ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ

Храм свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Елены 

Мы с вами, доро­гой чита­тель, сто­им у хра­ма. Перед нами — храм свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, где я начи­нал свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в 2000‑м году. Тогда храм был в лесах, его шту­ка­ту­ри­ли, не было того внут­рен­не­го бла­го­ле­пия, кото­рое мы уви­дим, зай­дя в цер­ковь сего­дня. Ниче­го из того, что постро­е­но вокруг хра­ма, так­же не было, была лишь голая зем­ля, порос­шая сор­ня­ка­ми. Но речь не об этом…
Этот цикл фото­гра­фий мы заду­ма­ли как про­ект зна­ком­ства с пра­во­слав­ным хра­мом.
Не сек­рет, что мно­гие люди, попав в храм (осо­бен­но в незна­ко­мый), теря­ют­ся. Кому-то может пока­зать­ся, что все хра­мы раз­ные. На самом же деле, все хра­мы стро­ят­ся по похо­же­му прин­ци­пу и рас­по­ло­же­ние основ­ных хра­мо­вых эле­мен­тов так­же оди­на­ко­во.
Вот мы и реши­ли пока­зать вам устрой­ство пра­во­слав­но­го хра­ма. Мы объ­яс­ним, где что в хра­ме нахо­дит­ся, и кос­нем­ся исто­рии про­ис­хож­де­ния того или ино­го пред­ме­та, обы­чая.

Из аль­бо­ма ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ по актив­ным ссыл­кам вы смо­же­те попасть в фото­аль­бо­мы, кото­рые позна­ко­мят вас с раз­ной утва­рью, дета­ля­ми, эле­мен­та­ми хра­ма и проч. При жела­нии вы смо­же­те попасть на эти малень­кие фото­аль­бо­мы и непо­сред­ствен­но, не вхо­дя в аль­бом ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ.

Но перед тем, как отпра­вить­ся в наше вир­ту­аль­ное путе­ше­ствие по хра­му, ска­жу несколь­ко слов.
Пока­зы­вая инте­рье­ры хра­мов, мы пре­иму­ще­ствен­но фото­гра­фи­ро­ва­ли в двух хра­мах. Это неболь­шие церк­ви: свв. рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны в посел­ке Ленин­ское Выборг­ско­го р‑на Ленин­град­ской обла­сти и Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи на Камен­ном ост­ро­ве в г. С‑Петербурге. Встре­ча­ют­ся фото­гра­фии и из дру­гих хра­мов. Там, где мы гово­рим об утва­ри, свя­щен­ных при­над­леж­но­стях хра­ма, исполь­зо­ва­ны фото­гра­фии из совер­шен­но раз­ных мест. Ино­гда я буду ука­зы­вать храм, в кото­ром нахо­дит­ся тот или иной свя­щен­ный пред­мет, ино­гда, не буду. Скры­вая назы­ва­ние хра­ма, я пре­сле­дую цель не иску­сить кого-то, кто может зай­ти на наш сайт с небла­го­че­сти­вы­ми сооб­ра­же­ни­я­ми.

Итак, мы сто­им у хра­ма.
Храм может иметь любую фор­му. Он может быть постро­ен в виде кру­га (сим­вол веч­но­сти), кре­ста (сим­вол спа­се­ния), куба (сим­вол все­лен­ной), пря­мо­уголь­ни­ка (сим­вол ков­че­га спа­се­ния) или иной фигу­ры. Храм, еще с вет­хо­за­вет­ных вре­мен, – тра­ди­ци­он­но пони­ма­ет­ся как Дом Божий (хотя, конеч­но, Бог в хра­мах не живет), в ново­за­вет­ные вре­ме­на он ста­но­вит­ся местом собра­ния спа­са­е­мых, Божи­их, людей воеди­но и местом, где про­ис­хо­дит встре­ча со Хри­стом, при­сут­ству­ю­щим в Сво­их Теле и Кро­ви. В свя­зи с этим понят­но, что храм дол­жен соот­вет­ство­вать сво­е­му высо­ко­му и свя­щен­но­му назна­че­нию. Автор этих строк — про­тив модер­нист­ских экс­пе­ри­мен­тов в обла­сти хра­мо­вой архи­тек­ту­ры и убран­ства.

Вен­ча­ет храм купол (в визан­тий­ской тра­ди­ции), в рус­ской — это обыч­но луков­ка или маков­ка. Это ори­ги­наль­ное, рус­ское, реше­ние купо­ла заклю­ча­ет в себе осо­бый бого­слов­ский смысл. Если в Визан­тии купол сим­во­ли­зи­ро­вал небес­ную сфе­ру, то на Руси воз­вы­ша­ю­щий­ся над хра­мом купол явля­ет­ся доми­нан­той, под­чи­ня­ю­щей себе весь экс­те­рьер и высту­па­ю­щей в каче­стве види­мо­го зна­ка, ука­зы­ва­ю­ще­го на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Хри­ста, «Кото­ро­го Бог поса­дил пре­вы­ше все­го, поко­рив все под ноги Его, и поста­вил Гла­вою Церк­ви, кото­рая есть Тело Его» (Еф. 1, 22).

На купо­ле — обя­за­тель­ный крест, сим­вол наше­го Спа­се­ния.
Воз­ле церк­ви при­стро­е­на коло­коль­ня… (Подроб­нее об устрой­стве хра­ма читай­те в фото­аль­бо­ме ЦЕРКОВЬ)

Мы как-то по умол­ча­нию нача­ли упо­треб­лять сло­ва храм, цер­ковь, собор. Что это за сло­ва? Что они зна­чат?
На Руси «все древ­не­рус­ские тек­сты… назы­ва­ют хра­мы и церк­ви домом (дом Гос­по­день, дом Божий, дом Пре­чи­стыя, молит­вен­ный дом)» (Коле­сов В. В. Древ­няя Русь: насле­дие в сло­ве. Мир чело­ве­ка. СПб.: Фило­ло­ги­че­ский факуль­тет СПб. Госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2000. С. 208).
Толь­ко в XIII веке «цер­ков­ный дом», дом Гос­по­день начи­на­ют име­но­вать хра­мом (хоро­ма­ми). До это­го хоро­ма­ми назы­ва­ли толь­ко язы­че­ские хра­мы (см. лето­пис­ные рас­ска­зы о кня­зе Вла­ди­ми­ре, где посто­ян­но встре­ча­ют­ся хра­мы идоль­ския). Сло­во хоро­мы обо­зна­ча­ет наряд­ное, высо­кое зда­ние, чем-либо выде­ля­ю­ще­е­ся сре­ди дру­гих домов. Таким отныне счи­та­ет­ся пра­во­слав­ный храм.
В это же вре­мя боль­шие хра­мы начи­на­ют име­но­вать­ся собо­ра­ми. (От того, что соби­ра­ли боль­шое коли­че­ство при­хо­жан.)
Поз­же все­го на Русь при­хо­дит сло­во цер­ковь. Оно при­хо­дит не из Гре­ции, как, каза­лось бы, сле­до­ва­ло пред­по­ло­жить, пото­му что в осно­ве это­го сло­ва лежит гре­че­ское сло­во, а из… Гер­ма­нии.

А воз­ник­ло это сло­во так. У гре­ков было сло­во кири­а­кос (Гос­по­день). Свои хра­мы они назы­ва­ли кири­а­кос домос (Гос­по­день дом, Гос­подне стро­е­ние). Из Гре­ции на латин­ский Запад при­хо­дит это сло­во и транс­фор­ми­ру­ет­ся в готф­ском язы­ке в кир­ко. (Сего­дня в нем. язы­ке — кirche). Из готф­ско­го язы­ка это сло­во при­хо­дит на Русь и посте­пен­но ста­но­вит­ся сло­вом цер­ковь.



Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки