Слово Божие

Сло́во Бо́жие – 1) (греч. Логос – Λογος) – Второе Лицо (Ипо­стасьСвятой Троицы, вопло­тив­ше­еся в Иисусе Христе; 2) Свя­щен­ное Писа­ние (Библия); 3) Воле­изъ­яв­ле­ние Божье.

Святая Троица есть еди­но­сущ­ное Боже­ство, в трех Лицах (Ипо­ста­сях) – Отца, Сына и Свя­того Духа. Бог Отец есть Боже­ствен­ный Ум, Бог Сын – Боже­ствен­ное Слово, сопре­бы­ва­ю­щее нераз­дельно со Святым Духом. Слово Божие – Слово Боже­ствен­ного Ума, Кото­рое при­суще Ему извечно, Кото­рым Он создал все миро­зда­ние.

О Слове Божьем ска­зано в Еван­ге­лии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово Божие – «Свет Отца, Слово вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щий всякое слово, Высший Свет высо­чай­шего Света, Еди­но­род­ный Сын, Образ Бес­смерт­ного Отца и Печать Без­на­чаль­ного, Сия­ю­щий вместе с вели­ким Духом, добрый Царь, Пра­ви­тель мира, Пода­тель жизни, Созда­тель всего, что есть и будет», – гово­рит св. Гри­го­рий Бого­слов. Слово Божие име­ну­ется Еди­но­род­ным Сыном Божьим, поскольку Оно в веч­но­сти рож­да­ется Боже­ствен­ным Умом, Богом-Отцом, «поскольку имеет рож­да­ю­щий Его Ум, суще­ству­ю­щий сущ­ност­ным обра­зом, то есть Отца» (св. Максим Испо­вед­ник).

Слово Божие Своим бытием пред­ше­ствует тво­ре­нию всего суще­ству­ю­щего, «не было, нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник. Словом Божьим создан весь мир: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:4). Бог Отец сотво­рил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рас­сеял тьму, Словом про­из­вел свет, осно­вал землю, рас­пре­де­лил звезды, разлил воздух, уста­но­вил гра­ницы моря, про­тя­нул реки, оду­ше­вил живот­ных, сотво­рил чело­века по Своему подо­бию, привел все в поря­док», – гово­рит св. Гри­го­рий Бого­слов.

На Пред­веч­ном Совете Св. Троицы пред­на­чер­тано при­ня­тие Словом Божьим чело­ве­че­ского есте­ства. «И Слово стало плотию, и оби­тало с нами, полное бла­го­дати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Еди­но­род­ного от Отца», – гово­рит Иоанн Бого­слов (Ин. 1:14). В Вопло­тив­шемся Божьем Слове – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе, Кото­рый есть Бог и Слово Отца, по сущ­но­сти оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно (Кол. 2:9). Приняв чело­ве­че­скую при­роду, Боже­ствен­ное Слово соеди­нило твар­ное и Нетвар­ное есте­ство, открыв уве­ро­вав­шему в Него чело­веку путь к обо­же­нию. «Для того Слово Божие сде­ла­лось чело­ве­ком и Сын Божий – Сыном Чело­ве­че­ским, – гово­рит Ириней, – чтобы чело­век, соеди­нив­шись с Сыном Божиим и полу­чив усы­нов­ле­ние, сде­лался сыном Божиим».

***

В чём усмат­ри­ва­ется ана­ло­гия между Богом Словом и чело­ве­че­ским словом?

Осно­ва­ние для исполь­зо­ва­ния ана­ло­гии, где Бог Отец сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом, Сын Божий — с мыслью-словом, а Святой Дух, как Выра­зи­тель Слова Божьего, — с дыха­нием-голо­сом (выра­жа­ю­щим рож­дён­ную в уме мысль-слово), нахо­дят, в част­но­сти, в том, что Сын Божий назван в Еван­ге­лии Богом Словом (Ин. 1:1–2); кроме того, в Писа­нии Вет­хого Завета пред­став­лена подоб­ная ана­ло­гия: «Словом Гос­пода сотво­рены небеса, и духом уст Его — все воин­ство их» (Пс. 32:6).

Озна­чен­ная ана­ло­гия исполь­зо­ва­лась цер­ков­ными писа­те­лями с ран­не­хри­сти­ан­ских времен. Суть ана­ло­гии можно пред­ста­вить в сле­ду­ю­щих тези­сах.

  • Чело­ве­че­ский ум явля­ется роди­те­лем мысли-слова (мы мыслим при помощи слов) и Бог Отец явля­ется Роди­те­лем Сына (Евр.5:5);
  • Мысль-слово, рож­ден­ное в чело­ве­че­ском уме (чело­ве­че­ским умом), отоб­ра­жает совер­шен­ства ума и Бог Слово есть образ Отца, «образ Бога неви­ди­мого» (Кол. 1:15), «сияние славы и образ ипо­стаси Его» (Евр. 1:3).
  • Мысль-слово, рож­да­ясь в чело­ве­че­ском уме, обра­ща­ется (пре­бы­вает) в этом уме, и Бог Слово пре­бы­вает в Отце: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11);
  • Мысль слово рож­да­ется в уме (умом) духовно, и Сын Божий духовно рож­да­ется от Отца (Отцом):«из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое» (Пс. 109:3).
  • Чело­ве­че­ский ум ини­ци­и­рует про­из­не­се­ние (выра­же­ние) мысли-слова посред­ством дыха­ния-голоса, и Святой Дух, Выра­зи­тель Слова, исхо­дит от Отца (Ин.15:26);
  • Люди сооб­щают о своих мыслях другим людям при помощи слова, и «Бог, мно­го­кратно и мно­го­об­разно гово­рив­ший издревле отцам в про­ро­ках, в послед­ние дни сии гово­рил нам в Сыне» (Евр. 1:1–2).

***

См. БОГО­ВО­ПЛО­ЩЕ­НИЕ, ХРИ­СТО­ЛО­ГИЯ, БЛА­ГО­ДАТЬ, СВЯТАЯ ТРОИЦА, БОГ ОТЕЦ, СВЯТОЙ ДУХ, БОЖЕ­СТВЕН­НЫЕ СВОЙ­СТВА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки