Сбор манны

Сбор манны

Сюжет

В основу сюжета положено библейское повествование о том, как еврейский народ, выйдя из Египта и странствуя по пустыне, питался манной. Местность, по которой странствовал народ, была скудна водными и питательными ресурсами, но манна появлялась чудесным образом каждый день, кроме субботы.

Описание

По центру композиции художник расположил фигуру Пророка Моисея. Его лицо и руки в молитвенном жесте обращены вверх, из уст Пророка звучит благодарность Господу за свершившееся чудо – в бесплодной пустыне народ израильский по попечению Господа получает пищу. Но это не простой хлеб, которым евреи питались вдоволь в Египте, а хлеб небесный – прообраз Евхаристического Хлеба — Тела Христова. Вокруг головы Моисея, согласно западной традиции, изображены два луча в виде рогов, намекающие на избранность и облагодатствованность Пророка. Возле Моисея собрались люди, которые с надеждой взирают на него, слушая его молитвенное обращение к Богу. С надеждой и чаянием обращены их взоры к пророку, в их руках отверстые сосуды, мешки и прочая пригодная утварь.

Художник мастерски передает состояние этих людей, шествующих по пустыне, претерпевающих голод: в их взорах одновременно надежда и страх потерять пищу, хотя пищи хватает на всех. Здесь аллегорически передается сомнение маловерующего человека, испытывающего подобные чувства: он просит Господа, но боится, что Бог ему откажет в помощи. Таким образом, душа его неспокойна, тревога постоянно терзает ее и не дает покоя. У Моисея совсем иное состояние – он полностью положился на Бога, он верует в Его безграничную милость.

Картина свидетельствует о мастерстве художника – представителя венецианской школы, ее позднего периода. Художник легко владеет кистью: на полотне заметны свободные и изящные мазки, характерный «тающий» переход тонов от розовых к зеленым. Богатая колористическая гамма, свойственная венецианцам, дополнена изяществом и легкостью линий.

История

Работа написана около 1710-20 гг. Автор являлся типичным представителем венецианской школы, то есть тяготел к эпической и религиозной тематике. Кроме того, множество его работ обладало монументальным характером. К моменту написания картины Пеллегрини успел потрудиться в Италии, Чехии, Германии, Франции и Голландии, приобретя почет и славу. Данное панно создавалось для оформления внутреннего помещения церкви.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 19.02.2025
    Только Моисей показан в этом произведении в полный рост, вскинутые вверх руки делают его еще выше, еще ближе к небу. Да художник и разместил его так – крепко стоящим на земле и почти касающимся неба. Все вокруг окружающие его люди – в согбенных, порой совсем пригнувшихся к земле позах. Они заняты — собирают манну, собирают то, что дает им возможность выжить. Но практически никто не возносит благодарности Тому, Кто дает им эту пищу, Кто дает им жизнь. Только взгляд Моисея направлен вверх, он – в диалоге с Богом, постоянно обращается к Нему… Это такой очевидный контраст устремленность вверх Моисея, который воспринимается столпом, удерживающим и композицию, и все вокруг, и – устремленность вниз, к сиюминутному – всех тех, кто рядом с ним.
    Ответить »