Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча

Описание

Образ Иоанна Предтечи является фрагментом мозаики Деисусного чина, которая включает изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно – образ Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Примечательно, что Иоанн Креститель, также как Иисус Христос и Дева Мария изображены без нимбов, для которых попросту не осталось места.

На представленной мозаике Иоанн Предтеча изображен по пояс, с длинными волосами, облаченный в одежду из грубой ткани. Руки его в молитвенном жесте указывают на изображенного рядом Спасителя – Иисуса Христа. Цветовая гамма в данной мозаики достаточно скупая, подчеркивающая аскетичность облика, его строгость, минимализм. Резкие угловатые линии, отсутствие декоративности, излишних украшательств на данной мозаике характерны для македонского стиля, во многом связанным с ростом популярности монашества. Именно поэтому в образе Иоанна делается акцент на суровости и аскетичности. Тип лица Иоанна очень близок к Предтече из церкви Осиос Лукас.

История

Собор Святой Софии – величайший памятник древнерусского зодчества. Основателем его считают князя Ярослава Мудрого, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи. Начиная сооружение храма, а затем его внутреннюю отделку, князь Ярослав использовал как заезжих греческих мастеров, так и местные силы. Общая схема декоративного убранства восходит, в своих главных чертах, к константинопольским образцам. В куполе расположен медальон с Пантократором, окруженный четырьмя архангелами (сохранилась одна неполная фигура). В простенках барабана изображены апостолы, над высокими подкупольными арками четыре медальона с полуфигурами Христа-священника, Богоматери и Иоакима и Анны, а в парусах евангелисты. На склонах подкупольных арок медальоны с полуфигурами сорока севастийских мучеников. Над триумфальной аркой представлен заключенный в медальоны Деисус, на столбах триумфальной арки Благовещение, в апсиде Оранта, Причащение под двумя видами и фриз со стоящими святителями и архидиаконами Стефаном и Лаврентием. Стены и свод вимы также были покрыты мозаиками.

Изображение Иоанна Предтечи – это часть Деисусного чина, выполненная неизвестным мастером в стиле македонского Ренессанса, для которого характерен лаконизм форм, суровость и аскетичность.

Рекомендуемая литература

Комментировать