Array ( [_ga] => GA1.2.782693178.1705218558 [_ym_uid] => 1705218559686311031 [_ym_d] => 1705218559 [_gcl_au] => 1.1.1014590729.1712998449 [_langs] => c~r [rmcookie] => S:_x4XdbcMpDhgOivKv_wuI60v4sg51VFVbNJIS2WGls5K64T_ZUvw2zz-cniDhnGtxQoQHjBNp1W5YukEWhfSi__JN4fIp4hzlXA-_de_PihgF8pL6azq_51KXNK21TUTm9TFGHGxA6u3hhGAZwZyOkzkPBBb6Mb8yrFDsR9z2hbP0mvVtF-Pe_dM6N3XOYeZo1Dfvk9cMb0r6R7HTJk2JOT1tMdNgo4i5l1Kgl1o1GQ5ChWUJWIMgYR6grCAW7A1q-vhZClDyOBy9ECAFFidZcYF26dwmKvwi_RNN5jchz_oL_JfCyq-aVLx_BWuZRqKe7-AOPSScNW-LdFKk1U3xMQe0Bgc679IynqTO6B1VUeyXBOVroyRvgxpCyPqPdigY2RDxB3LJN5A4m6X01aHQ8nlKaYpyYDsBy-RC6OBdczmgSfeyp15MIfkEcuV87FSTheYpxwuKDlN6j9nChxdZ7s75dbKdFgmlpzyFLnwfjrhkkWLL2fS260_CCr4HD38q2MObRjRhDEBhzTwLQzpT7FZqfSP8qPq8KXI5-yx78L8YyGHmPlF4Id0Bpqn3GZKxb9-Cl9fcYEn0YqFchKU29K1lP2G33wCKBbfkEPVQGFaq2b8RqgrEk-iseS-UZyQ3g== [otrid] => S:E96mfosKfessUdpk0Z_6IGXB2YxGXQeWnR7C2ymKH5hI_n_Hnr2PG_M6PrMwS9gxjEm__aPHNyLJ4D6Cs8LGkB58TEuT4cAssdIc0cuG_wdwyZTVaQ1xQHhRQkh3i9otzmkk_o8bDNP73dZek4KeHMQK3l9ElI2bZNXCi2rLFLxNvckhuAVB3nitO5TslmeQiPATbceSqA1MngN_nWnEQs9osXAG0Rwc2ug= [_ym_isad] => 2 [_gid] => GA1.2.1764174233.1713979677 [_ym_visorc] => b [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Святой Андрей, несущий свой крест

Гверчино (1591-1666)
Святой Андрей, несущий свой крест
  • Дата создания: 1650-е гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 117×96.4 см

Сюжет

Перед нами сюжет из жития апостола Андрея: после Сошествия Святого Духа ученики Христовы отправились с проповедью Слова Божия в разные концы земли. Святому Андрею по выпавшему жребию досталась Фракия и Скифия, где он проповедовал учение Иисуса Христа. Андрей был первым, кто засвидетельствовал воскресение Иисуса, и последовал за ним, чтобы донести до людей чудеса, которые происходили с Божьей помощью, за что его и прозвали «Первозванным».

В течение всей жизни апостол Андрей проповедовал веру в Бога, за что не раз подвергался гонениям и наказаниям. В городе Патры, после многочисленных чудес, Андрей был вынужден принять смерть по приказу правителя города. Распяли святого Андрея Первозванного в 67 году на диагональном кресте, привязав руки к его вершинам. Перед смертью Андрей воскликнул: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой», и крест засиял; так Господь принял душу святого Андрея Первозванного. Косой крест, на котором казнили апостола стал называться Андреевским крестом. Хотя прямого указания на такую форму ни в одном древнем источнике нет, в живописи, начиная с X века и прочно утверждаясь в эпоху Возрождения, крест становится традиционным атрибутом апостола Андрея.

Описание

Художник представил поясное изображение апостола. Согласно устоявшейся иконографической традиции, святой Андрей изображался седовласым мужчиной с короткой бородой. Однако Гверчино изобразил святого Андрея старцем с густой бородой, облаченным в одежды своего времени. Правильные черты лица выражают смирение и упование. Взор святого Андрея обращен к небу, передавая внутреннюю молитву к Богу. Руками он поддерживает огромный крест, плечом подпирая перекладину. Крест – символ страдания становится для него драгоценным сокровищем, открывающим путь к спасению.

Фоном картины художник сделал часть стены, на которой сквозь выщербленные камни пробивается молодая трава. Руины в религиозной живописи символизируют окончание Ветхого Завета. Зеленая трава на них символизирует начало эпохи Нового Завета, явление миру Спасителя, Его Распятие как символ победы над смертью и адом. Небесный свод, занимающий большую часть картины, символизирует Небесное царство, открывшееся праведному ученику Христову.

Гверчино создает идеализированный образ, акцентируя внимание зрителя на лице и руках Апостола. Для него было важно выразить образ мысли и образ действия – веру Апостола и его труды, его мученическую смерть, отверзшую врата Небесного царства. Таким образом, образ мысли христианина должен совпадать с его образом действия – знание о Христе, Его учении должно совпадать с исполнением Заповедей, данных Спасителем.

История

Картина создана художником в 1650-х годах, в Болонье, где Гверчино занял одно из ведущих мест в кругу мастеров этой живописной школы. В этот период на его творчество оказала большое влияние живопись Гвидо Рени, вследствие чего палитра красок сменилась на более светлую и холодную, а образы стали более отвлеченными и идеализированными.

Рекомендуемая литература

Комментировать