Сама­ряне

***

Самаря́не — назва­ние народа, сфор­ми­ро­вав­ше­гося в резуль­тате этни­че­ского сме­ше­ния язы­че­ских племен с евре­ями, насе­ляв­шего тер­ри­то­рию, гра­ницы кото­рой соот­вет­ство­вали тер­ри­то­рии «Север­ного цар­ства», обра­зо­вав­ше­гося после смерти царя Соло­мона в резуль­тате рас­пада еди­ного Изра­иль­ского госу­дар­ства на два само­сто­я­тель­ных цар­ства: Изра­иль­ское (Север­ное) и Иудей­ское (Южное).

Первым пра­ви­те­лем Север­ного цар­ства был Иеро­воам (3Цар. 12:20). Для того, чтобы его под­дан­ные не посе­щали Иеру­са­лим­ский храм, он уста­но­вил в двух горо­дах, Дане и Вефиле, по золо­тому тельцу, устроил капище, неза­конно поста­вил свя­щен­ни­ков, ввёл бого­про­тив­ные риту­алы и при­об­щил своих под­дан­ных к язы­че­ству (3Цар. 12:27–31). Так адми­ни­стра­тив­ное раз­де­ле­ние еди­но­кров­ного еврей­ского народа усу­гу­би­лось рели­ги­оз­ным рас­ко­лом.

При царе Амврии на горе Семе­рон, куп­лен­ной у Семира, был построен город, кото­рый, по имени вла­дельца горы, полу­чил назва­ние Сама­рия (3Цар. 16:24).

Этот город имел статус сто­лич­ного и пред­став­лял собой хорошо укреп­лен­ную, мощную кре­пость. При Асси­рий­ском царе Сал­ма­нассаре Сама­рия была оса­ждена, и затем, не выдер­жав трех­лет­ней осады, пала. Город был раз­граб­лен и раз­ру­шен, а сыны Изра­иля пле­нены и высланы из своей страны. Мест­ные земли запол­ни­лись пере­се­лен­цами, ино­род­цами. Все живу­щие на той тер­ри­то­рии стали име­но­ваться Сама­ря­нами. Впо­след­ствии к ним был отправ­лен один из пле­нен­ных еврей­ских свя­щен­ни­ков, чтобы научить «закону Бога той земли» (4Цар. 17:24–29). Так грубые язы­че­ские веро­ва­ния коло­ни­стов столк­ну­лись с верой в «Бога евреев».

Отно­сясь к Еди­ному и Истин­ному Богу как к одному из многих богов, и даже как к глав­ному мест­ному боже­ству, Сама­ряне про­дол­жали покло­няться куми­рам, оста­ва­ясь, по сути, языч­ни­ками.

Когда много деся­ти­ле­тий спустя Сама­ряне, желая участ­во­вать в вос­ста­нов­ле­нии раз­ру­шен­ного Иеру­са­лим­ского Храма сов­местно с воз­вра­тив­ши­мися из Вави­лон­ского плена пред­ста­ви­те­лями быв­шего Иудей­ского цар­ства, обра­ти­лись к Зоро­ва­велю, то заявили, что они явля­ются почи­та­те­лями Бога Изра­и­лева, и полу­чили отказ (1Езд. 4:1–3). После этого между Иуде­ями и Сама­ря­нами уси­ли­лась вражда.

Сама­ряне при­зна­вали Пяти­кни­жие Моисея за Свя­щен­ное Писа­ние и ожи­дали При­ше­ствия Мессии (Ин. 4:25). Тем не менее, их учение далеко отсто­яло от офи­ци­аль­ного иуда­изма. Один из цен­траль­ных вопро­сов раз­но­гла­сия касался того, где должно покло­няться Богу (Ин. 4:20). Недо­ве­рие по отно­ше­нию к Сама­ря­нам со сто­роны Иудеев было настолько огром­ным, что и само слово «Сама­ря­нин» нередко про­из­но­си­лось как бран­ное. Соб­ственно, этим и объ­яс­ня­ется вопрос Сама­рянки Христу: «как ты, будучи Иудей, про­сишь пить у меня, Сама­рянки? ибо Иудеи с Сама­ря­нами не сооб­ща­ются» (Ин. 4:9).

Посы­лая апо­сто­лов на про­по­ведь, Гос­подь запо­ве­до­вал им: «на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» (Мф. 10:5). Но это не значит, что Его личное отно­ше­ние к Сама­ря­нам отли­ча­лось чрез­мер­ным нега­ти­виз­мом. Напро­тив, объ­яс­няя закон­нику, кто явля­ется ближ­ним, Спа­си­тель поста­вил в пример не свя­щен­ника, не левита, а мило­серд­ного Сама­ря­нина (Лк. 10:31–37). Нечто похо­жее про­изо­шло в случае исце­ле­ния десяти про­ка­жен­ных, из кото­рых только один очно выра­зил чув­ство бла­го­дар­но­сти Сыну Божию, услы­шав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был Сама­ря­нин (Лк. 17:18).

В отли­чие от упор­ство­вав­ших в заблуж­де­нии Иудеев, многие Сама­ряне с радо­стью вос­при­няли Еван­гель­скую про­по­ведь и после­до­вали за Хри­стом (Деян. 8:12).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки