Перезахоронение тел Саула и его сыновей

Перезахоронение тел Саула и его сыновей
  • Дата создания: 1866
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: 21,2 × 28,7 см.

Сюжет

Перед зрителем сюжет, повествующий об обстоятельствах гибели Саула и его сыновей. Трагическое событие, произошедшее с царем было не случайным. Оно стало следствием его отступничества от Бога, когда царь решил обратиться к колдовским чарам, чтобы узнать свое будущее. Страшно боявшийся смерти, Саул, вызвал дух Самуила и получил ответ, что его ждет гибель. Не минует она и его сыновей, которые будут убиты (1 Цар 28:4–19).

Слова пророка сбылись: израильтяне потерпели поражение в битве; три сына царя – Иоанафан, Мелхисуа и Авинадав пали на поле брани; сам Саул, израненный стрелами и преследуемый филистимлянами, просил оруженосца убить его, и после отказа пронзил себя мечом.

Филистимляне, нашедшие тело Саула и его сыновей перевезли в Беф-сан — город, находившийся неподалеку от Гелвуя и реки Иордан. Здесь, повешенные на цепях, они были оставлены на растерзание хищным птицам. Но храбрые жители Иависа Галаадского, в благодарность за то, что в дни своего раннего счастливого царствования Саул спас их, пришли на то место, сняли тела царя и его сыновей и с почетом похоронили их. Перейдя ночью Иордан, они «взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там. И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней». (1 Цар 31:1–13).

Описание

На представленной гравюре мы видим мрачную сцену: на городской стене, представляющей собой массивное укрепление, являющееся надежной защитой для жителей города, висят тела убитых сыновей и их отца – Саула. Пришедшие тайком под покровом ночи жители города, приставив лестницы к стене, осторожно снимают убитых, чтобы предать их сначала огню, а затем захоронить, как требовал этого их обычай.

Вохдавая честь заслугам Саула некоторые из пришедших кланяются убиенным, вспоминая те благодеяния, которые быи оказаны Саулом прежде, когда он был жив.

Действие происходит глубокой ночью. Ясный свет полной луны освещает ярко стены и висящие на них тела – поруганные и обезглавленные. Сам город не видно, он погружен во тьму, как полагалось обычаем с наступлением ночи все двери и ворота затворялись, улицы становились безлюдны. Чтобы не будить своих сограждан, отважные жители пришли тайком, стараясь не привлекать к себе внимание. Опасаясь быть застигнутыми врасплох стражей, они торопятся поскорее унести тела, неся их на спине, не пользуясь запряженными лошадьми телегами.

Этот бесстрашный поступок жителей Иависа Галаадского следует, был данью уважения Саулу за то, что когда-то он спас их от Мааса аммонитянина. В то же время, спасение тела Саула теми, кого сам он прежде спасал, является вехой, знаменующей конец его царствования.

История

На момент создания произведения Гюстав Доре уже состоялся как рисовальщик и выдающийся иллюстратор. В 1864 году Доре приступил к сложнейшей и ответственной работе. Ему предстояло проиллюстрировать содержание Ветхого и Нового заветов. Работал художник, не помня себя. Трудился дни и ночи напролёт. В 1866 году Доре окончил свою сложнейшую почетную миссию. Художник создал более 230 иллюстраций-гравюр к Библии.

Издание имело колоссальный успех. Библия с иллюстрациями Доре была переведена на десятки языков и переиздавалась более тысячи раз. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.

Иллюстрации Гюстава Доре к Ветхому и Новому завету и по сей день остаются одними из самых популярных в мире.

Рекомендуемая литература

Комментировать