Скрыть
И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году

Его ученики, сыновья пророков, погребли его. Кажется, что царь Иоас сам проводил его в могилу, потому что оставался с ним во время его болезни, выказывал глубокую любовь по отношению к нему, плача перед ним и слагая погребальные плачи. Кажется также, что пророк Осия занял его место и правил сынами пророков, ибо Осия говорит в начале своих прорицаний, что он пророчествовал во времена Иеровоама, сына Иоаса.

Комментарии на 4-ю книгу Царств

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Елисей (Бог спасет)

Известный пророк в Израиле, ученик и преемник пр. Илии в пророческом служении, к которому он был призван в то время, когда орал на волах землю. Он был сын Сафата из Авел-Мехолы (3Цар. 19:16-21) и во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы, и он жил вместе с ними. Семейство пр. Елисея, как кажется, принадлежало к классу зажиточных, так как мы видим из библейского повествования, что он орал землю двенадцатью парами волов, когда встретился с ним Илия и бросил на него милоть свою (ст. 19), что для Елисея было знаком оставить все и следовать за пророком. Елисей немедленно заколол пару волов и, зажарив их мясо тут же на поле, раздал людям, и они ели, а сам пошел за Илией и стал служить ему.

По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 г., а смерть в 838 г. до Р. X. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собой 64 года; в этом он почти согласен с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет. Через год по смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, производивших набег на Израильскую землю. Несшие мертвеца испугались и бросили его в близлежащую пещеру, в которой покоился прах пророка (в гроб Елисеев). От прикосновения к останкам Елисея брошенный мертвец тотчас же ожил и стал на ногах своих (4Цар. 13:20-22).

Едва ли можно читать свящ. повествование о пр. Елисее и не заметить некоторую противоположность пр. Илии в его образе действий: Елисей, так сказать, мягкосердечнее и миротворнее, чем пр. Илия; он более живет и обращается в обществе, чем в пустыне; он менее пророчествует о грозных судах Божиих над нечестивыми царями и царствами и реже является как орудие Божие для выполнения оных; однако, при всем этом, его характер также не лишен высокого мужества и твердости, когда то оказывается нужным, как то мы видим из некоторых вышеприведенных нами фактов его жизни. Он много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар. 2:3-5,4:38), имел тесное общение с сынами пророческими, и, без сомнения, из этих училищ большей частью произошли те пророки, которых было так много во времена царей и которые частью устно, частью письменно поддерживали веру и благочестие в народе.

В среде иудеев, магометан и др. сохранилось не так много преданий о пр. Елисее, как о его предшественнике. Иудеи, напр., говорят, что человек, возвращенный к жизни прикосновением к костям пр. Елисея, был муж пророчицы Олдамы; Магомет отзывается о нем в своем Коране с большой похвалой; Греческая, Коптская и Эфиопская церкви причисляют его к лику святых. Наша Православная кафолическая восточная Церковь празднует память св. пр. Божия Елисея в 14-й день июня месяца.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои

Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве (3Цар XIX:19) - около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г.). Пo блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар V:9; VI:32). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной - засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых).

См. также Толкование на 4Цар. 13:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible