Ионафан разрушает капище Дагона

Ионафан разрушает капище Дагона
  • Дата создания: 1866
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: 21× 28 см.
  • В Библии: 1Мак. 10:83-85

Сюжет

Ионафан — сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев. Используя волнения в империи Селевкидов, Ионафан завоевал многие города на приморской равнине и на юге Иудеи и усилил обороноспособность Иерусалима, отделив сирийский гарнизон от города высокой стеной.

Ревнуя о правой вере, он разрушает храм Дагона, главного идола филистимлян, изображавшегося получеловеком-полурыбой (голова и руки человечьи туловище и хвост – рыбьи). «И рассеялись всадники по равнине и убежали в Азот, и вошли в Бетдагон, капище их, чтобы спастись. Но Ионафан сжег Азот и окрестные города и взял добычу их, и капище Дагона с убежавшими в него сжег огнем. И было павших от меча с сожженными до восьми тысяч мужей (1Макк. 10:83-85).

Описание

На гравюре перед зрителем предстает огромное пространство языческого храма, посвященному Дагону, который изображался полу-человеком, полу-рыбой. Филистимляне чтили изваяние этого бога, полагая, что он приносит удачу.

На переднем плане показана сцена битвы – ворвавшиеся в храм всадники неприятеля пытаются найти защиту у изваяния божества, выставленного на специальном постаменте. Их преследует священник Ионафан вместо со своими воинами, который храбро бросаются на врага и теснят его со все сторон. Неприятельское войско отступает, открывая путь к каменному изваянию – статуе Дагона, на которую взобрались два смельчака с топорами. Они пытаются отрубить голову чудовища, прикладывая немалые усилия. В помощь им двое солдат, закованных в латы, разжигают огонь, чтобы предать огню языческий идол.

Остальное войско израильтян врывается в главную галерею, взбегая вверх по широкой лестнице, ведущей во внутренний двор.

На переднем плане у подножия капители происходит борьба, один из воинов, потеряв равновесие, падает вниз.

Все пространство храма украшено изображениями всевозможных божеств и мифических животных. Основание массивной колонны слева, где разыгрывается схватка, представляет собой массивную плиту, поддерживаемую статуями слонов, символизирующих могущество и силу. Капители в форме цветка лотоса, резной орнамент в виде всевозможных геометрических фигур, изображение фантастических животных поражает воображение зрителя. Но все это великолепие, являющееся проявлением суевреия, вскоре превратиться в прах и пепел. Главное божество будет повергнуто, а вместо его культа, станет восстановлена истинная вера в Единого Бога-Творца.

История

Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassell, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф с особым интересом относился к гравюрам Доре.

Рекомендуемая литература

Комментировать