Воскресение Христово

Аудио-версия статьи

См. раздел ПАСХА

***

Воскресе́ние Христо́во — 1) вос­со­еди­не­ние Души Христа с Его Телом, после­до­вав­шее на третий день после Его смерти (по чело­ве­че­скому есте­ству); победа Христа над смер­тью; собы­тие, соста­вив­шее содер­жа­ние одной из глав­ных истин хри­сти­ан­ства (1Кор.15:14); о ней повест­вуют все четыре еван­ге­ли­ста (Мф.28:6), (Мк.16:6), (Лк.24:6), (Ин.20:6–9); 2) глав­ный пред­мет Празд­ника Празд­ни­ков Хри­сти­ан­ской Церкви, самый первый хри­сти­ан­ский празд­ник (име­ну­ется также Пасхой).

voskresenie hristovo - Воскресение Христово

Иисус Хри­стос сказал о Себе: «Я есть вос­кре­се­ние и жизнь» (Ин.11:25). Тем самым Он засви­де­тель­ство­вал, что вопло­ще­ние Бога ожи­вило чело­века и вос­кре­сило его повре­жден­ную грехом при­роду к новой бла­го­дат­ной жизни.

Однако для реаль­ной победы над смер­тью жизни Бого­че­ло­века на Земле было недо­ста­точно. Для реаль­ной победы над смер­тью пона­до­би­лись воль­ные крест­ные стра­да­ния и смерть Иисуса Христа. «Смерть побеж­да­ется не явле­нием Жизни в смерт­ном теле, а воль­ной смер­тью Вопло­тив­шейся Жизни», – учит прот. Геор­гий Фло­ров­ский. Следуя св. Афа­на­сию, Слово стало плотью, дабы изгнать «тление» из чело­ве­че­ской при­роды: «Слово облек­лось для того в тело, чтобы, обретши смерть в теле, истре­бить ее».

Смерть Спа­си­теля ста­но­вится доб­ро­воль­ной и сво­бод­ной Жерт­вой за все чело­ве­че­ство. Если Первый Адам своим непо­слу­ша­нием вызвал смерть в мир, то Второй и Новый Адам – Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос – пока­зал, что смерть может быть отме­нена. И это потому, что Новый Адам больше чем про­стой чело­век – Он Само Слово Божие. «Он отдает Свою жизнь, но Он вла­стен взять ее назад», – гово­рит св. Гри­го­рий Бого­слов. «Стра­дал и под­ви­зался подви­гом тер­пе­ния не чело­век мало­зна­ча­щий, но воче­ло­ве­чив­шийся Бог», – учит св. Кирилл Иеру­са­лим­ский.

Тело Иисуса Христа уми­рает, а душа нис­хо­дит в ад. Но тело и душа Иисуса Христа соеди­нены с Богом Словом, Второй Ипо­ста­сью Святой Троицы. Он обла­дает душой и телом как еди­но­сущ­ный нам по чело­ве­че­ской при­роде. Но Он же еди­но­су­щен и Самому Богу, пре­бы­вает внутри Нетвар­ной Жизни Трии­по­стас­ного Боже­ства. В Нем нет чело­ве­че­ской лич­но­сти, ибо вместо нее Лицо Боже­ства – Боже­ствен­ная Ипо­стась Слова. Поэтому душа и тело Христа не могут быть совер­шено раз­лу­чены. Они соеди­ня­ются вновь в вос­крес­шем чело­веке. «Он уми­рает, давая жизнь, раз­ру­шая Своей смер­тью смерть. Он погре­бен, но вос­стает вновь. Он нис­хо­дит во ад, но выво­дит оттуда души», – гово­рит св. Гри­го­рий Бого­слов. По слову св. Гри­го­рия Нис­ского, когда чело­ве­че­ское есте­ство в Вопло­тив­шемся Боге было подвиг­нуто к раз­де­ле­нию души и тела, Он, как нетвар­ный Созда­тель души и тела, снова «сопряг раз­де­лен­ное, привел рас­торг­ну­тое в нераз­рыв­ное един­ство».

Смерть не властна над вопло­тив­шимся Богом: «смерти было невоз­можно удер­жать Его» (Деян. 2:24). Как гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, Он Сам попу­стил смерти удер­жи­вать Себя. «Не надолго оста­вил Он храм Свой, тело, в мерт­вен­ном состо­я­нии, но только пока­зав его мерт­вым от при­ра­же­ния к нему смерти, немед­ленно же и вос­кре­сил в третий же день, воз­нося с Собою и зна­ме­ние победы над смер­тью, то есть явлен­ное в теле нетле­ние и непри­част­ность стра­да­нию, – учит св. Афа­на­сий Вели­кий. – Мог бы Он и в самую минуту смерти воз­двиг­нуть тело и пока­зать его снова живым». «В таин­ствен­ное “трид­не­вие смерти” нетлен­ное тело Гос­пода пре­об­ра­зу­ется в тело славы, обле­ка­ется силою и светом, – гово­рит Г. Фло­ров­ский. – И Гос­подь вос­стает из мерт­вых, как Жених исхо­дит от гроба… Это совер­ша­ется силою Божией, как силою Божией совер­шится в послед­ний день и все­об­щее вос­кре­се­ние. И в вос­кре­се­нии испол­ня­ется вопло­ще­ние как явле­ние Жизни в есте­стве чело­ве­че­ском».

Вос­кре­се­ние Хри­стово отме­няет осуж­де­ние смерти. Теперь люди уми­рают «только на время, по при­чине смерт­но­сти тела; напо­до­бие семян, ввер­га­е­мый в землю, мы не поги­баем раз­ре­ша­ясь, но посе­ян­ные вос­крес­нем – потому что смерть упразд­нена по бла­го­дати Спа­си­теля» (св. Афа­на­сий Вели­кий). Следуя св. Иоанну Зла­то­усту, теперь нельзя и ска­зать, что нам пред­стоит уми­рать в точном смысле этого слова. «Сила смерти и под­лин­ность смерти – в том, что умер­ший уже не имеет воз­мож­но­сти вер­нуться к жизни… Если же он после смерти оживет, и притом лучшею жизнию, то это уже не смерть, но успе­ние» (св. Иоанн Зла­то­уст). «И как начало смерти, воз­ник­шее в одном, пере­шло на весь род чело­ве­че­ский, так и начало вос­кре­се­ния через Еди­ного рас­про­стра­ня­ется на все чело­ве­че­ство…», – учит св. Гри­го­рий Нис­ский. В Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом вос­кре­сает все чело­ве­че­ство, все чело­ве­че­ское есте­ство обле­ка­ется в нетле­ние.

***

См. ВОС­КРЕ­СЕ­НИЕ МЕРТ­ВЫХ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки