Аарон пер­во­свя­щен­ник

***

Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый вет­хо­за­вет­ный пер­во­свя­щен­ник, брат про­рока Моисея, пото­мок Левия, сын Амрама и Иоха­веды (Исх. 6:20; Числ. 26:59). Бог назна­чил Аарону гово­рить к народу вместо его кос­но­языч­ного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх. 4:16) и его про­ро­ком (Исх. 7:1). Аарон был первым пер­во­свя­щен­ни­ком и осно­ва­те­лем един­ствен­ного закон­ного рода свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Моисей полу­чает от Бога пове­ле­ние посвя­тить Аарона и его сыно­вей в свя­щен­ники. Потомки Аарона полу­чили право насле­до­вать пер­во­свя­щен­ство (Исх. 29:29). Пред­на­зна­че­ние свя­щен­ни­ков и их обя­зан­но­сти, права на жерт­во­при­но­ше­ния и их обес­пе­че­ние уста­нав­ли­ва­ются Самим Богом (Числ. 4:18). Свя­щен­ни­ков Изра­иля назы­вали «домом Аарона» (Пс. 117:3).

В Новом Завете образ пер­во­свя­щен­ства Аарона рас­кры­ва­ется с двух сторон.

Во-первых, гово­рится о пер­во­свя­щен­стве Аарона как про­об­разе Пер­во­свя­щен­ства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Хри­стос не при­своил Себе слу­же­ние пер­во­свя­щен­ника, но был при­зван Богом: «И никто сам собою не при­ем­лет этой чести, но при­зы­ва­е­мый Богом, как и Аарон. Так и Хри­стос не Сам Себе при­своил славу быть пер­во­свя­щен­ни­ком, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4–5). Подобно Аарону, Иисус Хри­стос должен был при­не­сти жертву за грехи для уми­ло­стив­ле­ния: «Ибо всякий пер­во­свя­щен­ник, из чело­ве­ков изби­ра­е­мый, для чело­ве­ков постав­ля­ется на слу­же­ние Богу, чтобы при­но­сить дары и жертвы за грехи» (Евр. 5:1).

Во-вторых, ука­зы­ва­ется на пре­иму­ще­ство пер­во­свя­щен­ства Иисуса Христа, Кото­рый, Сам будучи совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, еди­но­жды принес совер­шен­ную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Пер­во­свя­щен­ник: святой, непри­част­ный злу, непо­роч­ный, отде­лен­ный от греш­ни­ков и пре­воз­не­сен­ный выше небес, Кото­рый не имеет нужды еже­дневно, как те пер­во­свя­щен­ники, при­но­сить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совер­шил это одна­жды, при­неся в жертву Себя Самого. Ибо закон постав­ляет пер­во­свя­щен­ни­ками чело­ве­ков, име­ю­щих немощи; а слово клят­вен­ное, после закона, поста­вило Сына, на веки совер­шен­ного» (Евр. 7:26–28).

В Новом Завете пер­во­свя­щен­ство Христа срав­ни­ва­ется с пер­во­свя­щен­ством Мел­хи­се­дека, кото­рому отда­ется пре­иму­ще­ство в срав­не­нии с пер­во­свя­щен­ством Аарона.

Мел­хи­се­дек («Царь правды») – царь и пер­во­свя­щен­ник Салима, отож­деств­ля­е­мого в Пс. 75.3 с Иеру­са­ли­мом, вышед­ший с дарами навстречу Авра­аму после его победы и бла­го­сло­вив­ший его. Как свя­щен­ник Мел­хи­се­дек выше свя­щен­ни­ков-леви­тов, ибо в лице своего пра­ро­ди­теля Авра­ама сыны Левия почти­тельно скло­ни­лись перед ним, полу­чили его бла­го­сло­ве­ние и при­несли ему дань. Он про­об­раз бла­го­дат­ного Пер­во­свя­щен­ства Иисуса Христа, пре­вы­ша­ю­щего вет­хо­за­вет­ное свя­щен­ство по чину Аарона. Как и Мел­хи­се­дек, Гос­подь Иисус Хри­стос есть Царь и Пер­во­свя­щен­ник (Зах. 6:12, 13), Как и Мел­хи­се­дек, Гос­подь Иисус Хри­стос несрав­ненно и выше Авра­ама или его потом­ков. Как и Мел­хи­се­дек, Гос­подь Иисус Хри­стос пред­став­ля­ется без отца, без матери, без родо­сло­вия, не име­ю­щим ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:3).

«Ибо известно, что Гос­подь наш вос­сиял из колена Иудина, о кото­ром Моисей ничего не сказал отно­си­тельно свя­щен­ства. И это еще яснее видно из того, что по подо­бию Мел­хи­се­дека вос­стает Свя­щен­ник иной, Кото­рый таков не по закону запо­веди плот­ской, но по силе жизни непре­ста­ю­щей. Ибо засви­де­тель­ство­вано: Ты свя­щен­ник вовек по чину Мел­хи­се­дека. Отме­не­ние же прежде бывшей запо­веди бывает по при­чине ее немощи и бес­по­лез­но­сти, ибо закон ничего не довел до совер­шен­ства; но вво­дится лучшая надежда, посред­ством кото­рой мы при­бли­жа­емся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были свя­щен­ни­ками без клятвы, а Сей с клят­вою, потому что о Нем ска­зано: клялся Гос­подь, и не рас­ка­ется: Ты свя­щен­ник вовек по чину Мел­хи­се­дека, то луч­шего завета пору­чи­те­лем соде­лался Иисус»Евреям 7:14–22).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки