Сын Божий. Слово Божье

Сын Божий. Слово Божье

Сюжет

Художник соединяет два сюжета: Христос во славе и видение Иезекииля (Тетраморф).

Описание

Неоднократно В.М. Васнецов прибегал к религиозной тематике в своих работах. Картина «Единородный Сын Слово Божие» представлена была им как эскиз для одноименной фрески во Владимирском соборе.

На центральной ее части художник нарисовал Иисуса Христа в образе Эммануила. Он одет в белые одежды – в таких одеждах Он изображался в раннехристианской и византийской иконографии.

Сын Божий представлен фронтально. В Его руках – большой крест и развернутый свиток. Спаситель изображен спокойным, предельно серьезным. Его взгляд направлен не на зрителя, но в сторону от него.

Христос представлен на фоне Тетраморфа – образа, воспроизводящего образ четырех животных с четырьмя лицами каждое (человека, льва, тельца и орла), явленных в свое врем пророку Иезекиилю. Под этим образом пророк созерцал представителей высших ангельских чинов (Иез.1:4-13). Согласно содержанию видения, над животными было подобие свода, а над сводом – подобие престола, а над подобием престола – как бы подобие человека (Иез.1:26). Под образом человека на престоле святые отцы разумели Господа.

Кроме того, тетраморф связан с образом, представленным в Откровении Иоанна Богослова, созерцавшего возле престола Божия четырех животных, первое из которых было подобно льву, второе – тельцу, третье имело лице, как человек, а четвертое было подобно орлу летящему (Откр.4:7).

Стало быть, изображение тетраморфа позади Христа подчеркивает Его Божественное достоинство. Опять же, представленные под этим образом четверо животных интерпретируются и как символы четырёх евангелистов.

Картина пронизана идеей победы Иисуса Христа над смертью.

Цветовая гамма, созданная художником, очень нежная и воздушная, отражающая небесную голубизну. Белые одеяния Христа делают Его фигуру буквально светящейся, а почти симметричная композиция фиксирует внимание смотрящего на Его лике. Священные животные Тетраморфа выполнены в мягких, жемчужных цветах.

Автор использовал преимущественно белые и голубые тона – символ духовной чистоты, надежды, веры. Здесь видно множество самых разных оттенков – от цвета морской волны, до сиренево-синего. Акцент на белом цвете не случаен – он часто использовался в живописи модерна как символ чистоты.

Рядом со Спасителем изображены облака, переливающимися оттенками жемчужно-синего цвета. Кроме нимба над Иисусом, автор показал за Ним круг, как образ «облака славы».

История

Автор работал над росписями во Владимирском соборе в Киеве с 1885 по 1896 г. Это самое значительное его монументально-декоративное произведение, сам художник считал эту работу главным делом всей своей жизни. Готовясь к работам в храме, Васнецов познакомился с памятниками раннего христианства в Италии, в это же время задумывает свое собственное художественное воплощение идеи искупительной жертвы, как главной идеи христианства, создавая трехчастную композицию, первая часть которой «Единородный Сын – Слово Божье» представляет Христа в виде Юноши с крестом и свитком в руках, сидящего на престоле в облаках в окружении символических образов евангелистов. Вторая – изображает «Бога-Отца» в образе величественного Старца с широкой белой бородой, восседающего на радуге среди звезд. И, наконец, – «Распятие» с изображением Голгофской Жертвы. Ангелы поддерживают крест с пригвожденным к нему Христом.

За плечами мастера был опыт освоения традиций древнерусского искусства – памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества. В общей сложности художник исполнил 15 композиций и 30 фигур на площади 4 тысячи квадратных метров.

Критика

В конце жизни Васнецов сделал мужественное и откровенное признание: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись – это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы».

Рекомендуемая литература

Комментировать