-
Дата создания: 1645-48
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 92×128 см
-
В Библии: Исх. 7:10-13
Сюжет
Никола Пуссен – французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины – на историко-мифологические сюжеты. Сюжет о чудесном превращении жезла Аарона в змея описывается в книге Исход: «Моисей и Аарон пришли к фараону [и рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил [им] Господь» (Исх. 7:10-13).
Жезл, брошенный Аароном, как полагают, был жезлом Моисея. Возможность чудесной трансформации жезла Моисея в змею была обеспечена Божественной силой. Благодаря этой возможности Моисей мог подтвердить как своим соплеменникам, так и иным лицам, что ему действительно явился Господь, и что он – посланник Божий, исполнитель особого Божественного повеления (Исх. 4:5). Жезлы же египетских волхвов были «превращены» в змей не Божественной силой, но колдовскими (магическими) чарами. Тот факт, что жезл, брошенный Аароном, поглотил жезлы волхвов, свидетельствовал о могуществе Единого и Истинного Бога и о ничтожности египетских лжебогов.
Описание
На представленном полотне Моисей предстает перед нами старцем с длинной седой бородой. Он облачен в струящуюся тогу из дорогой ткани. Рядом с пророком процессия волхвов, облаченных в роскошные одежды. На лицах их испуг и удивление одновременно. Действие происходит в просторной зале, справа и слева художник изображает драпировку, играющую роль кулис. Жесты персонажей нарочито выразительны. Мастер чеканной, ритмичной композиции художник из первых оценил монументальность локального цвета: на картине мы видим гармоничное сочетание желтого и оранжево-алого цветов с контрастным белым цветом. Свет падает на главных персонажей, тогда как второстепенные остаются как бы в тени.
История
Данное полотно относится ко времени пребывания художника в Риме.
Рекомендуемая литература
- Толкования на Исход 7:10
- Аарон первосвященник Азбука веры
- Пророк Моисе́й Боговидец
- Моисей Библейская энциклопедия
- Аарон Библейская энциклопедия
- Жезл Ааронов издательство П.П. Сойкина
- Божественные знамения и чудеса в земле Египетской во времена Моисея М.И. Савваитский
- Пророки. Моисей
- Пророк Моисей: Вождь-освободитель
Комментировать