-
Дата создания: 1851
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 81,7×64,9
Описание
Портрет – один из самых противоречивых жанров в истории мирового искусства. Неслучайно портрет называют иногда высшей формой изобразительного творчества. Язык портрета уникален, и известный русский художник Я.Ф. Капков подтверждает это – он использует то, что присуще только человеку – лицо, одежду, жесты. Известный художник-жанрист, обращающийся к историческим и библейским сюжетам, блестяще раскрывает глубокий психологизм в особом жанре религиозного портрета. Цель его – показать внутреннее состояние души, взывающей к Богу, открывающей Ему свое сердце. Это мы видим на одной из его картин, названой «Молящаяся девушка».
Перед зрителем лиричный и трогательный образ юной девушки, предстоящей перед Святым образом. Осеняя себя крестным знамением, она устремила свой взор к Спасителю – мы видим здесь лишь краешек иконы, освещенной двумя мерцающими свечами. Лицо девушки сосредоточено, взгляд исполнен надежды – она полностью погружена в молитву, в этот миг весь окружающий мир с его заботами и тревогами оказался оставлен. О чем молится она? Зритель может только догадываться: тяжелые семейные обстоятельства, сердечная привязанность или, напротив, отсутствие волнений и тревог в ее тихой размеренной жизни – художник оставляет этот вопрос открытым, направляя зрителя к важной заповеди – возлюбить Бога всем сердцем и душою.
Чистый образ девушки заставляет думать об ином, очищаясь, уходя от суетного искания земных благ, от призрачных мечтаний о славе и деньгах, отстраняясь от бесконечной вереницы мирских забот, сосредотачиваясь в Боге, настраивая свой ум и сердце на молитвенное предстояние перед Ним – Создателем мира и Вершителем судеб. Душа, открытая Богу, способна подняться из пепла суетных желаний, воспаряя на крыльях любви к Своему Создателю.
Темный полумрак тесной комнатки, сноп света, брошенный на фигуру девушки, белая сорочка и синий сарафан создают контраст. Кокетливая, но простенькая сережка в ухе и наряд свидетельствуют о том, что девушка происходит из хорошей, добропорядочной и скромной, вероятно, купеческой семьи. А двуперстное знамение свидетельствует о том, что семья ее старообрядческая – таких семей было достаточно много на периферии России.
Стиль картины академический, здесь явно прослеживается влияние Карла Брюллова, которому были свойственны очень выразительные типажи с большими темными глазами, темными прямыми волосами, приятными чертами лица. Однако мастер, передавая психологическое состояние, идет дальше Брюллова, чьи образы, по мнению критиков, были несколько однотипны.
История
Картина была написана в 1851 году – в зените творческой славы художника. Оставаясь религиозным живописцем, художник пытается написать жанровый портрет на религиозную тематику: женский образ был любимой темой работ художника. В Санкт-Петербурге, куда художник вернулся из Европы по причине болезни, он обратился к психологическому портрету и стал популярным исполнителем женских образов. Его картины охотно раскупали, а среди его заказчиков были даже члены Императорской фамилии, заказавшие ему несколько картин для своей коллекции.
Рекомендуемая литература
- Женщина Азбука веры
- Молитва Азбука веры
- Тест: Женщины в Библии
- Женщина Сокровищница духовной мудрости
- Советы девушке-христианке прав. Алексий Мечев
- Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве А.Н. Надеждин
- Женщина в Церкви. Из книги: «Таинство веры» митр. Иларион (Алфеев)
- Женщина И.А. Ильин
- Олицетворение истинной любви прот. В. Харинов
Комментировать