Святые жены у гроба

Святые жены у гроба

Сюжет

Картина посвящена теме Воскресения Христова. Художник воспроизвел сюжет о явлении жен-мироносиц ко Гробу Спасителя. Имея целью помазать ароматами Тело любимого ими Учителя, жены-мироносицы пришли ко Гробу, но Тела там уже не было. От Ангела Божия они узнали, что Христос воскрес.

Описание

Перед зрителем представлена встреча жен-мироносиц с Ангелом. Стоящие возле входа в пещеру жёны одеты в темные траурные одежды, их лица выражают усталость и изможденность от пережитого горя. Камень от Гроба отвален; Гробница заполнена ярким ослепительным светом, у входа в Гробницу — Ангел. Испуг и недоумение читаются на лицах двух святых жен, растерянность ­– в позе третьей, представленной спиной к зрителю, упавшей на колено и ухватившейся в смятении за камень. Ангел провозглашает радостную весть о том, что Христос воскрес. Художник изобразил его в потоке яркого света, льющегося из пещеры, с поднятой вверх правой рукой, словно останавливающим траурную процессию.

Художнику удалось передать сильное смятение на лицах женщин. Кажется, что они ещё не до конца осознали слова Ангела, они все ещё подавлены горем, которое читается в их глазах.

Движение, развивающееся по диагонали в глубину, при этом снизу вверх, обостряет драматичность представленной сцены. Композиция построена так, что зритель находится справа, смотрит на изображенную сцену снизу и оказывается вовлеченным в происходящее, словно заглядывая в Гробницу вместе с женами-мироносицами. Фигуры даны в необычном ракурсе – со спины, взгляд женщин обращен в просвет пещеры, в которой виден златокудрый Ангел, облаченный в белые одежды. Художник использует приглушенные оттенки для изображения окружающей обстановки и более насыщенные краски для того, чтобы выделить фигуры. Хорошее знание художником анатомии позволило ему с необычайной точностью передать позы женщин.

История

Вильям Бугро известен как мастер светской и религиозной живописи. Его кисти принадлежит немалое количество произведений на евангельские сюжеты. Картина «Святые жёны у гроба Господня» была написана в поздний период творчества художника.

Критика

Творчество Бугро весьма плодотворно – за свою жизнь он создал более 800 полотен. Художник был чрезвычайно неприхотлив, аскетичен и одержимо трудолюбив. «Неизменно каждый день в назначенный час он приходил в мастерскую, садился за работу и работал до самого вечера», – писал о художнике его современник, критик Пьер Верон. «Художник стремится к своему идеалу и ищет в своих типах мужчин, женщин и детей небесное совершенство», – отмечал Ф.И. Булгаков.

Однако живопись Бугро подвергалась критике со стороны художников-модернистов. Французский писатель Ж.-К. Гюисманс язвительно говорил, что Бугро изобрел «газированную живопись». Один из крупнейших представителей импрессионизма Э. Дега ввел даже пренебрежительный термин «bouguereauté» («бугровщина») для иронического обозначения академической живописи, построенной на аккуратных растяжках цвета и мягких контурах.

Рекомендуемая литература

Комментировать