Обличение

***

Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – ука­за­ние чело­веку (группе людей, народу) на совер­ше­ние им греха и объ­яс­не­ние или акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на пагуб­но­сти такой прак­тики.

Обли­че­ние должно быть свя­зано с состра­да­нием и любо­вью к чело­веку, обли­че­нию должна пред­ше­ство­вать молитва, целью обли­че­ния должно быть исправ­ле­ние греха самим греш­ни­ком или пре­ду­пре­жде­ние от подоб­ного пове­де­ния окру­жа­ю­щих.

***

свя­щен­ник Алек­сандр Люби­мов:
Грань между обли­че­нием и осуж­де­нием про­хо­дит там, где раз­де­ля­ются грех и доб­ро­де­тель. Путаем мы обли­че­ние и осуж­де­ние по той при­чине, что, как пра­вило, не знаем, что такое пра­виль­ное обли­че­ние, и гово­рим обычно лишь об осуж­де­нии. Обли­чать должно с любо­вью… Делать это можно только кон­кретно, ответ­ственно, обос­но­ванно, и притом так, чтобы это вело к исправ­ле­нию, и вообще имело благие послед­ствия…
Здра­вое обли­че­ние явля­ется абсо­лют­ной необ­хо­ди­мо­стью для нор­маль­ной жизни, как отдель­ного чело­века, так и обще­ства в целом. Осуж­де­ние же всегда явля­ется злом… Осуж­дая других людей, чело­век посту­пает по своей злобе и другим стра­стям. Если же он осуж­дает зло в себе – то это ведет его к пока­я­нию и вере… Если мы, не обра­щая вни­ма­ния на соб­ствен­ное зло, обли­чаем его в других – то сви­де­тель­ствуем этим лишь о соб­ствен­ном лице­ме­рии (Мф.7:5). Именно оно и под­ме­няет обли­че­ние осуж­де­нием. Соб­ственно, осуж­де­ние людей и явля­ется мнимой борь­бой с внеш­ним злом, на кото­рую подви­гает чело­века его соб­ствен­ное внут­рен­нее зло. Обли­че­ние же должно исхо­дить из жела­ния побеж­дать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рас­суж­дать об обли­че­нии других, каж­дому из нас надо заду­маться о том, отно­шусь ли я сам к разум­ным, кото­рые с бла­го­да­ре­нием при­ни­мают обли­че­ние, или к нече­сти­вым, кото­рые полу­чают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлоб­ле­ния (Притч.9:9)? Всех нас посто­янно обли­чает сам Гос­подь – через нашу совесть, и через те внеш­ние скорби, кото­рые попус­ка­ются нам пра­вед­ными судами Божи­ими. Они попус­ка­ются как есте­ствен­ные послед­ствия наших грехов, и явля­ются, таким обра­зом, обли­че­нием и вра­зум­ле­нием от Гос­пода. Именно о том, чтобы нам самим иметь доста­точно бла­го­че­стия и муд­ро­сти, чтобы при­ни­мать пра­вед­ное обли­че­ние от Гос­пода, и с бла­го­да­ре­нием нести свой крест, мы и должны поза­бо­титься в первую оче­редь. Без этого наши рас­суж­де­ния об обли­че­нии других будут лишь сви­де­тель­ством нашего лице­ме­рия и злобы.

свя­щен­ник Алек­сандр Крас­нов:
Осуж­де­ние и обли­че­ние – два поня­тия, между кото­рыми очень часто ста­вится знак равен­ства, под­ра­зу­ме­вая, что они несут один нрав­ствен­ный смысл. Но так ли это? О грехе и пагуб­но­сти осуж­де­ния знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1) цити­руют даже не откры­вав­шие Еван­ге­лие. Гораздо реже мы вспо­ми­наем другие слова Спа­си­теля – об обли­че­нии согре­шив­шего и о том, как это «делать не согре­шая самому: вна­чале – один на один, потом при одном – двух сви­де­те­лях, а уж не послу­шает… скажи церкви; а если и церкви не послу­шает, то да будет он тебе как языч­ник». (Мф.18, 15–17.). Так что это, про­ти­во­ре­чие? Отнюдь. Слово «суд» наи­бо­лее часто в писа­нии исполь­зу­ется в смысле опре­де­ле­ния, поста­нов­ле­ния, при­го­вора (Нав.24:25. Суд.4:5; 13:12. 2Цар.8:15 и т.д.). Сле­до­ва­тельно, осуж­де­ние – есть выне­се­ние этого опре­де­ле­ния или при­го­вора. Обли­че­ние же явля­ется откры­тием, дока­за­тель­ством, и дока­за­тель­ством твер­дым и неоспо­ри­мым (Евр.1:1). Несколько отвле­ченно это можно пред­ста­вить себе так: один чело­век гово­рит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от иду­щего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуж­де­ние ближ­него, как сугубо личное мнение, боль­шей частью, оши­боч­ное и глупое, как все не рож­ден­ное любо­вью и не соглас­ное со Словом Божиим, явля­ется раз­ру­ши­те­лем бытия, то без обли­че­ния нор­маль­ное тече­ние жизни невоз­можно. При­веду такой пример – с авто­до­рог убраны знаки пре­ду­пре­жде­ния о ямах, пово­ро­тах и т. п., резуль­тат такого дей­ства не заста­вит себя ждать и поня­тен каж­дому. Исходя из важ­но­сти обли­че­ния, Апо­стол Павел и гово­рит своим уче­ни­кам: «Уве­ще­вай и обли­чай со всякой вла­стью» (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может пре­ду­пре­дить, то обли­че­ние в духов­ной жизни – вещь весьма не про­стая и даже опас­ная. Гос­подь дал необ­хо­ди­мое пре­ду­пре­жде­ние: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Побу­ди­тель­ными моти­вами могут быть только рев­ность к Славе Божией и любовь к ближ­нему. Поэтому, Апо­стол при­зы­вает обли­чать гре­хо­па­де­ния люд­ские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт срав­ни­вает обли­че­ние с хирур­ги­че­ской опе­ра­цией – с реза­нием (Толк. на «К Тит» 2:15) после кото­рого тре­бу­ется и мягкое вра­че­ва­ние пла­сты­рем молитвы. Назы­вает Свя­ти­тель и сугу­бые грехи, нуж­да­ю­щи­еся в таком крайне силь­ном вра­че­ва­нии: «…пре­лю­бо­де­я­ние, воров­ство, хищ­ни­че­ство, вол­шеб­ство». (Толк. на «К Тит» 2:15). Сами Апо­столы обли­чали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обли­чали и Святые Отцы. Скажем, Свя­ти­тель Нико­лай и св. Спи­ри­дон Три­ми­фунд­ский обли­чали ари­ан­ство. Папе Мар­тину (14 апреля) ере­тики-моно­фи­зиты и язык выре­зали не вынеся обли­че­ний свя­таго мужа. Преп. Иов Поча­ев­ский (28 авгу­ста, 28 октября) всю жизнь боролся обли­че­нием с като­ли­циз­мом и уни­ат­ством. И эти при­меры можно про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти от муче­ни­ков первых веков до муче­ни­ков послед­них лет. Прак­ти­че­ски у всех пра­во­слав­ных бого­сло­вов есть тво­ре­ния или часть их, име­ю­щие обли­чи­тель­ный харак­тер.

архи­манд­рит Амвро­сий (Юрасов):
Можно ли делать заме­ча­ние чело­веку, если он неправ? Пре­муд­рый Соло­мон гово­рит: «Не обли­чай кощун­ника, чтобы он не воз­не­на­ви­дел тебя; обли­чай муд­рого, и он воз­лю­бит тебя» (Притч.9:8). Если чело­век с живой душой, разум­ный, так, когда ему под­ска­жешь, он воз­ра­ду­ется, воз­лю­бит нас. Но если чело­век безум­ный, его тро­гать нельзя. 

***

См. также: ОСУЖ­ДЕ­НИЕ, РАС­СУЖ­ДЕ­НИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки