Силоамская Купель

Силоамская Купель

Сюжет

Сюжет картины связан с евангельским повествованием об исцелении Христом-Спасителем страждущих людей. Одно из евангельских свидетельств, положенных в основу произведения, касается описания купальни «Вифезда». Эта купальня была известна тем, что «ангел Господень по временам сходил» в нее «и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4). Однажды, когда Иисус проходил мимо этой купальни, Он увидел там человека, находившегося в болезни 38 лет, «увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5:6-9). В рамках другого свидетельства, также положенного в основание сюжета картины, сообщается об исцелении Христом слепорожденного. Остановившись возле него, зная его недуг, Христос сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:5-7).

Описание

На полотне художник изобразил Силоамскую купель в виде огромного каменного грота, ступени которого ведут к воде. Многофигурная композиция состоит из людей, пришедших к чудесной купели с надеждой получить избавление от тяжких недугов.

Сама сцена, как было отмечено выше, объединяет два евангельских повествования – исцеление расслабленного в Вифезде и исцеление слепорожденного юноши в Силоаме. Художник объединяет эти истории в одной картине не случайно: оба чуда, совершенных Спасителем, о которых сообщается в данных свидетельствах, указывают на Его мессианское, на Его Божественное достоинство, на Его любовь к людям, на Его милосердие, напоминают о важности упования и надежды на Промысл Божий. Заметим также: если до встречи со Спасителем ослепленный грехом расслабленный не имел возможности спастись, то теперь получает возможность не только телесного, но и духовного исцеления. Если грех ввергает человека в смерть, то путь духовного исправления исцеляет его и дарует подлинную жизнь во Христе.

Основное внимание в картине направлено на страждущих больных, ожидающих с нетерпением спасительного чуда: в центре композиции мы видим спускающегося с небес Ангела, движения которого стремительны. Это подчеркивают развевающиеся одежды – легкие и прозрачные. Над ангелом подобно светящемуся нимбу, блистает ясный небосвод. Ангел врывается в бездну грота, но остается будто незамеченным жаждущими излечиться больными. Эти люди создают контраст: они находятся в глубине темного грота, на их лицах усталость и изнеможение, каждый из них ждет чудесного исцеления. У помощников больных (вероятно это их близкие родственники) напряженные лица, они передают всю тяжесть служения и ухода за тяжко болящим человеком. Интересна представленная на заднем плане картины одинокая фигура женщины – матери ребенка, которого отец окунает в воду. Она возводит очи к небу в молитвенном призывании – ее почти не видно, тем не менее, ей уделено автором картины важное смысловое значение. Двое мужчин несут немощного, фактически находящегося при смерти больного к источнику, чтобы опустить его в исцеляющую воду. Пораженный болезнью седой старец лежит на ступенях, ожидая избавления.

Слепорожденный один-единственный не имеет помощника среди людей. Опираясь на посох, он протягивает руку к водоёму в надежде прозреть.

Не сразу можно рассмотреть на картине Того, Кто совершал все чудеса исцеления одним лишь словом и Своей любовью. Иисус Христос стоит вдалеке в окружении учеников и наблюдает за происходящим. Скоро слепорожденный по его Слову омывшись, обретет зрение. Я. Ф. Капков в своём произведении передал мысль о важности упования на милость Всевышнего, Который явился в мир спасти весь род человеческий, отверзнув людям очи, омраченные грехом, к созерцанию животворящего источника жизни – Бога.

История

Картина была написана в 1845 году, являясь результатом многолетних усердных занятий Я.Ф. Капкова в Императорской Академии художеств. Живописец представил полотно в качестве итоговой работы по окончании учёбы. Этот поистине достойный труд сразу принёс автору большую золотую медаль и звание классного художника XIV степени. Здесь уже заметна рука не просто начинающего художника, а зрелого мастера. Картина «Силоамская купель» до 1930 года хранилась в музее Академии художеств, а затем передана Псковскому музею. Сохранился и список картины, который в настоящее время находится в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан в Казани.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 13.07.2025
    Удивительно, как художник глубоко подошел художник к осмыслению сюжетов Евангельской истории. Перед зрителем разворачивается динамичное действо — страждущие рвутся к купели, в том числе при поддержке помощников, чтобы получить чаемое исцеление. Даже в фигуре расслабленного, того, что не в силах встать и нет никого из близких, чтобы помочь, чувствует устремленность. И в самой купели — движение: Ангел, спускающийся сверху и колеблющий воду, тот, кто уже находится в купели, поддерживаемый, скорее всего, родственником.. В общем, повторяю, много динамики, движения, напряжения, разнонаправленных диагоналей…
    А там, в глубине картины, так, что сразу и не увидишь, спокойно стоит Христос с учениками, стоит Тот, Чьей властью и происходит исцеление, вообще происходит все хорошее. И те, что находятся на переднем плане в правой части работы, устремленные купели, но уже не чающие попасть, поскольку не помощи, еще не знают, что скоро все изменится…
    Ответить »