском употреблени «хлеб насущный» — то, что необходимо для жизни.

  • 80. Хляби небесные


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Выражение «хляби небесные» зафиксировано в Писании Ветхого Завета, в повествовании о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились (и҆ хлѧ̑би небє́сныѧ ѿверзо́шасѧ)» (Быт.7:11). По-церковнославянски «окна» — «хляби». Ныне выражение «хляби небесные» может употребляться в шуточной форме, указывая на проливной дождь.

  • 81. Хранить, как зеницу ока


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).

  • 82. Каинова печать


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Каинова печать цивилизации

    Каинова печать – это образ, образ того, что человек, предавший себя дьяволу, изменяется. Изменяется не только душой, но даже всем своим обликом. Вот посмотрите на человека, который явно согрешает: вот, например, вор, рэкетир, даже посмотрев на лицо его, можно увидеть, что он как бы человек, но как бы уже и нет, отчасти. Это печать Каина, печать лукавого проявляется на его лице.
    протоиерей Максим Козлов

  • 83. Хам



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Хам — один из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Из Библейского повествования мы видим, что он оказался непочтительным к своему отцу, вследствие чего подвергся проклятию его сын (внук Ноя) — Ханаан (Быт.9:25). Ранее в русском языке слово «хам» не совсем соответствовало современному понятию «невоспитанный грубый человек», сколько было синонимом слова «раб, чернь» в память о злополучных ханаанянах. Достаточно вспомнить ругательство «хамово отродье» или известную пословицу «Из хама не будет пана». Слово быстро вошло в арсенал всё того же дворянства, коим оно величало низшие сословия. Сегодня слово «хам» обозначает грубого, плохо воспитанного человека.

  • 84. Для чистых всё чисто



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    "Для чистых все чисто; а для осквернен­ных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекают­ся, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу"(Тит.1:15–16).

  • 85. Часть 2. Какое из приведённых выражений имеет основание в Священном Писании?









    Правильный ответ: №5
    Верно!
    Комментарий:

    О пире вавилонского царя Валтасара сообщается в Библии (Книга пророка Даниила, 5), во время этого пира царь проявил кощунство и святотатство, в связи с чем таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин.
    Употребляется в значении «весёлая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия». «Жить Валтасаром» — беспечно роскошествовать.

  • 86. Есть ли в Библии фраза «ложь во спасение»?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идёт во благо обманываемому.
    Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному прочтению библейского текста. В Библии не содержится выражения «ложь во спасение». В церковнославянском переводе текста Библии есть выражение: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасётся» (Пс.32:17). Русский перевод этого стиха: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Таким образом, здесь говорится не о лжи во спасение, а о неуместности выбора опоры на коня (исключительно на свои силы, на военную мощь и т. п.) вместо опоры Бога.

  • 87. Кому принадлежит фраза, послужившая основой для призыва «Перекуём мечи на орала»?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). Орало − плуг.

  • 88. Какое значение имеет слово «допотопный» в выражениях «допотопные времена», «допотопная техника», «допотопные сооружения», «допотопные правила» (и т. п.), используемых в современном светском языке?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Слово «допотопный» употребляется в значении: очень древний, существовавший как бы чуть ли не до всемирного потопа.

  • 89. Выражение «знамения времён» изначально основано на понятии, использовавшемся во времена:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В Писании Ветхого Завета содержится множество фрагментов с употрблением слова «знамение». В частности там есть фрагмент с употреблением фразы «знамение века» (Сир.43:6), а также : «Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса и последствия лет и времён» (Прем.8:8). В священном Писании Нового Завета оно употреблено именно в той форме, в которой представлно в вопросе: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф.16:3). В современном словоупотреблении знамение времён — явление, характерное для того времени, которое оно знаменует.

  • 90. С чем, по соображению библеистов, связана цена (продажи Христа) в тридцать сребренников?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф.26:15). Эта цифра называется ценой Оценённого (Мф.27:9). Об этой цене Оценённого предсказывали ещё пророки Иеремия (Иер., гл. 18,19 и 32) и, с буквальной точностью исполнения, Захария (Зах.11:12). Взята эта цена Оценённого из оценки жизни раба или рабыни по закону Моисея. Во Второй книге Моисея Исход мы читаем: Если вол забодает мужчину или женщину до смерти... и если хозяин его был извещён, что… вол бодлив был и вчера и третьего дня... то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти... Но... если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями (Исх.21:28-29,32). Ясно, что жизнь раба оценена в тридцать сиклей серебра и за смерть раба платили эту сумму хозяину как собственнику раба.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки