-
Дата создания: XV в.
-
Техника: Шитье в прикреп и на проем
-
Материал: Тафта, шелк
-
Размер: 68,5×114,5
Описание
Перед зрителем представлена сцена Положения во гроб, где мертвый Христос лежит на ложе в окружении преданных учеников и Ангелов. У изголовья ложа изображена Богоматерь, поддерживающая ладонями главу Спасителя. На противоположной стороне склонившийся над телом Учителя его самый близкий ученик – юный Иоанн Богослов. Образы других Евангелистов не сохранились. Позади ложа поставлен небольшой киворий с лампадой, над которым мы видим парящих ангелов, расположенных симметрично. Слева вверху в сине-белом облаке парит орел – символ Евангелиста Иоанна.
Плащаница демонстрирует высокий уровень мастерства вышивальщиц. Главный художественный эффект ее заключается в холодноватом сочетании холодноватых ровных плоскостей с зашитыми приглушенными серебристо-серыми нитями и вспышек синих бликов шелка. Фигуры утратили мощные объемные формы. Невесомые, легкие, с изящными чертами и нежными ликами Ангелы, создают особое настроение одухотворенности. Здесь также используется редкий прием цветных оживок на одеждах. Плащаница отличается невероятной мягкостью художественной формы и лиричной трактовкой образов.
История
Из памятников, переданных в 1932 г. в Русский музей из Тихоновского музея местной старины сохранилась древняя плащаница «Положение во гроб». Традиционно ее связывают со живописным стилем времени Новгородского епископа Ефимия. Памятник сохранился фрагментарно. Утрачены первоначальный фон, поля, изображение трех Евангелистов, рипиды Ангелов, надписи. Само шитье очень ветхое, с видимыми утратами и потёртостями. Изначально изображение поступило в музей на темно-малиновом шелке фоне, но в XVIII веке во время поновления изображения вырезали из авторской ветхой основы и перенесли на новую ткань. В таком виде памятник оставался недолго. На следующий же год после поступления фигуры снова были вырезаны из первоначального светлого шелка и перенесены на новую основу. Повторно плащаница реставрировалась в 60-х годах, фигуры перенесли на шелковую основу песочного цвета, которая, как казалась реставраторам, была близка оттенку авторского фона. Вместе с тем, ни на одном из тихвинских храмов плащаницы на песочном фоне не было зафиксировано.
Рекомендуемая литература
- Иисус Христос Азбука веры
- Распятие Азбука веры
- Плащаница Азбука веры
- Богослужебные предметы Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Матфея 27:57
- Тест: Богослужения Страстной Седмицы
- Туринская плащаница
- История Плащаницы сщмч. Иларион (Троицкий)
- Плащаница Господа нашего Иисуса Христа прот. Глеб Каледа
- Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток А.А. Дмитриевский
- Что такое Плащаница? сост. А. Зелененко
- Святыни христианского мира. Туринская Плащаница
- Туринская Плащаница
Комментировать