Пасха

См. раздел ПАСХА ХРИ­СТОВА

***

Па́сха – 1) глав­ный цер­ков­ный Празд­ник Свет­лого Вос­кре­се­ния Хри­стова (по слову св. Гри­го­рия Бого­слова, Пасха – «празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство тор­жеств», в кото­ром хри­сти­ане празд­нуют «само вос­кре­се­ние, не ожи­да­е­мое ещё, но уже совер­шив­ше­еся и при­ми­ря­ю­щее собой весь мир»); 2) Гос­подь Иисус Хри­стос, как при­нес­ший Себя в Иску­пи­тель­ную Жертву, побе­див­ший ад, поправ­ший смерть; 3) вет­хо­за­вет­ный празд­ник, свя­зан­ный с вос­по­ми­на­нием об Исходе Изра­иля из Египта.

Празд­ник Пасхи пришел из Вет­хого Завета. Он был связан с закла­нием бес­по­роч­ного агнца для спа­се­ния пер­вен­цев от смерти во время исхода избран­ного народа из еги­пет­ского плена. Опре­де­лен­ное Богом закла­ние бес­по­роч­ного агнца, по слову свт. Мели­тона Сар­дий­ского, сде­ла­лось спа­се­нием Изра­иля, и смерть его стала жизнью народа. Вет­хо­за­вет­ное закла­ние пас­халь­ного агнца было про­ро­че­ским про­об­ра­зом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему чело­ве­че­ству. Такую Жертву принес Вопло­тив­шийся Бог на Гол­гоф­ском Кресте за всех людей.

Подобно непо­вин­ному агнцу, Иисус Хри­стос был совер­шен­ным Чело­ве­ком без греха и порока, ибо в Нем чело­ве­че­ское есте­ство соеди­ни­лось с Боже­ствен­ным. Лишен­ный вся­кого греха, Он доб­ро­вольно отдал Себя на стра­да­ние за спа­се­ние чело­ве­че­ства. Своим стра­да­нием Он иску­пил чело­ве­че­ский род от гре­хов­ного про­кля­тия и власти смерти.

Обла­дая Свя­то­стью Бога, Он стал выше смерти: «Как мерт­вого погре­бал Его Иосиф, но, погре­бен­ный как чело­век, Он, как Бог, обез­ору­жил смерть» (св. Исихий Иеру­са­лим­ский). Сни­зойдя в ад, Он вышел из него, ибо в Нем не най­дено ника­кой вины. «Ад огор­чился, встре­тив Тебя в пре­ис­под­них своих», – гово­рит пророк Исайя.

«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» – вос­кли­цает апо­стол Павел. «Вос­крес Хри­стос, и ад низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос, и пали демоны! Вос­крес Хри­стос, и раду­ются ангелы! Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ствует жизнь! Вос­крес Хри­стос, и никто не мертв во гробе! Ибо Хри­стос, вос­став из гроба, – пер­ве­нец из умер­ших», – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст.

Празд­ник Пасхи – один из древ­ней­ших цер­ков­ных празд­ни­ков. Его празд­но­ва­ние уста­нов­лено самими апо­сто­лами. Точное время празд­но­ва­ния пасхи опре­де­лил I Все­лен­ский собор, поста­но­вив­ший всем хри­сти­а­нам празд­но­вать Пасху в 1‑й вос­крес­ный день после весен­него рав­но­ден­ствия и 1‑го мар­тов­ского пол­но­лу­ния.

В пас­халь­ную ночь хри­сти­ане участ­вуют в Таин­стве При­ча­ще­ния, кото­рое явля­ется духов­ным цен­тром празд­ника. К пас­халь­ным тра­ди­циям отно­сят вза­им­ное цело­ва­ние друг друга, кото­рым под­ра­жают древ­нему лоб­за­нию мира и святой любви, а также даре­ние окра­шен­ных крас­ным цветом яиц, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих кровь Христа и при­об­ре­тен­ную чрез нее вечную жизнь.

День празд­но­ва­ния Пасхи, в зави­си­мо­сти от года, нахо­дится в пре­де­лах от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

***

См. ИСКУП­ЛЕ­НИЕ, БОГО­ЧЕ­ЛО­ВЕК, БОГО­ВО­ПЛО­ЩЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки