-
1. Часть 1. Уточните местонахождение в Библии приводимых крылатых выражений или тех слов, которые легли в основу приводимых выражений:
Блудный сын
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Луки святое благовествование, глава 15Комментарий:Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лк.15:11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение своё между двумя сыновьями; младший пошёл в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение своё. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Выражение «блудный сын» значит сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», но чаще в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях». -
2. Вавилонское пленение
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Псалом 136Комментарий:Выражение основано на исторических свидетельствах Священного Писания Ветхого Завета о пленении иудеев вавилонским царём и длительном пребывании их на территории Вавилонского (затем — бывшего вавилонского) царства. В частности, об этом сообщает 136-псалом, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1).
-
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 11Комментарий:Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок).
На церковнославянском "столпотворение" - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9). -
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Числа, глава 22Комментарий:Один из первых упомянутых в Библии пророков – мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть – означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь…
Что было дальше, знает всякий, кто знаком с выражением «валаамова ослица». Она заупрямилась, не захотела идти дальше, несмотря на побои, и даже прижала ногу своего хозяина к стене. А когда он совсем рассвирепел и хотел ее убить, заговорила с ним человеческим голосом – и показала своему хозяину ангела, который и преграждал дорогу. Ангел, впрочем, позволил пророку отправиться к «работодателю», но только с одним условием: Валаам должен произнести то пророчество, которое даст ему Господь, а не то, за которое ему обещана плата. В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель – не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24).
Андрей Десницкий
Это выражение употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим. -
5. Кто не работает, тот не ест
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Кто не работает, тот не естКомментарий:«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3:10).
-
6. Кесарю - кесарево, Богу - Божье
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Динарий кесаревКомментарий:Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).
-
7. Волк в овечьей шкуре
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: ЛжепророкиКомментарий:Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.
-
8. «Глас вопиющего в пустыне». Где впервые в Библии употреблено это выражение?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Книга пророка Исаии, глава 40Комментарий:Это выражение встречаем в ветхозаветной Книге пророка Исаии (Ис.40:3). Кроме того оно использовано в Книгах Нового Завета (Мф.3:3; Мк.1:3; Ин.1:23). В библейском контексте оно указывает на проповедь Предтечи Господня, на приготовление народа к встрече с Богом. В формате светского языка оно, например, употребляется в значении «напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа».
-
9. Заблудшая овца
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 18.Комментарий:Это выражение связано происхождением с евангельской притчей, сообщающей о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф.18:12-13; Лк.15:4-7). В современном значении заблудшая овца — человек, сбившийся с пути истинного.
-
10. Запретный плод
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Грех первородныйКомментарий:Запретными плодами для первозданных людей были плоды дерева познания добра и зла (Быт.2:16-17). В современном светском употреблении запретным плодом часто обозначается «что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещённое или недоступное», либо просто что-либо запрещённое (запрещённые слова, дела, поступки, книги, песни, изображения и пр.).
-
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Исход, глава 32Комментарий:Книга «Исход» содержит повествование о поклонении иудеями золотому тельцу вместо Бога (Исх.32:1-4). В наше время под выражением «Золотой телец» может подразумеваться объект поклонения, имеющий значение кумира или идола не только в строго религиозном (строго культовом), но и в переносном значении, например, драгоценности, деньги.
-
12. Злоба дня
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 6Комментарий:Злоба дня — актуальная проблема данного времени, забота, попечение. Это выражение связано происхождением с Евангелием: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».
-
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 3Комментарий:Сатана устами змея соблазнил Еву, расположив её вкусить плоды с запретного Дерева познания добра и зла (Быт.3:1-13), после чего уже сама Ева искусила Адама. В результате этого грехопадения прародители были изгнаны из Рая. В практике светского словоупотребления выражение «змий-искуситель» может прилагаться к тому человеку, который искушает другого, подталкивая его ко греху.
-
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Комментарий:В Священном Писании множество раз говорится о гибели младенцев, в том числе (дословно) об «избиении младенцев»: 1Мак.2:9; Мф.2:16. Но именно убийство младенцев по приказу царя Ирода широко известно как «Избиение младенцев» и в христианской литературе, и в светской.
-
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 26Комментарий:В Евангелии рассказано о предательстве одного из двенадцати учеников Христа — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 26,48—49; Марк, 14,44; Лука, 22,47).
Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении «предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы». -
16. Камень преткновения
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Материалы для изучения: Первое соборное послание святого апостола Петра, глава 2Комментарий:О камне преткновения сообщается и в Священном Писании Ветхого Завета (Ис.8:14), и в Священном Писании Нового Завета (Рим.9:31-33). В богословии это образное выражение часто служит символом Христа и Его учения. В светском пространстве данное выражение употребляется в значении «затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле».
-
17. «Не хлебом единым»
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Комментарий:Мысль о том, что «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор.8:3), была озвучена Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф.4:4; Лк.4:4). В настоящее время выражение «не хлебом единым» употребляется в том значении, что «человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей».
-
18. Подставить другую щёку
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Подставить другую щёку?Комментарий:«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39) — так наставлял Своих последователей Господь Иисус Христос. В современном мире это выражение употребляется как в христианском значении, так и в не христианском. В не христианском значении оно может быть использовано, например, для характеристики трусливого поведения, внешне выражаемого в непротивлении насилию.
-
19. «Не от мира сего». Кто произнёс: «Я не от сего мира»?
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: От Иоанна святое благовествование, глава 8Комментарий:Это выражение употреблял Господь Иисус Христос: «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23); «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18:36). Этим выражением, в частности, указывалось на Божественное достоинство Христа, на то, что Его Царство есть Царство Божье. В то же время этими словами Божественное противопоставляется греховно-мирскому. В современном небогословском обиходе выражение «не от мира сего» может использоваться в значении «не такой, как все», «странный», «особенный», «иной».
-
20. Не сотвори себе кумира
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Исход, глава 20Комментарий:Это требование было озвучено Богом; оно выражало запрет поклонятся ложным богам, идолам (Исх.20:4; Втор.5:8). В настоящее время оно может употребляться в широком значении, например, в качестве запрета слепо следовать за кем-либо, чем-либо (например, за лидером тоталитарной секты), почитать кого-либо, что-либо словно идола (например, «звёздного» артиста, певца, спортсмена).
-
21. Притча во языцех
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Второзаконие, глава 28Комментарий:Выражение «и бу́деши та́мо... въ при́тчу и по́вѣсть во всѣ́хъ язы́цѣхъ» (Втор.28:37) было использовано для предостережения еврейского народа от уклонения от Истинного Бога. Если этот народ, всё же, будет жить в беззаконии, он станет «ужасом, притчею и посмешищем у всех народов». В современном, пространном смысле выражение «Притча во языцех» означает то, что получило широкую известность, что находится у всех на устах, что сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки (p.s. притча — краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово «языци» — языки, наречия, а также — народы, племена).
-
22. Всё тайное становится явным
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Марка святое благовествование, глава 4Комментарий:В Евангелии от Марка (Мк.4:22) и от Луки (Лк.8:17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
Это выражение употребляется в прямом смысле. -
23. Козёл отпущения
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Левит, глава 16Комментарий:Козлом отпущения во времена Ветхого Завета назывался козёл, на которого, согласно обрядовым требованиям закона Моисея, символически возлагались грехи, совершённые израильским народом, после чего он изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев.16:21-22).
В светском обиходе выражение употребляется в значении: «человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других» или просто «несправедливо обвинённый, “назначенный” виновным человек, “крайний”». -
24. Манна небесная
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Исход, глава 16Комментарий:Манной небесной называлась особая пища, посылавшаяся Богом израильскому народу во время их странствования по пустыне (Исх.16:14-16; Исх.16:31). В наше время манной небесной могут обозначаться разного рода блага, приобретение которых связано с тем, что в светском понимании именуется везением.
-
25. Метать бисер
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 7Комментарий:Это выражение связано с евангельскими словами: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. − бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
В наше время оно может употребляться в значении: понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими их оценить (понапрасну проповедовать перед такими людьми, что-либо им объяснять, о чём-либо их просить, к чему-либо побуждать и т. п.). -
26. Не взирая на лица
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Соборное послание святого апостола Иакова, глава 2Комментарий:О вариантах взирания на лицо сообщалось и в Священном Писании Ветхого Завета (Иов.33:26; Пс.16:15). Требование не различать лиц также зафиксировано в Писании Ветхого Завета: "не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие" (Втор.1:17). Однако выражение «не взирая на лица» употреблено в Писании Нового Завета, в Послании Иакова: «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак.2:1). Значение выражения «не взирая на лица» подразумевает «не испытывая (и не проявляя) лицеприятия», «не выражая угодливости, человепоклонства» и т. п.
-
27. Око за око, зуб за зуб
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Левит, глава 24Комментарий:"Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев.24:20) (см. также в Исх.21:24; Втор.19:21) — таково требование ветхозаветного закона, регламентировавшего степень ответственности за преступление. Значение этого требования не ограничивалось тем, что виновник не должен был остаться ненаказанным, но проявлялось и в том, что строгость наказания не должна была превышать тяжести вины преступника. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причём местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. В современной же интерпретации выражение "око за око" осмысливается как призыв к мести.
-
28. Юдоль плача
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Псалом 83Комментарий:Выражение «юдо́ль плаче́вная» содержится в Библии (Пс.83:6-7), в церковно-славянском переводе. В современной интерпретации оно означает: долина плача (церк.-слав.: юдоль — низменное место, долина; иносказательно — здешний мир, земная жизнь). В светском употреблении оно может использоваться в значении «земная жизнь с её горестями и страданиями» или «место, исполненное плача, тоски».
-
29. Тяжесть выше сил
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (13:2)Комментарий:Это выражение использовалось ещё с ветхозаветных времён, оно зафиксировано в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова: «Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя» (Сир.13:2). В современном словоупотреблении выражение «тяжесть выше сил» может использоваться как в буквальном значении, так и в переносном, например: непомерное бремя, непосильная ноша.
-
30. В поте лица
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 3Комментарий:Слова «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:19) были сказаны Богом согрешившему Адаму перед его изгнанием из Рая. В современном употреблении выражение «в поте лица» означает: «тяжким трудом».
-
31. Вернуться на круги своя
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Екклезиаст, глава 1Комментарий:Мысль о возвращении на круги свои (по-церковнославянски − «на круги своя») отражена в Книге «Экклезиаст»: «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл.1:6). Выражение «вернуться на круги своя» означает: «возвратиться в исходную точку», «к прежнему положению вещей», «к прежним условиям» и т. п.
-
32. Власть предержащие
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Православие и государствоКомментарий:Вот слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим.13:1). По-церковнославянcки выражение «высшим властям» звучит как «власте́мъ предержа́щымъ». В современной языковой практике выражение «власть придержащие» часто используется в ироническом смысле по отношению к начальству.
-
33. Внести свою лепту
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Марка святое благовествование, глава 12Комментарий:Лепта — мелкая медная монета. Две лепты — таков был вклад бедной вдовицы в храмовую сокровищницу. Лепта — мелкая монета. Между тем, по словам Христа, две лепты вдовы стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк.12:41-44; Лк.21:1-4). В современном употреблении выражение «внести свою лепту» означает: «внести посильный вклад», «принять участие в общем деле» и т. п.
-
34. Во главе угла
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Псалом 117Комментарий:Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22).
Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7). -
35. Время разбрасывать камни, время собирать камни
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Екклезиаст, глава 3Комментарий:Это выражение встречается в Книге «Экклезиаст»: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру» (Еккл.3:1-8). В современном употреблении это выражение имеет значение: всему своё время.
-
36. Выпить чашу до дна
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Книга пророка Исаии, глава 51Комментарий:Такого рода выражение встречается в Книге пророка Исаии: «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис.51:17). Выпить чашу до дна — претерпеть испытание до конца.
-
37. Всякой твари по паре
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 6Комментарий:Это выражение связано своим происхождением с библейским повествованием о Всемирном потопе (Быт.6:19-20, 7:1-8). В наше время оно часто употребляется в ироническом смысле, например, по отношению к пёстрой компании.
-
38. Глас вопиющего в пустыне
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Книга пророка Исаии, глава 40Комментарий:Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю.
Употребляется в значении: отчаянный призыв. -
39. Голубь мира
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 8Комментарий:Это выражение связано происхождением с повествованием о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт.8:11). Впоследствии образ голубя с масличной (оливковой) ветвью стал использоваться как символ примирения, символ мира. Голубем мира может обозначаться и этот образ (когда, например, он воспроизводится в изобразительном искусстве), и человек — например, борец за мир или посланник — участник переговоров по поводу установления мира.
-
40. Грехи молодости
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Псалом 24Комментарий:В Священном Писании Ветхого Завета содержится выражение «грехи юности моей»: «Грехи юности моей ... не вспоминай ... Господи!» (Пс.24:7). В современном языке выражение «грехи молодости» нередко используется в отношении прежних грехов человека, совершённых им, когда он был юн, молод.
-
41. Дом, построенный на песке
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 7Комментарий:Этот словесный образ представлен в Евангелии: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:26-27). В широком значении дом, построенный на песке — нечто зыбкое, непрочное, ненадёжное.
-
42. Жнёт, где не сеял
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Луки святое благовествование, глава 19Комментарий:Образ человека, который жнёт, где не сеял, был представлен в Евангелии: «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25:24); «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19:21). Сегодня он используется для характеристики человека, который несправедливо пользуется плодами чужого труда (паразитирует на чужом труде).
-
43. Зарывать талант в землю
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 25Комментарий:Это выражение имеет основание в евангельской притче о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф.25:14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей. Зарывать талант в землю — не использовать талант по назначению, не дать развиться тем или иным врождённым способностям.
-
44. Земля обетованная
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 11Комментарий:Землёй обетованной в библейском контексте именуется земля, обещанная Богом еврейскому народу (древняя Палестина) (эту землю народ получил после избавления от египетского рабства, после сорокалетнего странствования по пустыне): «...в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его...» (Чис.11:12); «возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» (Втор.1:8). Апостол Павел называл эту землю обетованной (Евр. 11:9). В современном светском употрблении земля обетованная — «благодатное» (доходное, плодородное, «тёплое») место.
-
45. Ищите и обрящете
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 7Комментарий:Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает - "ищите и найдете" (Матф. 7:7; Лук. 11:9).
-
46. Камня на камне не оставить
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 24Комментарий:Это выражение имеет основание в евангельском повествовании: "Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено" (Мф.24:2). В данном фрагменте приведены пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через несколько десятилетий после Распятия Христа. Камня на камне не оставить — разрушить до основания.
-
47. Книга за семью печатями
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Откровение святого Иоанна Богослова, глава 5Комментарий:Этот словесный образ заимствован из Апокалипсиса: "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё" (Откр. 5:1-3). В светском языке выражение «книга за семью печатями» может означать нечто недоступное, хорошо скрытое и/или охраняемое.
-
48. Колосс на глиняных ногах
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Книга пророка Даниила, глава 2Комментарий:Этот образ связан происхождением с библейским пассажем о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2:31-35). В современном широком значении колосс на глиняных ногах — нечто грандиозное с виду, имеющее легко уязвимые места.
-
49. Корень зла
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Книга Иова, глава 19Комментарий:Это выражение встречается в Книге Иова: "Как будто корень зла найден во мне" (Иов.19:28). Кроме того оно встречается в Писании Нового Завета: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1Тим.6:10). Корень зла — источник зла.
-
50. Кто не со мною, тот против меня
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 12Комментарий:Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире нет среднего пути. Народная мудрость гласит на этот счет: «От Бога отстал - к сатане пристал».
Мы должны помнить, что эти слова Спасителя как ярким лучом освещают весь хаос теперешней жизни. Господь точно и коротко говорит: "Кто не со Мной, тот против Меня". Христианин не может безразлично относиться к истине и к не истине, правде и неправде. Есть люди, которые, как говорят, стоят по ту сторону добра и зла, как они сами о себе думают. Но это показывает в действительности, что они, сами отчета себе в том не отдавая, целиком на стороне зла. А вот кто со Спасителем, тот сознательно Ему служит. Он Его святой закон берет, как руководство для себя, и постоянно старается жизнь свою строить так, как учит Господь, как нам указывает Евангелие. Не напрасны же слова Спасителя: "Не слушающий Меня, не исполняющий Моих слов будет иметь себе судью — слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". Поэтому христианин и должен слово Божие хранить, как зеницу ока и направлять по нему свою жизнь, чтобы оно не осудило его на последнем Суде.
митрополит Филарет (Вознесенский) -
51. Кто с мечом придет, от меча и погибнет
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 26Комментарий:Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).
-
52. Краеугольный камень
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 2Комментарий:Это выражение встречается в Книге Пророка Исаии: "Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый" (Ис. 28:16). Под краеугольным камнем подразумевался Мессия, Господь Иисус Христос. Эта параллель отчётливо отражена апостолом в Послании к Ефесянам: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:19-20). В светском употреблении краеугольный камень — нечто основообразующее, основополагающее.
-
53. Не ведают, что творят
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Луки святое благовествование, глава 23Комментарий:«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят».
-
54. Не судите, да не судимы будете
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 7Комментарий:Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф., 7:1 ).
-
55. Неопалимая купина
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Исход, глава 3Комментарий:В буквальном значении неопалимая купина (церк.-слав.) — несгорающий (терновый) куст, а в библейском повествовании: горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх.3:2). В настоящее время выражение «неопалимая купина» может символизировать нечто вечное, непреходящее.
-
56. Нести свой крест
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Иоанна святое благовествование, глава 19Комментарий:Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19:17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27:32; Марк. 15:21; Лук. 23:26).
-
57. Нет пророка в своем отечестве
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Луки святое благовествование, глава 4Комментарий:Это выражение связано происхождением со словами Христа: «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк.4:24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф.13:57; Мк.6:4). В настоящее время оно нередко используется в широком значении: в ближайшем окружении человека часто не замечают тех или иных его достоинств, талантов, заслуг и пр.
-
58. Ни на йоту не уступить
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 5Комментарий:«Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф.5:18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф. Выражение «ни на йоту не уступить» может использоваться в современном языке как в значении «исполнить нечто в точности», так и в значении «не уступить ни на малость».
-
59. Ничтоже сумняшеся
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Соборное послание святого апостола Иакова, глава 1Комментарий:Такого рода выражение встречается в Апостоле: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак.1:6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Сегодня это выражение часто употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь, не колеблясь, не сомневаясь.
-
60. Что сверх этого, то от лукавого
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 5Комментарий:«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37) — слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землёю, Иерусалимом и головою клянущегося. Под лукавым, в православном употреблении этого слова, часто подразумевается дьявол (или иной представитель лукавых демонических сил). В современном светском употреблении выражение «от лукавого» может характеризовать сомнительное, авантюрное предложение (совет).
-
61. Отделять плевелы от зёрен
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 13Комментарий:В одной из евангельских притч сообщается о том, как враг посеял плевелы (сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, остерегаясь того, чтобы при выборке плевел не выдергать пшеницы, решил дождаться созревания её и тогда уже поручить жнецам выбрать сорняки, чтобы их сжечь (Мф. 13:24-30; 36-43). В широком смысле: отделять плевелы от пшеницы — отделять лжи от истины, плохое от хорошего.
-
62. Отряхнуть прах от своих ног
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 10Комментарий:«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф.10:14), а также Мк.6:11; Лк.9:5; Деян.13:51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой. В современном употреблении выражение «отряхнуть прах от своих ног» может означать: навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием.
-
63. (Первым) бросить камень
Правильный ответ: №4Верно!Материалы для изучения: От Иоанна святое благовествование, глава 8Комментарий:«Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин.8:7) — слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличённую в прелюбодеянии. Эти слова побуждают задуматься: а правильно ли, греша самому, требовать наказания другого грешника, словно сам являешься безгрешным?
-
64. Посыпать голову пеплом
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Книга Иова, глава 2Комментарий:Посыпать голову пеплом или землёю в знак скорби — древний еврейский обычай: «и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов.2:12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя ... пепел» (Есф.4:1). В современном светском употреблении «посыпать голову пеплом» означает: выражать крайнюю скорбь, отчаяние.
-
65. Путеводная звезда
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 2Комментарий:Путеводная звезда (в данном случае) — Вифлиемская звезда, указывавшая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф.2:9). В современном языке выражение «путеводная звезда» может иметь значение: то, что служит ориентиром в жизни и/или деятельности, направляет чью-либо жизнь, деятельность.
-
66. Святая святых
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Исход, глава 26Комментарий:Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую мог только первосвященник один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26:33).
-
67. Скрежет зубов
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 8Комментарий:«Там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) - слова Иисуса Христа об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.
-
68. Слуга двух господ
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Луки святое благовествование, глава 16Комментарий:В Евангелии отражена мысль о невозможности полноценного служения двум Господам одновременно: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк.16:13). В широком значении слуга двух господ — человек, который пытается угодить сразу многим.
-
69. Служить маммоне
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 6Комментарий:Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Маммона - богатство или земные блага.
-
70. Содом и Гоморра
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 19Комментарий:О городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распутство их жителей (Быт. 19:24-25), известно из Книги «Бытие». Выражение «Содом и Гоморра» может указывать как на грех однополых сексуальных отношений, так и на грубую распущенность вообще.
-
71. Соль земли
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 5Комментарий:«Вы — соль земли» (Мф.5:13) — слова Иисуса Христа по отношению к Его последователям. В современном широком употреблении соль земли — люди, радеющие как о своей духовно-нравственной чистоте, так и о духовном процветании общества (в древности соль считалась символом чистоты).
-
72. Суета сует
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Екклезиаст, глава 1Комментарий:Суета сует. Имеется в виду малость людских дел и трудов перед Богом. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!» (Еккл. 1:2).
-
73. Труба иерихонская
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Книга Иисуса Навина, глава 6Комментарий:Это выражение связано происхождением с повествованием об осаде иудеями города Иерихона, когда в связи со звуком священных труб и громогласным криком осаждающих рухнули стены города (Нав. 6). В современном употреблении выражение «труба иерихонская» означает — не в меру громкий звук, рёв, голос и т. п.
-
74. Тьма кромешная
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 8Комментарий:Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
-
75. Умывать руки (устраниться от ответственности)
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 27Комментарий:Повествование об умовении рук (Пилатом) в знак выражения невиновности содержится в Евангелии от Матфея: "Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Мф.27:24). В формате современного светского языка выражение «умывать руки» может означать: выходить из дела; устраниться от ответственности и т. п.
-
76. Фарисейство (лицемерие)
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 23Комментарий:Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой отличались показным строгим исполнением обрядовых сторон ветхозаветной религии. Христос, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23:13-15; Лук. 11:44).
-
77. Фиговый листок
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 3Комментарий:Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего - либо, а также лицемерное прикрытие чего - либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3:7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.
-
78. Фома неверующий
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). В наше время выражение «Фома неверующий», употребляемое в широком смысле, означает: сомневающийся человек.
-
79. Хлеб насущный
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 6Комментарий:«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф.6:11) (см. также: Лк.11:3) — это слова из молитвы Гоподней. В светском употреблени «хлеб насущный» — то, что необходимо для жизни.
-
80. Хляби небесные
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 7Комментарий:Выражение «хляби небесные» зафиксировано в Писании Ветхого Завета, в повествовании о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились (и҆ хлѧ̑би небє́сныѧ ѿверзо́шасѧ)» (Быт.7:11). По-церковнославянски «окна» — «хляби». Ныне выражение «хляби небесные» может употребляться в шуточной форме, указывая на проливной дождь.
-
81. Хранить, как зеницу ока
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Второзаконие, глава 32Комментарий:Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).
-
82. Каинова печать
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 4Комментарий:Каинова печать цивилизации
Каинова печать – это образ, образ того, что человек, предавший себя дьяволу, изменяется. Изменяется не только душой, но даже всем своим обликом. Вот посмотрите на человека, который явно согрешает: вот, например, вор, рэкетир, даже посмотрев на лицо его, можно увидеть, что он как бы человек, но как бы уже и нет, отчасти. Это печать Каина, печать лукавого проявляется на его лице.
протоиерей Максим Козлов -
83. Хам
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Бытие, глава 9Комментарий:Хам — один из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Из Библейского повествования мы видим, что он оказался непочтительным к своему отцу, вследствие чего подвергся проклятию его сын (внук Ноя) — Ханаан (Быт.9:25). Ранее в русском языке слово «хам» не совсем соответствовало современному понятию «невоспитанный грубый человек», сколько было синонимом слова «раб, чернь» в память о злополучных ханаанянах. Достаточно вспомнить ругательство «хамово отродье» или известную пословицу «Из хама не будет пана». Слово быстро вошло в арсенал всё того же дворянства, коим оно величало низшие сословия. Сегодня слово «хам» обозначает грубого, плохо воспитанного человека.
-
84. Для чистых всё чисто
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Апостола Павла послание к ТитуКомментарий:"Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу"(Тит.1:15–16).
-
85. Часть 2. Какое из приведённых выражений имеет основание в Священном Писании?
Правильный ответ: №5Верно!Материалы для изучения: Книга пророка Даниила, глава 5Комментарий:О пире вавилонского царя Валтасара сообщается в Библии (Книга пророка Даниила, 5), во время этого пира царь проявил кощунство и святотатство, в связи с чем таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин.
Употребляется в значении «весёлая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия». «Жить Валтасаром» — беспечно роскошествовать. -
86. Есть ли в Библии фраза «ложь во спасение»?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Псалом 32Комментарий:Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идёт во благо обманываемому.
Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному прочтению библейского текста. В Библии не содержится выражения «ложь во спасение». В церковнославянском переводе текста Библии есть выражение: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасётся» (Пс.32:17). Русский перевод этого стиха: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Таким образом, здесь говорится не о лжи во спасение, а о неуместности выбора опоры на коня (исключительно на свои силы, на военную мощь и т. п.) вместо опоры Бога. -
87. Кому принадлежит фраза, послужившая основой для призыва «Перекуём мечи на орала»?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Книга пророка Исаии, глава 2Комментарий:Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). Орало − плуг.
-
88. Какое значение имеет слово «допотопный» в выражениях «допотопные времена», «допотопная техника», «допотопные сооружения», «допотопные правила» (и т. п.), используемых в современном светском языке?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Беседа о потопеКомментарий:Слово «допотопный» употребляется в значении: очень древний, существовавший как бы чуть ли не до всемирного потопа.
-
89. Выражение «знамения времён» изначально основано на понятии, использовавшемся во времена:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: От Матфея святое благовествование, глава 16Комментарий:В Писании Ветхого Завета содержится множество фрагментов с употреблением слова «знамение». В частности там есть фрагмент с употреблением фразы «знамение века» (Сир.43:6), а также : «Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса и последствия лет и времён» (Прем.8:8). В священном Писании Нового Завета оно употреблено именно в той форме, в которой представлно в вопросе: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф.16:3). В современном словоупотреблении знамение времён — явление, характерное для того времени, которое оно знаменует.
-
90. С чем, по соображению библеистов, связана цена (продажи Христа) в тридцать сребренников?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф.26:15). Эта цифра называется ценой Оценённого (Мф.27:9). Об этой цене Оценённого предсказывали ещё пророки Иеремия (Иер., гл. 18,19 и 32) и, с буквальной точностью исполнения, Захария (Зах.11:12). Взята эта цена Оценённого из оценки жизни раба или рабыни по закону Моисея. Во Второй книге Моисея Исход мы читаем: Если вол забодает мужчину или женщину до смерти... и если хозяин его был извещён, что… вол бодлив был и вчера и третьего дня... то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти... Но... если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями (Исх.21:28-29,32). Ясно, что жизнь раба оценена в тридцать сиклей серебра и за смерть раба платили эту сумму хозяину как собственнику раба.
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать