Воскрешение дочери Иаира

Сюжет

Эпизод воскрешения Иисусом единственной дочери правителя синагоги встречается в трех синоптических Евангелиях. Наиболее подробно сюжет раскрыт в Евангелии от Марка: «И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». (Мк.5:22). Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — приходит некто из дома начальника синагоги и говорит: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:49-50).

Описание

Никогда раньше специально заданный выпускникам Академии евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в этой дипломной работе Репина. Тема поначалу не увлекла художника, пока он не связал её с воспоминаниями о рано умершей сестре Устине.

Несколько месяцев Репин находился в поиске художественного образа евангельского сюжета «Воскрешение дочери Иаира». В первом утвержденном эскизе, хранящемся в Русском музее, композиция строилась на изображении фигур, движущихся слева направо за Христом, который протягивает руку полулежащей девушке. Описательная академическая схема построения будущей картины казалась Репину бесчувственной и несовершенной. Он решительно меняет подход к восприятию чудодейственной сцены: основное действие переносится в левую часть изображения, нарушается фризовая постановка фигур с целью выделения главного смыслового центра, замыкающегося на прикосновениях рук стоящего Христа и лежащей дочери Иаира.

Таким образом художник, после долгих попыток написать картину, стер все прежние зарисовки и, вдохновившись воспоминанием о своей сестре Устине, обнаружил, как лучше построить картину.

И действительно, мы видим здесь логичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.

Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно так же оплакивали его родители свою дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.

Картина отличается академической строгостью, благородством цветовых взаимодействий, сдержанностью жестов. Всё в ней дышит возвышенностью и демонстрацией величайшей силы Божией. Иисус держит умершую за руку, лицо Его спокойно – Он готов явить чудо воскрешения.

Репин открывает для себя великую художественную силу света и тени в картине. Несколько источников освещения в картине позволяют подчеркнуть монументальную значимость скорбного момента, предшествующего чуду. Ощущение торжественной тишины дополняют «рембрандтовский» образ Иаира, стоящие в темноте фигуры Иоанна, Иакова и Петра. Представить глубину переживаний участников евангельской сцены живописцу помогала музыка Бетховена, которую во время работы художника над картиной исполнял брат Василий. Репин стал первым среди современников, кто показал новые возможности живописно-пластического и эмоционального решения религиозного сюжета.

Трагедия и надежда насыщают произведение взволнованной атмосферой, которая находит выражение в напряженности цветового звучания и контрастах освещения. Пластически завершенный величавый образ Христа рождает ощущение особой значительности происходящего.

История

В 1871 году для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира». Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет.

Главными претендентами были два товарища: Илья Репин и Василий Поленов. У Репина не получалось написать работу. Выходило на его взгляд что-то не так. Когда до конкурса оставалось уже совсем мало времени, Репин вдруг совершенно ясно увидел эту сцену. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью: и дом, и комнаты – всё как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Наутро он стер тряпкой всю свою четырехмесячную работу. Взял уголь и стал писать заново. «Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном. К вечеру моя картина была уже столь впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине». Чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, он просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена. «Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез».

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

7 комментариев

  • Иерей Александр З., 17.11.2024
    Иаир не был «земляком» гадаринского бесноватого. Все произошло в Капернауме. Исправьте, пожалуйста.
    Ответить »
    • kozhelga, 19.11.2024
      Не совсем так. Иаир служил в Капернауме, в синагоге, а вот откуда он был родом, откуда пришел и где встретился со Спасителем — мы видим интересные комментарии. Пришел Иисус из земли Гадаринской в Капернаум. Там на пути встречает его Иаир. Идет Иисус не к синагоге, а в дом к Иаиру по его просьбе. Идет достаточно далеко, так как на пути встречаются вестники из дома Иаира, сообщающие о смерти девочки. В это же время происходит исцеление кровоточивой.Где этот дом — мнения разнятся,он мог быть и в самом городе, и за его пределами. У Евангелистов здесь встречаются разночтения. Вот интересная цитата из толкования свящ. Иоанна Бухарева:
      «На он пол (на другой берег), т. е. из Гадаринской земли из Переи, где Господь исцелил бесноватого (ст. 1), в свой город Капернаум (Мф. 9:1), Евангелист Матфей повествует, что Иаир пришел к И. Христу с просьбой об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезой (Мф.9:19), а Евангелист Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом. Это видимое разноречие происходит оттого, что Марк опускает несколько событий, о которых повествует Матфей, как-то: исцеление расслабленного, призвание Матфея и ответ ученикам Иоанновым о посте (Мф. 9:1-17. Мих.)». См. Иоанн Бухарев свящ. Толкование на Евангелие от Марка. М.: 1900. Зач. 20. — С. 57.
      Вот еще у М. В. Барсова: «Когда Спаситель исцелил бесноватого в стране Гадаринской, к Нему пришел Иаир – начальник иудейской синагоги. Был ли он свидетелем того чуда, или слава о Чудотворце привлекла его, неизвестно. Видно только, что в нем уже были начатки веры, а несчастье смягчило сердце и сделало его способным принести плод веры. Убитый скорбью о болезни единородной двенадцатилетней дочери, Иаир пал к ногам Господа Иисуса Христа, просил Его войти в дом его и исцелить на смертном одре лежащую» См.Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Симбирск,1892.
      Есть мнение, что начальник синагоги имел родство с исцеленным бесноватым. Возможно, что он узнал от исцелившегося о свершившемся чуде.Рассказать о таком мог только близкий человек, родственник или же единоплеменник. Но это версия современных авторов. Сам отрывок с точки зрения экзегезы интересный: здесь связь с исцелением бесноватого, с исцелением по пути к дому дочери Иаира кровоточивой женщины.
      Ответить »
  • alksen, 14.04.2025
    Илья Ефимович Репин создал работу, очень эмоционально воздействующую на зрителя. Кажется, время вокруг остановилось, ничего нигде не происходит, поэтому художник все второстепенное увел в тень, обстановка, собравшиеся люди сейчас, в данный момент, не имеют значения. Свет там, где происходит главное, где – концентрация самого главного. На белом ложе в белом одеянии лежит еще неживая дочь Иаира. Ее еще безжизненную руку берет в Свою руку Христос – напряженный момент чуда, которое вот-вот произойдет. Действия как такого в картине нет (часто изображают девушку, уже встающую с ложа), точнее – нет внешнего действия, но композиция произведения, работа света и тени – все показывают на то, что вот сейчас, совсем скоро, умершая – оживет, согласно воле Спасителя….
    Ответить »
  • Тамара, 08.07.2025
    В конкурсе участвовал и Михаил Михайлович Зеленский. Именно Зеленскому было суждено обойти достойнейших соперников в этом конкурсе: первую золотую медаль получил он. Вторая досталась Илье Репину, третья – Поленову. Художники, получившие награды, получили право на заграничную поездку за счет государства для совершенствования своих навыков. Зеленский Михаил Михайлович (1843 – после 1882). У меня не получилось вставить изображение работа Зеленского, можно найти в сети.
    Ответить »
    • kozhelga, 11.07.2025
      Да, работы М. М. Зеленского известны. Очень импонирует практика отправлять лучших художников Академии в заграничную поездку за счет государства для ознакомления с известными памятниками искусства.
      Ответить »
  • Пилигрим, 08.07.2025
    Фигура Иисуса словно неживая, пластилинчатая (пластично-пластилиновая). Имхо.
    Ответить »