Тест: Крылатые фразы Библии

  • 1. Часть 1. Уточ­ни­те место­на­хож­де­ние в Биб­лии при­во­ди­мых кры­ла­тых выра­же­ний или тех слов, кото­рые лег­ли в осно­ву при­во­ди­мых выражений:
    Блуд­ный сын
    b questfoto795 - Тест: Крылатые фразы Библии


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние воз­ник­ло из еван­гель­ской прит­чи о блуд­ном сыне (Лк.15:11–32), в кото­рой рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как некий чело­век раз­де­лил име­ние своё меж­ду дву­мя сыно­вья­ми; млад­ший пошёл в даль­нюю сто­ро­ну и, живя рас­пут­но, рас­то­чил име­ние своё. Испы­тав нуж­ду и лише­ния, он вер­нул­ся к отцу сво­е­му; отец сжа­лил­ся над ним, обнял его и поце­ло­вал; и сын ска­зал ему: «Отче! Я согре­шил про­тив неба и пред тобою и уже недо­сто­ин назы­вать­ся сыном тво­им». Но отец велел одеть его в луч­шую одеж­ду и устро­ил в честь него пир, ска­зав: «Ста­нем есть и весе­лить­ся! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, про­па­дал и нашёлся».
    Выра­же­ние «блуд­ный сын» зна­чит сын, вышед­ший из пови­но­ве­ния отцу; упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «чело­век бес­пут­ный, нрав­ствен­но нестой­кий», но чаще в зна­че­нии «рас­ка­яв­ший­ся в сво­их заблуждениях».


  • 2. Вави­лон­ское пленение


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние осно­ва­но на исто­ри­че­ских сви­де­тель­ствах Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Заве­та о пле­не­нии иуде­ев вави­лон­ским царём и дли­тель­ном пре­бы­ва­нии их на тер­ри­то­рии Вави­лон­ско­го (затем — быв­ше­го вави­лон­ско­го) цар­ства. В част­но­сти, об этом сооб­ща­ет 136-пса­лом, в кото­ром гово­рит­ся о тос­ке иуде­ев, нахо­див­ших­ся в вави­лон­ском пле­ну и с пла­чем вспо­ми­нав­ших о сво­ей родине: «При реках Вави­ло­на, там сиде­ли мы и пла­ка­ли, когда вспо­ми­на­ли о Сионе» (Пс.136:1).


  • 3. Вави­лон­ское столпотворение 
    b questfoto797 - Тест: Крылатые фразы Библии



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вави­лон­ское стол­по­тво­ре­ние (в пере­нос­ном смыс­ле — сума­то­ха, пол­ный беспорядок).
    На цер­ков­но­сла­вян­ском “стол­по­тво­ре­ние” — стро­и­тель­ство стол­па, баш­ни. В кни­ге Бытия рас­ска­за­но о попыт­ке людей постро­ить в горо­де Вави­лоне баш­ню до небес, что­бы осу­ще­ствить свои често­лю­би­вые пла­ны и обес­смер­тить себя в гла­зах потом­ков. Бог нака­зал воз­гор­див­ших­ся людей и, сме­шав их язы­ки так, что они пере­ста­ли пони­мать друг дру­га, рас­се­ял их по всей зем­ле (Быт. 11,1–9).


  • 4. Вала­а­мо­ва ослица 
    b questfoto798 - Тест: Крылатые фразы Библии


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Один из пер­вых упо­мя­ну­тых в Биб­лии про­ро­ков – мади­а­ни­тя­нин Вала­ам. Еще когда изра­иль­тяне толь­ко шли к сво­ей обе­то­ван­ной зем­ле, царь Моава Валак нанял его, что­бы про­клясть изра­иль­ский народ. В те вре­ме­на отно­ше­ние к про­ро­че­ско­му сло­ву было исклю­чи­тель­но серьез­ным, и про­клясть – озна­ча­ло при­чи­нить реаль­ный, вовсе не сим­во­ли­че­ский вред. Вала­ам согла­сил­ся, осед­лал свою осли­цу и отпра­вил­ся в путь…
    Что было даль­ше, зна­ет вся­кий, кто зна­ком с выра­же­ни­ем «вала­а­мо­ва осли­ца». Она заупря­ми­лась, не захо­те­ла идти даль­ше, несмот­ря на побои, и даже при­жа­ла ногу сво­е­го хозя­и­на к стене. А когда он совсем рас­сви­ре­пел и хотел ее убить, заго­во­ри­ла с ним чело­ве­че­ским голо­сом – и пока­за­ла сво­е­му хозя­и­ну анге­ла, кото­рый и пре­граж­дал доро­гу. Ангел, впро­чем, поз­во­лил про­ро­ку отпра­вить­ся к «рабо­то­да­те­лю», но толь­ко с одним усло­ви­ем: Вала­ам дол­жен про­из­не­сти то про­ро­че­ство, кото­рое даст ему Гос­подь, а не то, за кото­рое ему обе­ща­на пла­та. В пове­де­нии осли­цы, конеч­но же, заклю­чал­ся глу­бо­кий смысл: дело в вести, а не в вест­ни­ке. Конеч­но же, бес­сло­вес­ное живот­ное было ничуть не выше и не луч­ше зна­ме­ни­то­го про­ро­ка, но имен­но оно помог­ло ему узнать волю Божью. Точ­но так же и Вала­ам, и любой про­ви­дец и тай­но­зри­тель – не вели­кий гуру, а все­го лишь посред­ник, помо­га­ю­щий узнать эту волю дру­гим людям. Итак, Вала­ам отпра­вил­ся к Вала­ку и про­из­нес вме­сто про­кля­тий бла­го­сло­ве­ния, пото­му что так велел ему Гос­подь (Чис 22–24).
    Андрей Дес­ниц­кий

    Это выра­же­ние упо­треб­ля­ет­ся иро­ни­че­ски в при­ме­не­нии к мол­ча­ли­вым и покор­ным людям, неожи­дан­но заго­во­рив­шим, запротестовавшим.


  • 5. Кто не рабо­та­ет, тот не ест


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Если кто не хочет тру­дить­ся, тот и не ешь» (2Фес.3:10).


  • 6. Кеса­рю — кеса­ре­во, Богу — Божье


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кеса­рю — кеса­ре­во, Богу — Божье (каж­до­му — свое). “Итак отда­вай­те кеса­ре­во кеса­рю, а Божие Богу” — ответ Иису­са Хри­ста фари­се­ям на вопрос, нуж­но ли отда­вать подать кеса­рю (Матф. 22,21).


  • 7. Волк в ове­чьей шкуре 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние воз­ник­ло из Еван­ге­лия: «Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков, кото­рые при­хо­дят к вам в ове­чьей одеж­де, а внут­ри суть вол­ки хищ­ные» (Матф. 7,15). Упо­треб­ля­ет­ся как харак­те­ри­сти­ка лице­ме­ра, скры­ва­ю­ще­го свои дур­ные наме­ре­ния под мас­кой добродетели.


  • 8. «Глас вопи­ю­ще­го в пустыне». Где впер­вые в Биб­лии упо­треб­ле­но это выражение?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние встре­ча­ем в вет­хо­за­вет­ной Кни­ге про­ро­ка Иса­ии (Ис.40:3). Кро­ме того оно исполь­зо­ва­но в Кни­гах Ново­го Заве­та (Мф.3:3; Мк.1:3; Ин.1:23). В биб­лей­ском кон­тек­сте оно ука­зы­ва­ет на про­по­ведь Пред­те­чи Гос­под­ня, на при­го­тов­ле­ние наро­да к встре­че с Богом. В фор­ма­те свет­ско­го язы­ка оно, напри­мер, упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «напрас­ный при­зыв к чему-нибудь, оста­ю­щий­ся без вни­ма­ния, без ответа».


  • 9. Заблуд­шая овца 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние свя­за­но про­ис­хож­де­ни­ем с еван­гель­ской прит­чей, сооб­ща­ю­щей о радо­сти хозя­и­на, нашед­ше­го и воз­вра­тив­ше­го в ста­до одну заблу­див­шу­ю­ся овцу (Мф.18:12–13; Лк.15:4–7). В совре­мен­ном зна­че­нии заблуд­шая овца — чело­век, сбив­ший­ся с пути истинного.


  • 10. Запрет­ный плод 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Запрет­ны­ми пло­да­ми для пер­во­здан­ных людей были пло­ды дере­ва позна­ния добра и зла (Быт.2:16–17). В совре­мен­ном свет­ском упо­треб­ле­нии запрет­ным пло­дом часто обо­зна­ча­ет­ся «что-нибудь заман­чи­вое, желан­ное, но запре­щён­ное или недо­ступ­ное», либо про­сто что-либо запре­щён­ное (запре­щён­ные сло­ва, дела, поступ­ки, кни­ги, пес­ни, изоб­ра­же­ния и пр.).


  • 11. Золо­той телец 
    b questfoto804 - Тест: Крылатые фразы Библии



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кни­га «Исход» содер­жит повест­во­ва­ние о покло­не­нии иуде­я­ми золо­то­му тель­цу вме­сто Бога (Исх.32:1–4). В наше вре­мя под выра­же­ни­ем «Золо­той телец» может под­ра­зу­ме­вать­ся объ­ект покло­не­ния, име­ю­щий зна­че­ние куми­ра или идо­ла не толь­ко в стро­го рели­ги­оз­ном (стро­го куль­то­вом), но и в пере­нос­ном зна­че­нии, напри­мер, дра­го­цен­но­сти, деньги.


  • 12. Зло­ба дня 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Зло­ба дня — акту­аль­ная про­бле­ма дан­но­го вре­ме­ни, забо­та, попе­че­ние. Это выра­же­ние свя­за­но про­ис­хож­де­ни­ем с Еван­ге­ли­ем: «Доволь­но для каж­до­го дня сво­ей забо­ты» (Мф.6:34). По-цер­ков­но­сла­вян­ски: «Довле­ет дне­ви зло­ба его».


  • 13. Змий-иску­си­тель
    b questfoto805 - Тест: Крылатые фразы Библии


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сата­на уста­ми змея соблаз­нил Еву, рас­по­ло­жив её вку­сить пло­ды с запрет­но­го Дере­ва позна­ния добра и зла (Быт.3:1–13), после чего уже сама Ева иску­си­ла Ада­ма. В резуль­та­те это­го гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­ли были изгна­ны из Рая. В прак­ти­ке свет­ско­го сло­во­упо­треб­ле­ния выра­же­ние «змий-иску­си­тель» может при­ла­гать­ся к тому чело­ве­ку, кото­рый иску­ша­ет дру­го­го, под­тал­ки­вая его ко греху.


  • 14. Изби­е­ние младенцев 
    b questfoto806 - Тест: Крылатые фразы Библии



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Свя­щен­ном Писа­нии мно­же­ство раз гово­рит­ся о гибе­ли мла­ден­цев, в том чис­ле (дослов­но) об «изби­е­нии мла­ден­цев»: 1Мак.2:9; Мф.2:16. Но имен­но убий­ство мла­ден­цев по при­ка­зу царя Иро­да широ­ко извест­но как «Изби­е­ние мла­ден­цев» и в хри­сти­ан­ской лите­ра­ту­ре, и в светской.


  • 15. Иудин поцелуй
    b questfoto807 - Тест: Крылатые фразы Библии


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Еван­ге­лии рас­ска­за­но о пре­да­тель­стве одно­го из две­на­дца­ти уче­ни­ков Хри­ста — Иуды Иска­ри­о­та; сво­е­го учи­те­ля он пре­дал за трид­цать среб­ре­ни­ков иудей­ским пер­во­свя­щен­ни­кам; при­ве­дя стра­жу в Геф­си­ман­ский сад, где нахо­дил­ся Иисус, Иуда ска­зал, что того, кого он поце­лу­ет, нуж­но взять, и тот­час подо­шел к Иису­су и поце­ло­вал его (Матф., 26,48—49; Марк, 14,44; Лука, 22,47).
    Имя Иуды ста­ло сино­ни­мом пре­да­те­ля; выра­же­ние «иудин поце­луй» упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «пре­да­тель­ский посту­пок, лице­мер­но при­кры­тый про­яв­ле­ни­ем люб­ви, дружбы».


  • 16. Камень преткновения 


    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    О камне пре­ткно­ве­ния сооб­ща­ет­ся и в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хо­го Заве­та (Ис.8:14), и в Свя­щен­ном Писа­нии Ново­го Заве­та (Рим.9:31–33). В бого­сло­вии это образ­ное выра­же­ние часто слу­жит сим­во­лом Хри­ста и Его уче­ния. В свет­ском про­стран­стве дан­ное выра­же­ние упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «затруд­не­ние, на кото­рое натал­ки­ва­ет­ся кто-нибудь в каком-нибудь деле».


  • 17. «Не хле­бом единым»


    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мысль о том, что «Не одним хле­бом живёт чело­век, но вся­ким сло­вом, исхо­дя­щим из уст Гос­по­да» (Втор.8:3), была озву­че­на Иису­сом Хри­стом во вре­мя Его соро­ка­днев­но­го поста в пустыне в ответ на иску­ше­ние сата­ны (Мф.4:4; Лк.4:4). В насто­я­щее вре­мя выра­же­ние «не хле­бом еди­ным» упо­треб­ля­ет­ся в том зна­че­нии, что «чело­век дол­жен забо­тить­ся об удо­вле­тво­ре­нии не толь­ко сво­их мате­ри­аль­ных, но и духов­ных потребностей».


  • 18. Под­ста­вить дру­гую щёку




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «А Я гово­рю вам: не про­тивь­ся зло­му. Но кто уда­рит тебя в пра­вую щеку твою, обра­ти к нему и дру­гую» (Мф.5:39) — так настав­лял Сво­их после­до­ва­те­лей Гос­подь Иисус Хри­стос. В совре­мен­ном мире это выра­же­ние упо­треб­ля­ет­ся как в хри­сти­ан­ском зна­че­нии, так и в не хри­сти­ан­ском. В не хри­сти­ан­ском зна­че­нии оно может быть исполь­зо­ва­но, напри­мер, для харак­те­ри­сти­ки трус­ли­во­го пове­де­ния, внешне выра­жа­е­мо­го в непро­тив­ле­нии насилию.


  • 19. «Не от мира сего». Кто про­из­нёс: «Я не от сего мира»?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние упо­треб­лял Гос­подь Иисус Хри­стос: «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23); «Цар­ство Моё не от мира сего» (Ин.18:36). Этим выра­же­ни­ем, в част­но­сти, ука­зы­ва­лось на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Хри­ста, на то, что Его Цар­ство есть Цар­ство Божье. В то же вре­мя эти­ми сло­ва­ми Боже­ствен­ное про­ти­во­по­став­ля­ет­ся гре­хов­но-мир­ско­му. В совре­мен­ном небо­го­слов­ском оби­хо­де выра­же­ние «не от мира сего» может исполь­зо­вать­ся в зна­че­нии «не такой, как все», «стран­ный», «осо­бен­ный», «иной».


  • 20. Не сотво­ри себе кумира 



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это тре­бо­ва­ние было озву­че­но Богом; оно выра­жа­ло запрет покло­нят­ся лож­ным богам, идо­лам (Исх.20:4; Втор.5:8). В насто­я­щее вре­мя оно может упо­треб­лять­ся в широ­ком зна­че­нии, напри­мер, в каче­стве запре­та сле­по сле­до­вать за кем-либо, чем-либо (напри­мер, за лиде­ром тота­ли­тар­ной сек­ты), почи­тать кого-либо, что-либо слов­но идо­ла (напри­мер, «звёзд­но­го» арти­ста, пев­ца, спортсмена).


  • 21. Прит­ча во языцех 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние «и бу́деши та́мо… въ при́тчу и по́вѣсть во всѣ́хъ язы́цѣхъ» (Втор.28:37) было исполь­зо­ва­но для предо­сте­ре­же­ния еврей­ско­го наро­да от укло­не­ния от Истин­но­го Бога. Если этот народ, всё же, будет жить в без­за­ко­нии, он ста­нет «ужа­сом, прит­чею и посме­ши­щем у всех наро­дов». В совре­мен­ном, про­стран­ном смыс­ле выра­же­ние «Прит­ча во язы­цех» озна­ча­ет то, что полу­чи­ло широ­кую извест­ность, что нахо­дит­ся у всех на устах, что сде­ла­лось пред­ме­том общих раз­го­во­ров, вызы­вая неодоб­ре­ние и насмеш­ки (p.s. прит­ча — крат­кий рас­сказ с нра­во­учи­тель­ным смыс­лом; сло­во «язы­ци» — язы­ки, наре­чия, а так­же — наро­ды, племена).


  • 22. Всё тай­ное ста­но­вит­ся явным


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Еван­ге­лии от Мар­ка (Мк.4:22) и от Луки (Лк.8:17) ска­за­но: «Ибо нет ниче­го тай­но­го, что не сде­ла­лось бы явным, ни сокро­вен­но­го, что не сде­ла­лось бы извест­ным и не обна­ру­жи­лось бы».
    Это выра­же­ние упо­треб­ля­ет­ся в пря­мом смысле.


  • 23. Козёл отпущения



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Коз­лом отпу­ще­ния во вре­ме­на Вет­хо­го Заве­та назы­вал­ся козёл, на кото­ро­го, соглас­но обря­до­вым тре­бо­ва­ни­ям зако­на Мои­сея, сим­во­ли­че­ски воз­ла­га­лись гре­хи, совер­шён­ные изра­иль­ским наро­дом, после чего он изго­нял­ся (отпус­кал­ся) в пусты­ню. (Лев.16:21–22).
    В свет­ском оби­хо­де выра­же­ние упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии: «чело­век, на кото­ро­го посто­ян­но сва­ли­ва­ют чужую вину, несу­щий ответ­ствен­ность за дру­гих» или про­сто «неспра­вед­ли­во обви­нён­ный, “назна­чен­ный” винов­ным чело­век, “край­ний”».


  • 24. Ман­на небесная


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ман­ной небес­ной назы­ва­лась осо­бая пища, посы­лав­ша­я­ся Богом изра­иль­ско­му наро­ду во вре­мя их стран­ство­ва­ния по пустыне (Исх.16:14–16; Исх.16:31). В наше вре­мя ман­ной небес­ной могут обо­зна­чать­ся раз­но­го рода бла­га, при­об­ре­те­ние кото­рых свя­за­но с тем, что в свет­ском пони­ма­нии име­ну­ет­ся везением.


  • 25. Метать бисер


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние свя­за­но с еван­гель­ски­ми сло­ва­ми: «Не давай­те свя­ты­ни псам и не бро­сай­те жем­чу­га (церк.-слав. − бисер) ваше­го пред сви­нья­ми, что­бы они не попра­ли его нога­ми сво­и­ми и, обра­тив­шись, не рас­тер­за­ли вас» (Мф.7:6).
    В наше вре­мя оно может упо­треб­лять­ся в зна­че­нии: пона­прас­ну тра­тить сло­ва перед людь­ми, не жела­ю­щи­ми или не уме­ю­щи­ми их оце­нить (пона­прас­ну про­по­ве­до­вать перед таки­ми людь­ми, что-либо им объ­яс­нять, о чём-либо их про­сить, к чему-либо побуж­дать и т. п.).


  • 26. Не взи­рая на лица


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    О вари­ан­тах взи­ра­ния на лицо сооб­ща­лось и в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хо­го Заве­та (Иов.33:26; Пс.16:15). Тре­бо­ва­ние не раз­ли­чать лиц так­же зафик­си­ро­ва­но в Писа­нии Вет­хо­го Заве­та: “не раз­ли­чай­те лиц на суде, как мало­го, так и вели­ко­го выслу­ши­вай­те: не бой­тесь лица чело­ве­че­ско­го, ибо суд – дело Божие” (Втор.1:17). Одна­ко выра­же­ние «не взи­рая на лица» упо­треб­ле­но в Писа­нии Ново­го Заве­та, в Посла­нии Иако­ва: «Имей­те веру в Иису­са Хри­ста наше­го Гос­по­да сла­вы, не взи­рая на лица» (Иак.2:1). Зна­че­ние выра­же­ния «не взи­рая на лица» под­ра­зу­ме­ва­ет «не испы­ты­вая (и не про­яв­ляя) лице­при­я­тия», «не выра­жая угод­ли­во­сти, чело­вепо­клон­ства» и т. п.


  • 27. Око за око, зуб за зуб


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    “Пере­лом за пере­лом, око за око, зуб за зуб; как он сде­лал повре­жде­ние на теле чело­ве­ка, так и ему долж­но сде­лать” (Лев.24:20) (см. так­же в Исх.21:24; Втор.19:21) — тако­во тре­бо­ва­ние вет­хо­за­вет­но­го зако­на, регла­мен­ти­ро­вав­ше­го сте­пень ответ­ствен­но­сти за пре­ступ­ле­ние. Зна­че­ние это­го тре­бо­ва­ния не огра­ни­чи­ва­лось тем, что винов­ник не дол­жен был остать­ся нена­ка­зан­ным, но про­яв­ля­лось и в том, что стро­гость нака­за­ния не долж­на была пре­вы­шать тяже­сти вины пре­ступ­ни­ка. Закон этот имел очень важ­ное зна­че­ние, т.к. огра­ни­чи­вал рас­про­стра­нён­ную в древ­ние вре­ме­на кров­ную месть, когда за пре­ступ­ле­ние чело­ве­ка одно­го рода по отно­ше­нию к пред­ста­ви­те­лю дру­го­го рода, мсти­ли все­му роду, при­чём местью, как пра­ви­ло, неза­ви­си­мо от сте­пе­ни вины, была смерть. В совре­мен­ной же интер­пре­та­ции выра­же­ние “око за око” осмыс­ли­ва­ет­ся как при­зыв к мести.


  • 28. Юдоль плача


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние «юдо́ль плаче́вная» содер­жит­ся в Биб­лии (Пс.83:6–7), в цер­ков­но-сла­вян­ском пере­во­де. В совре­мен­ной интер­пре­та­ции оно озна­ча­ет: доли­на пла­ча (церк.-слав.: юдоль — низ­мен­ное место, доли­на; ино­ска­за­тель­но — здеш­ний мир, зем­ная жизнь). В свет­ском упо­треб­ле­нии оно может исполь­зо­вать­ся в зна­че­нии «зем­ная жизнь с её горе­стя­ми и стра­да­ни­я­ми» или «место, испол­нен­ное пла­ча, тоски».


  • 29. Тяжесть выше сил


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние исполь­зо­ва­лось ещё с вет­хо­за­вет­ных вре­мён, оно зафик­си­ро­ва­но в Кни­ге Пре­муд­ро­сти Иису­са, Сына Сира­хо­ва: «Не под­ни­май тяже­сти свы­ше тво­ей силы, и не вхо­ди в обще­ние с тем, кто силь­нее и бога­че тебя» (Сир.13:2). В совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии выра­же­ние «тяжесть выше сил» может исполь­зо­вать­ся как в бук­валь­ном зна­че­нии, так и в пере­нос­ном, напри­мер: непо­мер­ное бре­мя, непо­силь­ная ноша.


  • 30. В поте лица


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­ва «В поте лица тво­е­го будешь есть хлеб» (Быт.3:19) были ска­за­ны Богом согре­шив­ше­му Ада­му перед его изгна­ни­ем из Рая. В совре­мен­ном упо­треб­ле­нии выра­же­ние «в поте лица» озна­ча­ет: «тяж­ким трудом».


  • 31. Вер­нуть­ся на кру­ги своя


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мысль о воз­вра­ще­нии на кру­ги свои (по-цер­ков­но­сла­вян­ски − «на кру­ги своя») отра­же­на в Кни­ге «Эккле­зи­аст»: «И воз­вра­ща­ет­ся ветер на кру­ги свои» (Еккл.1:6). Выра­же­ние «вер­нуть­ся на кру­ги своя» озна­ча­ет: «воз­вра­тить­ся в исход­ную точ­ку», «к преж­не­му поло­же­нию вещей», «к преж­ним усло­ви­ям» и т. п.


  • 32. Власть предержащие



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вот сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Вся­кая душа да будет покор­на выс­шим вла­стям, ибо нет вла­сти не от Бога» (Рим.13:1). По-цер­ков­но­сла­вянcки выра­же­ние «выс­шим вла­стям» зву­чит как «власте́мъ предержа́щымъ». В совре­мен­ной язы­ко­вой прак­ти­ке выра­же­ние «влать при­дер­жа­щие» часто исполь­зу­ет­ся в иро­ни­че­ском смыс­ле по отно­ше­нию к начальству.


  • 33. Вне­сти свою лепту 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Леп­та — мел­кая мед­ная моне­та. Две леп­ты — таков был вклад бед­ной вдо­ви­цы в хра­мо­вую сокро­вищ­ни­цу. Леп­та — мел­кая моне­та. Меж­ду тем, по сло­вам Хри­ста, две леп­ты вдо­вы сто­и­ли гораз­до боль­ше бога­тых пожерт­во­ва­ний, т.к. она отда­ла всё, что име­ла (Мк.12:41–44; Лк.21:1–4). В совре­мен­ном упо­треб­ле­нии выра­же­ние «вне­сти свою леп­ту» озна­ча­ет: «вне­сти посиль­ный вклад», «при­нять уча­стие в общем деле» и т. п.


  • 34. Во гла­ве угла


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Во гла­ве угла (глав­ное, при­о­ри­тет­ное). «Камень, кото­рый отверг­ли стро­и­те­ли, соде­лал­ся гла­вою угла» (Пс. 117:22).
    Мно­го­крат­но цити­ру­ет­ся в Новом Заве­те (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1‑е Пет­ра 2:7).


  • 35. Вре­мя раз­бра­сы­вать кам­ни, вре­мя соби­рать камни 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние встре­ча­ет­ся в Кни­ге «Эккле­зи­аст»: «Все­му своё вре­мя, и вре­мя вся­кой вещи под небом: вре­мя рож­дать­ся и вре­мя уми­рать; … вре­мя раз­бра­сы­вать кам­ни, и вре­мя соби­рать кам­ни; … вре­мя войне, и вре­мя миру» (Еккл.3:1–8). В совре­мен­ном упо­треб­ле­нии это выра­же­ние име­ет зна­че­ние: все­му своё время.


  • 36. Выпить чашу до дна 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тако­го рода выра­же­ние встре­ча­ет­ся в Кни­ге про­ро­ка Иса­ии: «Вос­пря­ни, вос­пря­ни, вос­стань, Иеру­са­лим, ты, кото­рый из руки Гос­по­да выпил чашу яро­сти Его, выпил до дна чашу опья­не­ния, осу­шил» (Ис.51:17). Выпить чашу до дна — пре­тер­петь испы­та­ние до конца.


  • 37. Вся­кой тва­ри по паре


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние свя­за­но сво­им про­ис­хож­де­ни­ем с биб­лей­ским повест­во­ва­ни­ем о Все­мир­ном пото­пе (Быт.6:19–20, 7:1–8). В наше вре­мя оно часто упо­треб­ля­ет­ся в иро­ни­че­ском смыс­ле, напри­мер, по отно­ше­нию к пёст­рой компании.


  • 38. Глас вопи­ю­ще­го в пустыне


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Глас вопи­ю­ще­го в пустыне. Выра­же­ние из Вет­хо­го Заве­та (Ис. 40:3). Цити­ру­ет­ся в Новом Заве­те (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отно­ше­нию к Иоан­ну Крестителю.
    Упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии: отча­ян­ный призыв.


  • 39. Голубь мира


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние свя­за­но про­ис­хож­де­ни­ем с повест­во­ва­ни­ем о все­мир­ном пото­пе. Голубь, выпу­щен­ный Ноем из ков­че­га, при­нёс ему мас­лич­ный лист, как сви­де­тель­ство того, что потоп окон­чил­ся, появи­лась суша, гнев Божий сме­нил­ся мило­стью (Быт.8:11). Впо­след­ствии образ голу­бя с мас­лич­ной (олив­ко­вой) вет­вью стал исполь­зо­вать­ся как сим­вол при­ми­ре­ния, сим­вол мира. Голу­бем мира может обо­зна­чать­ся и этот образ (когда, напри­мер, он вос­про­из­во­дит­ся в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве), и чело­век — напри­мер, борец за мир или послан­ник — участ­ник пере­го­во­ров по пово­ду уста­нов­ле­ния мира.


  • 40. Гре­хи молодости


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хо­го Заве­та содер­жит­ся выра­же­ние «гре­хи юно­сти моей»: «Гре­хи юно­сти моей … не вспо­ми­най … Гос­по­ди!» (Пс.24:7). В совре­мен­ном язы­ке выра­же­ние «гре­хи моло­до­сти» неред­ко исполь­зу­ет­ся в отно­ше­нии преж­них гре­хов чело­ве­ка, совер­шён­ных им, когда он был юн, молод.


  • 41. Дом, постро­ен­ный на песке 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Этот сло­вес­ный образ пред­став­лен в Еван­ге­лии: «А вся­кий, кто слу­ша­ет сии сло­ва Мои и не испол­ня­ет их, упо­до­бит­ся чело­ве­ку без­рас­суд­но­му, кото­рый постро­ил дом свой на пес­ке; и пошёл дождь, и раз­ли­лись реки, и поду­ли вет­ры, и налег­ли на дом тот; и он упал, и было паде­ние его вели­кое» (Мф.7:26–27). В широ­ком зна­че­нии дом, постро­ен­ный на пес­ке — нечто зыб­кое, непроч­ное, ненадёжное.


  • 42. Жнёт, где не сеял 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Образ чело­ве­ка, кото­рый жнёт, где не сеял, был пред­став­лен в Еван­ге­лии: «Жнёшь, где не сеял, и соби­ра­ешь, где не рас­сы­пал» (Мф. 25:24); «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19:21). Сего­дня он исполь­зу­ет­ся для харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка, кото­рый неспра­вед­ли­во поль­зу­ет­ся пло­да­ми чужо­го тру­да (пара­зи­ти­ру­ет на чужом труде).


  • 43. Зары­вать талант в землю 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние име­ет осно­ва­ние в еван­гель­ской прит­че о рабе, зарыв­шем в зем­лю талант (мера веса сереб­ра) вме­сто того, что­бы упо­тре­бить его в дело и полу­чить при­быль (Мф.25:14–30). Сло­во «талант» впо­след­ствии ста­ло сино­ни­мом выда­ю­щих­ся спо­соб­но­стей. Зары­вать талант в зем­лю — не исполь­зо­вать талант по назна­че­нию, не дать раз­вить­ся тем или иным врож­дён­ным способностям.


  • 44. Зем­ля обетованная 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Зем­лёй обе­то­ван­ной в биб­лей­ском кон­тек­сте име­ну­ет­ся зем­ля, обе­щан­ная Богом еврей­ско­му наро­ду (древ­няя Пале­сти­на) (эту зем­лю народ полу­чил после избав­ле­ния от еги­пет­ско­го раб­ства, после соро­ка­лет­не­го стран­ство­ва­ния по пустыне): «…в зем­лю, кото­рую Ты с клят­вою обе­щал отцам его…» (Чис.11:12); «возь­ми­те в насле­дие зем­лю, кото­рую Гос­подь с клят­вою обе­щал дать отцам вашим, Авра­аму, Иса­а­ку и Иако­ву, им и потом­ству их» (Втор.1:8). Апо­стол Павел назы­вал эту зем­лю обе­то­ван­ной (Евр. 11:9). В совре­мен­ном свет­ском употрб­ле­нии зем­ля обе­то­ван­ная — «бла­го­дат­ное» (доход­ное, пло­до­род­ное, «тёп­лое») место.


  • 45. Ищи­те и обрящете


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ищи­те и обря­ще­те. В пере­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка озна­ча­ет — “ищи­те и най­де­те” (Матф. 7:7; Лук. 11:9).


  • 46. Кам­ня на камне не оставить 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние име­ет осно­ва­ние в еван­гель­ском повест­во­ва­нии: “Не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне; всё будет раз­ру­ше­но” (Мф.24:2). В дан­ном фраг­мен­те при­ве­де­ны про­ро­че­ские сло­ва Иису­са о пред­сто­я­щем раз­ру­ше­нии Иеру­са­ли­ма, кото­рое про­изо­шло через несколь­ко деся­ти­ле­тий после Рас­пя­тия Хри­ста. Кам­ня на камне не оста­вить — раз­ру­шить до основания.


  • 47. Кни­га за семью печатями 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Этот сло­вес­ный образ заим­ство­ван из Апо­ка­лип­си­са: “И видел я в дес­ни­це у Сидя­ще­го на пре­сто­ле кни­гу, … запе­ча­тан­ную семью печа­тя­ми. … И никто не мог, ни на небе, ни на зем­ле, ни под зем­лёю, рас­крыть сию кни­гу, ни посмот­реть в неё” (Откр. 5:1–3). В свет­ском язы­ке выра­же­ние «кни­га за семью печа­тя­ми» может озна­чать нечто недо­ступ­ное, хоро­шо скры­тое и/или охраняемое.


  • 48. Колосс на гли­ня­ных ногах 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Этот образ свя­зан про­ис­хож­де­ни­ем с биб­лей­ским пас­са­жем о сне царя Наву­хо­до­но­со­ра, в кото­ром он уви­дел огром­но­го метал­ли­че­ско­го исту­ка­на (колос­са) на гли­ня­ных ногах, рух­нув­ше­го от уда­ра кам­ня (Дан. 2:31–35). В совре­мен­ном широ­ком зна­че­нии колосс на гли­ня­ных ногах — нечто гран­ди­оз­ное с виду, име­ю­щее лег­ко уяз­ви­мые места.


  • 49. Корень зла 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние встре­ча­ет­ся в Кни­ге Иова: “Как буд­то корень зла най­ден во мне” (Иов.19:28). Кро­ме того оно встре­ча­ет­ся в Писа­нии Ново­го Заве­та: “Ибо корень всех зол есть среб­ро­лю­бие” (1Тим.6:10). Корень зла — источ­ник зла.


  • 50. Кто не со мною, тот про­тив меня


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кто не со мною, тот про­тив меня. Кто не с нами, тот про­тив нас. «Кто не со Мною, тот про­тив Меня; и кто не соби­ра­ет со Мною, тот рас­то­ча­ет» (Матф. 12:30). Эти­ми сло­ва­ми Иисус Хри­стос под­чер­ки­ва­ет, что в духов­ном мире нет сред­не­го пути. Народ­ная муд­рость гла­сит на этот счет: «От Бога отстал — к сатане пристал».

    Мы долж­ны пом­нить, что эти сло­ва Спа­си­те­ля как ярким лучом осве­ща­ют весь хаос тепе­реш­ней жиз­ни. Гос­подь точ­но и корот­ко гово­рит: “Кто не со Мной, тот про­тив Меня”. Хри­сти­а­нин не может без­раз­лич­но отно­сить­ся к истине и к не истине, прав­де и неправ­де. Есть люди, кото­рые, как гово­рят, сто­ят по ту сто­ро­ну добра и зла, как они сами о себе дума­ют. Но это пока­зы­ва­ет в дей­стви­тель­но­сти, что они, сами отче­та себе в том не отда­вая, цели­ком на сто­роне зла. А вот кто со Спа­си­те­лем, тот созна­тель­но Ему слу­жит. Он Его свя­той закон берет, как руко­вод­ство для себя, и посто­ян­но ста­ра­ет­ся жизнь свою стро­ить так, как учит Гос­подь, как нам ука­зы­ва­ет Еван­ге­лие. Не напрас­ны же сло­ва Спа­си­те­ля: “Не слу­ша­ю­щий Меня, не испол­ня­ю­щий Моих слов будет иметь себе судью — сло­во, кото­рое Я гово­рил, оно будет судить его в послед­ний день”. Поэто­му хри­сти­а­нин и дол­жен сло­во Божие хра­нить, как зени­цу ока и направ­лять по нему свою жизнь, что­бы оно не осу­ди­ло его на послед­нем Суде.
    мит­ро­по­лит Фила­рет (Воз­не­сен­ский)


  • 51. Кто с мечом при­дет, от меча и погибнет


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кто с мечом при­дет, от меча и погиб­нет. “Ибо все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут” (Матф. 26,52).


  • 52. Кра­е­уголь­ный камень 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние встре­ча­ет­ся в Кни­ге Про­ро­ка Иса­ии: “Я пола­гаю в осно­ва­ние на Сионе камень, — камень испы­тан­ный, кра­е­уголь­ный, дра­го­цен­ный, креп­ко утвер­ждён­ный” (Ис. 28:16). Под кра­е­уголь­ным кам­нем под­ра­зу­ме­вал­ся Мес­сия, Гос­подь Иисус Хри­стос. Эта парал­лель отчёт­ли­во отра­же­на апо­сто­лом в Посла­нии к Ефе­ся­нам: «Итак вы уже не чужие и не при­шель­цы, но сограж­дане свя­тым и свои Богу,быв утвер­жде­ны на осно­ва­нии Апо­сто­лов и про­ро­ков, имея Само­го Иису­са Хри­ста кра­е­уголь­ным кам­нем» (Еф.2:19–20). В свет­ском упо­треб­ле­нии кра­е­уголь­ный камень — нечто осно­во­об­ра­зу­ю­щее, основополагающее.


  • 53. Не веда­ют, что творят


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Отче! про­сти им, ибо не зна­ют, что дела­ют» (Лук. 23:34) — сло­ва Иису­са Хри­ста при рас­пя­тии, зву­ча­щие по цер­ков­но­сла­вян­ски: «Отче отпу­сти им, не ведят бо, что творят».


  • 54. Не суди­те, да не суди­мы будете


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Не суди­те, да не суди­мы буде­те. Цита­та из Нагор­ной про­по­ве­ди Иису­са Хри­ста (Мф., 7:1 ).


  • 55. Неопа­ли­мая купина 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В бук­валь­ном зна­че­нии неопа­ли­мая купи­на (церк.-слав.) — несго­ра­ю­щий (тер­но­вый) куст, а в биб­лей­ском повест­во­ва­нии: горя­щий, но несго­ра­ю­щий куст тер­нов­ни­ка, в пла­ме­ни кото­ро­го Ангел Гос­по­день явил­ся Мои­сею (Исх.3:2). В насто­я­щее вре­мя выра­же­ние «неопа­ли­мая купи­на» может сим­во­ли­зи­ро­вать нечто веч­ное, непреходящее.


  • 56. Нести свой крест 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нести свой крест (покор­но пере­но­сить тяго­ты сво­ей судь­бы). Иисус Сам нес крест, на кото­ром Ему пред­сто­я­ло быть рас­пя­тым (Иоан. 19:17), и лишь когда Он изне­мог, рим­ские вои­ны заста­ви­ли нести крест неко­е­го Симо­на Кири­не­яни­на (Матф. 27:32; Марк. 15:21; Лук. 23:26).


  • 57. Нет про­ро­ка в сво­ем отечестве


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние свя­за­но про­ис­хож­де­ни­ем со сло­ва­ми Хри­ста: «Ника­кой про­рок не при­ни­ма­ет­ся в сво­ём оте­че­стве» (Лк.4:24). «Не быва­ет про­рок без чести, раз­ве толь­ко в оте­че­стве сво­ём» (Мф.13:57; Мк.6:4). В насто­я­щее вре­мя оно неред­ко исполь­зу­ет­ся в широ­ком зна­че­нии: в бли­жай­шем окру­же­нии чело­ве­ка часто не заме­ча­ют тех или иных его досто­инств, талан­тов, заслуг и пр.


  • 58. Ни на йоту не уступить 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Ни одна йота или ни одна чер­та не прейдёт из зако­на, пока не испол­нит­ся всё» (Мф.5:18). Под йотой здесь под­ра­зу­ме­ва­ет­ся знак древ­не­ев­рей­ско­го алфа­ви­та — йод, по фор­ме похо­жий на апо­строф. Выра­же­ние «ни на йоту не усту­пить» может исполь­зо­вать­ся в совре­мен­ном язы­ке как в зна­че­нии «испол­нить нечто в точ­но­сти», так и в зна­че­нии «не усту­пить ни на малость».


  • 59. Ничто­же сумняшеся


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тако­го рода выра­же­ние встре­ча­ет­ся в Апо­сто­ле: «Но да про­сит с верою, нима­ло не сомне­ва­ясь» (Иак.1:6). По-цер­ков­но­сла­вян­ски: «Да про­сит же верою ничто­же сум­ня­ся». Сего­дня это выра­же­ние часто упо­треб­ля­ет­ся в иро­ни­че­ском смыс­ле: не слиш­ком сомне­ва­ясь, не колеб­лясь, не сомневаясь.


  • 60. Что сверх это­го, то от лукавого


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Но да будет сло­во ваше: да, да; нет, нет; а что сверх это­го, то от лука­во­го» (Мф.5:37) — сло­ва Иису­са Хри­ста, запре­ща­ю­щие клясть­ся небом, зем­лёю, Иеру­са­ли­мом и голо­вою кля­ну­ще­го­ся. Под лука­вым, в пра­во­слав­ном упо­треб­ле­нии это­го сло­ва, часто под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дья­вол (или иной пред­ста­ви­тель лука­вых демо­ни­че­ских сил). В совре­мен­ном свет­ском упо­треб­ле­нии выра­же­ние «от лука­во­го» может харак­те­ри­зо­вать сомни­тель­ное, аван­тюр­ное пред­ло­же­ние (совет).


  • 61. Отде­лять пле­ве­лы от зёрен


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В одной из еван­гель­ских притч сооб­ща­ет­ся о том, как враг посе­ял пле­ве­лы (сор­ня­ки) сре­ди пше­ни­цы. Хозя­ин поля, осте­ре­га­ясь того, что­бы при выбор­ке пле­вел не выдер­гать пше­ни­цы, решил дождать­ся созре­ва­ния её и тогда уже пору­чить жне­цам выбрать сор­ня­ки, что­бы их сжечь (Мф. 13:24–30; 36–43). В широ­ком смыс­ле: отде­лять пле­ве­лы от пше­ни­цы — отде­лять лжи от исти­ны, пло­хое от хорошего.


  • 62. Отрях­нуть прах от сво­их ног 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «А если кто не при­мет вас и не послу­ша­ет слов ваших, то, выхо­дя из дома или из горо­да того, отря­си­те прах от ног ваших» (Мф.10:14), а так­же Мк.6:11; Лк.9:5; Деян.13:51. В осно­ву дан­ной цита­ты поло­жен древ­ний иудей­ский обы­чай отря­сать с ног дорож­ную пыль при воз­вра­ще­нии в Пале­сти­ну из путе­ше­ствий в язы­че­ские стра­ны, где даже дорож­ная пыль счи­та­лась нечи­стой. В совре­мен­ном упо­треб­ле­нии выра­же­ние «отрях­нуть прах от сво­их ног» может озна­чать: навсе­гда порвать с чем-либо, отречь­ся с негодованием.


  • 63. (Пер­вым) бро­сить камень




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Кто из вас без гре­ха, пер­вый брось на неё камень» (Ин.8:7) — сло­ва Иису­са Хри­ста в ответ на иску­ше­ния книж­ни­ков и фари­се­ев, при­вед­ших к Нему жен­щи­ну, ули­чён­ную в пре­лю­бо­де­я­нии. Эти сло­ва побуж­да­ют заду­мать­ся: а пра­виль­но ли, гре­ша само­му, тре­бо­вать нака­за­ния дру­го­го греш­ни­ка, слов­но сам явля­ешь­ся безгрешным?


  • 64. Посы­пать голо­ву пеплом 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Посы­пать голо­ву пеп­лом или зем­лёю в знак скор­би — древ­ний еврей­ский обы­чай: «и воз­вы­си­ли голос свой и зары­да­ли; и разо­драл каж­дый верх­нюю одеж­ду свою, и бро­са­ли пыль над голо­ва­ми сво­и­ми к небу» (Иов.2:12); «… разо­драл одеж­ды свои и воз­ло­жил на себя … пепел» (Есф.4:1). В совре­мен­ном свет­ском упо­треб­ле­нии «посы­пать голо­ву пеп­лом» озна­ча­ет: выра­жать край­нюю скорбь, отчаяние.


  • 65. Путе­вод­ная звезда 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Путе­вод­ная звез­да (в дан­ном слу­чае) — Вифли­ем­ская звез­да, ука­зы­вав­шая путь восточ­ным муд­ре­цам (волх­вам), кото­рые шли покло­нить­ся родив­ше­му­ся Хри­сту (Мф.2:9). В совре­мен­ном язы­ке выра­же­ние «путе­вод­ная звез­да» может иметь зна­че­ние: то, что слу­жит ори­ен­ти­ром в жиз­ни и/или дея­тель­но­сти, направ­ля­ет чью-либо жизнь, деятельность.


  • 66. Свя­тая святых 



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­тая свя­тых (сокро­вен­ное, тай­ное, недо­ступ­ное для непо­свя­щен­ных) — часть ски­нии (поход­но­го иудей­ско­го хра­ма), отго­ро­жен­но­го заве­сой, вхо­дить в кото­рую мог толь­ко пер­во­свя­щен­ник один раз в год. “И будет заве­са отде­лять вам свя­ти­ли­ще от Свя­та­го-свя­тых” (Исх. 26:33).


  • 67. Скре­жет зубов


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Там будет плач и скре­жет зубов» (Матф. 8:12) — сло­ва Иису­са Хри­ста об ужа­сах ада. В пере­нос­ном смыс­ле упо­треб­ля­ет­ся как бес­силь­ная ярость.


  • 68. Слу­га двух господ 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Еван­ге­лии отра­же­на мысль о невоз­мож­но­сти пол­но­цен­но­го слу­же­ния двум Гос­по­дам одно­вре­мен­но: «Ника­кой слу­га не может слу­жить двум гос­по­дам, ибо или одно­го будет нена­ви­деть, а дру­го­го любить, или одно­му ста­нет усерд­ство­вать, а дру­го­му нера­деть» (Лк.16:13). В широ­ком зна­че­нии слу­га двух гос­под — чело­век, кото­рый пыта­ет­ся уго­дить сра­зу многим.


  • 69. Слу­жить маммоне 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Слу­жить мам­моне (чрез­мер­но забо­тить­ся о богат­стве, мате­ри­аль­ных бла­гах). «Не може­те слу­жить Богу и мам­моне» (Матф. 6:24). Мам­мо­на — богат­ство или зем­ные блага.


  • 70. Содом и Гоморра 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    О горо­дах Содо­ме и Гомор­ре, кото­рые Бог пока­рал за рас­пут­ство их жите­лей (Быт. 19:24–25), извест­но из Кни­ги «Бытие». Выра­же­ние «Содом и Гомор­ра» может ука­зы­вать как на грех одно­по­лых скек­су­аль­ных отно­ше­ний, так и на гру­бую рас­пу­щен­ность вообще.


  • 71. Соль земли


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Вы — соль зем­ли» (Мф.5:13) — сло­ва Иису­са Хри­ста по отно­ше­нию к Его после­до­ва­те­лям. В совре­мен­ном широ­ком упо­треб­ле­нии соль зем­ли — люди, раде­ю­щие как о сво­ей духов­но-нрав­ствен­ной чисто­те, так и о духов­ном про­цве­та­нии обще­ства (в древ­но­сти соль счи­та­лась сим­во­лом чистоты).


  • 72. Суе­та сует


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Суе­та сует. Име­ет­ся вви­ду малость люд­ских дел и тру­дов перед Богом. «Суе­та сует, ска­зал Еккле­си­аст, суе­та сует, — все суе­та!» (Еккл. 1:2).


  • 73. Тру­ба иерихонская 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Это выра­же­ние свя­за­но про­ис­хож­де­ни­ем с повест­во­ва­ни­ем об оса­де иуде­я­ми горо­да Иери­хо­на, когда в свя­зи со зву­ком свя­щен­ных труб и гро­мо­глас­ным кри­ком оса­жда­ю­щих рух­ну­ли сте­ны горо­да (Нав. 6). В совре­мен­ном упо­треб­ле­нии выра­же­ние «тру­ба иери­хон­ская» озна­ча­ет — не в меру гром­кий звук, рёв, голос и т. п.


  • 74. Тьма кромешная 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тьма кро­меш­ная (сим­вол ада). «А сыны цар­ства извер­же­ны будут во тьму внеш­нюю: там будет плач и скре­жет зубов» (Матф. 8:12). По цер­ков­но­сла­вян­ски “тьма внеш­няя” — “тьма кромешная”.


  • 75. Умы­вать руки (устра­нить­ся от ответственности)




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Повест­во­ва­ние об умо­ве­нии рук (Пила­том) в знак выра­же­ния неви­нов­но­сти содер­жит­ся в Еван­ге­лии от Мат­фея: “Пилат, видя, что ничто не помо­га­ет, … взял воды и умыл руки перед наро­дом, и ска­зал: неви­но­вен я в кро­ви Пра­вед­ни­ка Сего” (Мф.27:24). В фор­ма­те совре­мен­но­го свет­ско­го язы­ка выра­же­ние «умы­вать руки» может озна­чать: выхо­дить из дела; устра­нить­ся от ответ­ствен­но­сти и т. п.


  • 76. Фари­сей­ство (лице­ме­рие)


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Фари­сей­ство (лице­ме­рие). Фари­сеи — рели­ги­оз­но-поли­ти­че­ская пар­тия в древ­ней Иудее, пред­ста­ви­те­ли кото­рой отли­ча­лись показ­ным стро­гим испол­не­ни­ем обря­до­вых сто­рон вет­хо­за­вет­ной рели­гии. Хри­стос, обли­чая рели­ги­оз­ное хан­же­ство, часто назы­вал их лице­ме­ра­ми: “Горе вам книж­ни­ки и фари­сеи, лице­ме­ры” (Матф. 23:13–15; Лук. 11:44).


  • 77. Фиго­вый листок 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Фиго­вый листок (недо­ста­точ­ное, поверх­ност­ное оправ­да­ние чего — либо, а так­же лице­мер­ное при­кры­тие чего — либо постыд­но­го). Адам и Ева, познав­шие стыд после гре­хо­па­де­ния (вку­ше­ния запрет­но­го пло­да с дре­ва позна­ния добра и зла), опо­я­са­лись листья­ми смо­ков­ни­цы (фиго­во­го дере­ва) (Быт. 3:7). Скуль­пто­ры часто исполь­зо­ва­ли фиго­вый листок при изоб­ра­же­нии наго­го тела.


  • 78. Фома неверующий 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Апо­стол Фома не сра­зу пове­рил в вос­кре­се­ние Хри­ста: «Если не уви­жу на руках Его ран от гвоз­дей, и не вло­жу пер­ста мое­го в раны от гвоз­дей, и не вло­жу руки моей в реб­ра Его, не пове­рю» (Ин.20:25). В наше вре­мя выра­же­ние «Фома неве­ру­ю­щий», упо­треб­ля­е­мое в широ­ком смыс­ле, озна­ча­ет: сомне­ва­ю­щий­ся человек.


  • 79. Хлеб насущный 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день» (Мф.6:11) (см. так­же: Лк.11:3) — это сло­ва из молит­вы Гопод­ней. В свет­ском упо­треб­ле­ни «хлеб насущ­ный» — то, что необ­хо­ди­мо для жизни.


  • 80. Хля­би небесные 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Выра­же­ние «хля­би небес­ные» зафик­си­ро­ва­но в Писа­нии Вет­хо­го Заве­та, в повест­во­ва­нии о все­мир­ном пото­пе: «Раз­верз­лись все источ­ни­ки вели­кой без­дны, и окна небес­ные отво­ри­лись (и҆ хлѧ̑би небє́сныѧ ѿверзо́шасѧ)» (Быт.7:11). По-цер­ков­но­сла­вян­ски «окна» — «хля­би». Ныне выра­же­ние «хля­би небес­ные» может упо­треб­лять­ся в шуточ­ной фор­ме, ука­зы­вая на про­лив­ной дождь.


  • 81. Хра­нить, как зени­цу ока 


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Хра­нить, как зени­цу ока (хра­нить, как самое дра­го­цен­ное). “Хра­ни меня, как зени­цу ока” (Пс. 16:8). “Хра­нил его, как зени­цу ока Сво­е­го” (Втор. 32:10).


  • 82. Каи­но­ва печать


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Каи­но­ва печать цивилизации

    Каи­но­ва печать – это образ, образ того, что чело­век, пре­дав­ший себя дья­во­лу, изме­ня­ет­ся. Изме­ня­ет­ся не толь­ко душой, но даже всем сво­им обли­ком. Вот посмот­ри­те на чело­ве­ка, кото­рый явно согре­ша­ет: вот, напри­мер, вор, рэке­тир, даже посмот­рев на лицо его, мож­но уви­деть, что он как бы чело­век, но как бы уже и нет, отча­сти. Это печать Каи­на, печать лука­во­го про­яв­ля­ет­ся на его лице.
    про­то­и­е­рей Мак­сим Козлов


  • 83. Хам



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Хам — один из трёх сыно­вей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от кото­рых “насе­ли­лась вся зем­ля” после все­мир­но­го пото­па. Из Биб­лей­ско­го повест­во­ва­ния мы видим, что он ока­зал­ся непо­чти­тель­ным к сво­е­му отцу, вслед­ствие чего под­верг­ся про­кля­тию его сын (внук Ноя) — Хана­ан (Быт.9:25). Ранее в рус­ском язы­ке сло­во «хам» не совсем соот­вет­ство­ва­ло совре­мен­но­му поня­тию «невос­пи­тан­ный гру­бый чело­век», сколь­ко было сино­ни­мом сло­ва «раб, чернь» в память о зло­по­луч­ных хана­а­ня­нах. Доста­точ­но вспом­нить руга­тель­ство «хамо­во отро­дье» или извест­ную посло­ви­цу «Из хама не будет пана». Сло­во быст­ро вошло в арсе­нал всё того же дво­рян­ства, коим оно вели­ча­ло низ­шие сосло­вия. Сего­дня сло­во «хам» обо­зна­ча­ет гру­бо­го, пло­хо вос­пи­тан­но­го человека.


  • 84. Для чистых всё чисто



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    “Для чистых все чисто; а для осквернен­ных и невер­ных нет ниче­го чисто­го, но осквер­не­ны и ум их и совесть. Они гово­рят, что зна­ют Бога, а дела­ми отрекают­ся, будучи гнус­ны и непо­кор­ны и не спо­соб­ны ни к како­му доб­ро­му делу”(Тит.1:15–16).


  • 85. Часть 2. Какое из при­ве­дён­ных выра­же­ний име­ет осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писании?









    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    О пире вави­лон­ско­го царя Вал­та­са­ра сооб­ща­ет­ся в Биб­лии (Кни­га про­ро­ка Дани­и­ла, 5), во вре­мя это­го пира царь про­явил кощун­ство и свя­то­тат­ство, в свя­зи с чем таин­ствен­ная рука начер­та­ла на стене пись­ме­на, пред­ве­щав­шие гибель царю; в ту же ночь Вал­та­сар был убит, и его цар­ством овла­дел Дарий Мидянин.
    Упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «весё­лая, лег­ко­мыс­лен­ная жизнь во вре­мя како­го-либо бед­ствия». «Жить Вал­та­са­ром» — бес­печ­но роскошествовать.


  • 86. Есть ли в Биб­лии фра­за «ложь во спасение»?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тра­ди­ци­он­но под эти­ми сло­ва­ми под­ра­зу­ме­ва­ет­ся ложь вполне допу­сти­мая — оправ­дан­ная тем, что она яко­бы идёт во бла­го обманываемому.
    Но эта кры­ла­тая фра­за обя­за­на сво­им рож­де­ни­ем некор­рект­но­му про­чте­нию биб­лей­ско­го тек­ста. В Биб­лии не содер­жит­ся выра­же­ния «ложь во спа­се­ние». В цер­ков­но­сла­вян­ском пере­во­де тек­ста Биб­лии есть выра­же­ние: «Ложь конь во спа­се­ние, во мно­же­стве же силы сво­ея не спа­сёт­ся» (Пс.32:17). Рус­ский пере­вод это­го сти­ха: «Нена­дё­жен конь для спа­се­ния, не изба­вит вели­кою силою сво­ею». Таким обра­зом, здесь гово­рит­ся не о лжи во спа­се­ние, а о неумест­но­сти выбо­ра опо­ры на коня (исклю­чи­тель­но на свои силы, на воен­ную мощь и т. п.) вме­сто опо­ры Бога.


  • 87. Кому при­над­ле­жит фра­за, послу­жив­шая осно­вой для при­зы­ва «Пере­ку­ём мечи на орала»?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пере­ку­ём мечи на ора­ла (при­зыв к разору­же­нию). Ора­ло − плуг.


  • 88. Какое зна­че­ние име­ет сло­во «допо­топ­ный» в выра­же­ни­ях «допо­топ­ные вре­ме­на», «допо­топ­ная тех­ни­ка», «допо­топ­ные соору­же­ния», «допо­топ­ные пра­ви­ла» (и т. п.), исполь­зу­е­мых в совре­мен­ном свет­ском языке?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­во «допо­топ­ный» упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии: очень древ­ний, суще­ство­вав­ший как бы чуть ли не до все­мир­но­го потопа.


  • 89. Выра­же­ние «зна­ме­ния вре­мён» изна­чаль­но осно­ва­но на поня­тии, исполь­зо­вав­шем­ся во времена:


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Писа­нии Вет­хо­го Заве­та содер­жит­ся мно­же­ство фраг­мен­тов с употрб­ле­ни­ем сло­ва «зна­ме­ние». В част­но­сти там есть фраг­мент с упо­треб­ле­ни­ем фра­зы «зна­ме­ние века» (Сир.43:6), а так­же : «Если кто жела­ет боль­шой опыт­но­сти, муд­рость зна­ет дав­но­про­шед­шее и уга­ды­ва­ет буду­щее, зна­ет тон­ко­сти слов и раз­ре­ше­ние зага­док, пре­дузна­ёт зна­ме­ния и чуде­са и послед­ствия лет и вре­мён» (Прем.8:8). В свя­щен­ном Писа­нии Ново­го Заве­та оно упо­треб­ле­но имен­но в той фор­ме, в кото­рой пред­ставл­но в вопро­се: «Лице­ме­ры! раз­ли­чать лице неба вы уме­е­те, а зна­ме­ний вре­мён не може­те?» (Мф.16:3). В совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии зна­ме­ние вре­мён — явле­ние, харак­тер­ное для того вре­ме­ни, кото­рое оно знаменует.


  • 90. С чем, по сооб­ра­же­нию биб­ле­и­стов, свя­за­на цена (про­да­жи Хри­ста) в трид­цать сребренников?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Трид­цать среб­рен­ни­ков (сим­вол пре­да­тель­ства). За трид­цать среб­рен­ни­ков Иуда пре­дал Хри­ста пер­во­свя­щен­ни­кам (Мф.26:15). Эта циф­ра назы­ва­ет­ся ценой Оце­нён­но­го (Мф.27:9). Об этой цене Оце­нён­но­го пред­ска­зы­ва­ли ещё про­ро­ки Иере­мия (Иер., гл. 18,19 и 32) и, с бук­валь­ной точ­но­стью испол­не­ния, Заха­рия (Зах.11:12). Взя­та эта цена Оце­нён­но­го из оцен­ки жиз­ни раба или рабы­ни по зако­ну Мои­сея. Во Вто­рой кни­ге Мои­сея Исход мы чита­ем: Если вол забо­да­ет муж­чи­ну или жен­щи­ну до смер­ти… и если хозя­ин его был изве­щён, что… вол бод­лив был и вче­ра и тре­тье­го дня… то вола побить кам­ня­ми, и хозя­и­на его пре­дать смер­ти… Но… если вол забо­да­ет раба или рабу, то гос­по­ди­ну их запла­тить трид­цать сиклей сереб­ра, а вола побить кам­ня­ми (Исх.21:28–29,32). Ясно, что жизнь раба оце­не­на в трид­цать сиклей сереб­ра и за смерть раба пла­ти­ли эту сум­му хозя­и­ну как соб­ствен­ни­ку раба.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 77%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Тати­а­на, 26.01.2021

    Спа­си­бо вам большое.
    Я учусь, учусь и учусь.
    Божи­ей Вам помощи.🙏

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки