Христос и самаритянка

Христос и самаритянка

Сюжет

Генрих Семирадский неоднократно обращался в своем творчестве к образу Христа, в том числе к одному из самых распространенных в раннехристианском искусстве сюжетов ‒ встрече Христа с самаритянкой у колодца. Этот сюжет мы встречаем в Евангелии от Иоанна: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:5-7). На эти слова женщина удивляется: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются?» (Ин. 4:9). Христос отвечает ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14).

Описание

В пик своей известности и популярности Семирадский пишет картину «Христос и самаритянка». Он умело объединяет евангельский сюжет и эффект пленэра. Благодаря этому создается естественность и достоверность изображенного в картине. Художник мастерски передает прохладу тенистой аллеи платанов, где находится колодец: зритель чувствует вкус прозрачной прохладной воды в летний полуденный зной.

Вдалеке легкая дымка из воздуха, которая предполагает знойный день. С большим знанием эпохи автор рисует костюм самарянки со всеми украшениями – кистями, ленточками, браслетом, намекая на ее легкомысленный образ жизни.

В центре полотна – Иисус Христос. Он вместе со своими учениками возвращается в Галилею из Иудеи. Лицо Его и глаза с добрым пониманием обращены к этой заблудшей женщине. Иисус беседует с ней открыто, говорит о Себе как о Мессии, и эта беседа находит отклик в сознании и сердце самарянки.

В отличие от многих современников Семирадский в изображении Христа следует традиционному каноническому образу, уходящему своими корнями в раннехристианское искусство, подчеркивая внешнюю красоту Иисуса и Его духовное благородство. Но переносит действие евангельских сюжетов во вполне конкретный пейзаж, написанный практически с натуры, правдиво отражая все красочное богатство окружающей природы, все изменения цвета в зависимости от состояния световоздушной среды. От этого композиции приобретают чрезвычайно лиричный оттенок, что снимает с изображенных сюжетов налет трансцендентности и делает их очень близкими, задушевными, исповедальными.

История

Долгое время художник проживал в Италии, где и начал активно работать над созданием целого цикла библейских сюжетов. Одной из первых созданных им картин стала «Христос у Марфы и Марии», следом за ней последовало полотно «Христос и Самаритянка». Несмотря на монументальность полотна, художнику удалось создать его достаточно быстро. Рим был тем самым городом, который воодушевлял художника, где ему было легко творить.

Рекомендуемая литература

Комментировать