-
Дата создания: 1860
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 107×75
Сюжет
Перед нами изображение Никольского храма Коровницкой Слободы и Спасо-Преображенского монастыря. Пробыв в Ярославле неделю, при виде на этот собор художник сделал в своем дневнике следующую запись: «Сквозь туман на востоке показался светлый круг, в середине коего, как сквозь матовое стекло, появилось восходящее солнце. Подобное утро на Волге не всегда видеть можно».
Описание
На полотне запечатлена панорама Ярославля у слияния Которосли и Волги. Слева, на первом плане, мы видим толпы богомольцев у старинных храмов так называемой Коровницкой слободы. Справа, в отдалении, – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря на фоне древних городских церквей.
Художник выделил возвышающиеся храмы: на фоне раскинувшегося пейзажа, безмятежной глади реки, прозрачного неба они выглядят величественно, завораживая зрителя своими куполами. На заднем плане мы видим очертание монастырских стен в легкой дымке облаков. У берега причалила рыбацкая барка, на берегу у костра собрались ее владельцы, готовя на огне уху. Тихо и размеренно протекает время. Простые нравы людей, их бесхитростный быт, ежедневные заботы – всё это запечатлел художник на своем полотне. Но самое главное здесь не в бытовой сцене, а в людях, собравшихся на молебен перед иконой. Богомольцы стекаются со всех концов города: у каждого своя забота, свои радости и горести, но всех их объединяет совместное моление. Все они – и бедные, и богатые представляют собой единый людской поток, устремившийся к святыне.
Действительно, Ярославль был славен своими многочисленными церквами и монастырями.
Художник выделяет храм и монастырь на пологом речном берегу, на фоне огромного неба их купола приобретают поэтическое звучание. Неброская, мягкая по переходам, неширокая по цветовым акцентам колористическая гамма порождает ощущение одновременно легкой и влажной световоздушной среды. Художник мастерски стремится передать впечатление шири и безбрежности – качеств, присущих приволжскому простору и среднерусскому ландшафту.
История
Данное произведение первоначально находилось в коллекции купца 1-й гильдии В.А. Кокорева, было написано спустя более чем двадцать лет после поездки по великой реке, о чем свидетельствует авторская подпись на обороте картины, датируемая 1860 годом.
В 1838 году на средства «Общества поощрения художников» братья Григорий и Никанор Чернецовы на барке, превращенной в мастерскую, совершили плавание по Волге от Рыбинска до окрестностей Астрахани. Красота родных мест, освященных трогательными воспоминаниями детства, укрепили их в намерении во что бы то ни стало побывать на «благодатной русской реке». Задача путешествия состояла в историческом, топографическом и художественном исследовании приволжских земель. Они создали своеобразную энциклопедию могучей реки Волги, которая была центром народной жизни, где смешивались сословия, языки, народности. Результат их путешествия – множество рисунков с натуры, этюдов и эскизов. Впоследствии на основе натурных зарисовок Чернецовы исполняли и законченные станковые картины, одной из которых и является «Вид города Ярославля».
Рекомендуемая литература
- Храм Азбука веры
- Монастырь Азбука веры
- Тест: Устройство православного храма
- Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
- Справочник. Православный храм В. Пономарев
- Храм, Обряды, Богослужения
- Словарь храмовой архитектуры
- Символика и устройство православного храма Г. Калинина
- Ярославский Спасо-Преображенский монастырь архиеп. Нил (Исакович)
- Устройство православного храма (схема)
- Фотоальбом: «Вхождение во Храм»
- Божественная Литургия
- Прямая трансляция богослужений
- Паломничество в Ярославль
- Чернецов Григорий Григорьевич. Путешествие по Волге / Г. и Н. Чернецовы ; [предисл. и примеч. А. И. Коробочко и В. Я. Любовного ; рис. авт.]. – Москва : Мысль, 1970. – 191 с.
Комментировать