Скрыть
Пророчество о Думе. Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?

Видение на Идумею, то есть на Идумейский город, бывший на горе Сеир. Воззва ко мне от Сиира (Сеара): страж, что в ночи, то есть от Сеира воззвал ко мне Бог, хранящий Израильтян, бывших в рабстве в Идумее.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Бремя Думы, Кричит мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? И сказал сторож: приближается утро, но еще ночь; если спрашиваете, то спрашивайте, обратитесь, приходите

Вместо Думы LXX ставят Идумею. Дума же есть не вся область Идумея, а некоторая часть ее, лежащая к югу, и от Палестинского города, называемого ныне Елевферополем, она отстоит на двадцать тысяч (шагов); около этого города находятся горы Сеир, получившие имя от основателя его, ибо Сеир значит косматый и мохнатый, каким был Исав. Об этом народе подробнее мы говорили в книге пророка Авдия, где необходимо было раскрыть древнюю историю и представить в свидетельство такие же видения Иезекииля и Иеремии и в особенности пророчество против горы Сеир (Иез. 25 и Иез. 35; Иер. 49), и оное из Псалмов: на Идумею простру сапог Мой и в другом месте: селения Идумеска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалию (Пс. 59:10; Пс. 82:7-8). И Амос говорит: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем,— «и оскорбил милосердие свое» (Ам. 1:11), или, как перевел Симмах, внутренности свои, — что осмелился воевать и враждебно действовать против родственных народов. Область же Исава была в стране Думе, т.е. в горах Сеир. Думаем, что, сообразно с контекстом прежних видений, область эта, как главная, была завоевана Ассириянами, или Навуходоносором, и что она, помня свое первоначальное происхождение, что она получила начало от рода Авраама и Исаака, просила помощи Божией и вынужденная тяжкими обстоятельствами умоляла о милости Божией. Итак теперь Господь повествует: тот кто находится в осаде в Сеире и окружен неприятелями, просит Моей помощи и говорит: о страж Израиля, Ты, Который охраняешь народ Твой постоянною стражею и как бы бодрствуешь ночью когда спят они, чтобы не ворвался враг, — от чего и нас происходящих от его семени Ты не защищаешь? Я, охранитель и страж, о котором написано: не воздремлет ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:4), отвечаю им: приближается утро для народа Моего, а для народа Идумейского —ночь; им Я дам свет, а вас оставлю во тьме. Или так: по прошествии ночи появляется свет. Если вы взываете о помощи Моей и происходите от племени раба Моего Авраама, то не в трудных обстоятельствах только прибегайте ко Мне, а обратитесь ко Мне всею душою; придите и Я прииму кающихся. Это пусть будет высказано в смысле историческом. Между прочим, некоторые из Евреев, вследствие сходства букв, так как реш и далет не многим отличаются между собою, вместо Duma читают Roma и хотят пророчество это направлять против Римской Империи в том ложном убеждении, по которому думают, что под именем Идумеи всегда обозначаются Римляне. Дума же значит молчание.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 11-12 LXX: Видение на Идумею. Кричит мне из Сеира: стерегите укрепления; я стерегу утром и ночью; если ищешь, ищи и обитай у меня. Еврейское слово elai, которое все перевели у меня, если хочешь читать eli, то оно значит Бог мой или сильный мой. А поставленное нами кричит или зовет, то есть καλει, вследствие неопределенности в еврейском и греческом языке, может быть выражено чрез кричи или зови, и имеет такой смысл: Бог, который служит стражем моим, зовет меня днем и ночью к покаянию, чтобы оставив Сеир, что значит косматый и волосатый, я обитал у Него. Дума значит или подобие или молчание. Идумея же значит земная. Итак Господь говорит к сонму апостольскому и заповедует ему: ко Мне зови тех, которые из Сеира, чтобы Мне служило множество язычников, которые подобно Исаву не имеют ничего мягкого, гладкого и чистого, но которые грубы, дики, непреклонны. И вы, апостолы, призвавши ко Мне народы из Сеира, стерегите укрепления Церкви, чтобы не вторгся легко враг, чтобы лев, который, рыкая ходит ища входа, чрез который можно было бы проникнуть не растерзал и не погубил стада, находящегося в ограде Церкви. Народ же, находящийся в Церкви, отвечает: не только в счастии, но и в несчастии, то есть и днем и ночью я буду сохранять заповеди Твои, Боже. Бог говорит ему: если ты действительно ищешь Меня, то делом покажи, что ищешь Меня, и не достаточно для тебя однажды найти, но нашедши Меня, ищи постоянно, и чтобы лучше удержать, позабудь о народе своем, и доме отца своего, и оставив заблуждение язычников, оставайся у Меня в Церкви. Это мы сказали по переводу LXX, которые в надписании ставят видение на Идумею, то есть на земную, чтобы показать, что призываются те, кои прежде служили земным делам. Затем согласно с Акилою, который поставил Дума, то есть молчание или подобие, мы можем это так понимать, что подобно народу Израильскому призываются народы языческие, и где прежде было молчание закона Божия, там раздаются возгласы исповедания; и дикая маслина превратится в добрую. И в евангельской притче читаем о рабах, посланных звать добрых и злых, чтобы кем либо наполнить пиршество домовладыки, так как первые не хотели прийти (Мф. 12). Может и церковь сказать, что Господь взывает к ней от Сеира, т.е. от земных мест и призывает ее ко спасению, и она говорит Самому Господу: о страж, зачем ты, восстав от ночи, ходишь во тьме? зачем, будучи без греха, находишься в плоти грешной? ради чего благоволил Ты принять тело человеческое?

Страж, т.е. Самарянин, в Евангелии отнесший на раменах своих израненного в гостинницу (Лк. 9), отвечает: приближается утро, но еще ночь. И смысл такой: для множества из язычников взошло солнце правды, а для Иудеев наступила тьма, — по оному написанному: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят и видящии слепи будут (Ин. 9:39). И сам Страж, сказавший: приближается утро, но еще ночь говорит ко множеству из язычников: если Меня ищете, то ищите наитщательнее; обратитесь ко Мне сыны обращающиеся и Я исцелю сокрушения ваши, и придите ко Мне. Места эти трудны, и так как они весьма не ясны в смысле историческом, то мы вынуждены следовать различным мнениям по толкованию иносказательному.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ко мне зови от Сиира

Это голос всемогущего Бога, говорящего пророку, что как только война разразится над страною Идумеев – все жители ее обратятся в бегство. Сиир есть огромная гора Идумеи, на которой, говорят, был знаменитый у них город. Так как обитатели горы Сиира, или Идумеи как бы намереваются, но не обратились еще в бегство, то говорит: ко мне зови от Сиира, то есть пусть идут оттуда бегущие в Идумею. Ибо как они издевались над бегущими к ним Израильтянами, так говорит, и они будут предметом посмеяния и получат равное возмездию, когда будут побеждены рукою Вавилонян.

Ст. 11-12 Стрегите забрала. Стрегу заутра и нощию

Это слова, обращенные как бы к Идумеям; потому что Бог как бы укоряет их за то, что они употребляют напрасные усилия, чтоб избавиться от врагов и нисколько не ищут у него спасения и защиты. Ибо когда угрожало им нападение Ассириян, они, затворивши входы в города, стерегли укрепления; но это было совершенно бесполезно для них. Ибо у них взяты были города, и совершенно никто не спасся. Посему слово Божие к ним было приспособлено к их обычаю: подлинно, говорит, замышляйте правильное и приличное, стерегите укрепления; потом как бы от них получает ответ: стрегу за утра и нощию. Но аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1); напротив надобно было искать помощи свыше и от Бога, а не полагаться на камни; ибо, говорят, стены их городов были так разрушены, что не оказалось лежащего камня на камне.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 11-12 Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

Сторож ведь приходит из ночи, потому что и Защитник рода человеческого, став заметным, во плоти явился, и, однако, Иудея, задавленная мраком своего неверия, вовсе Его не признала. Поэтому голосом стража верно добавляется: Приближается утро, но еще ночь, потому что через Его присутствие воссиял новый свет миру, и, однако, в сердце неверных осталась древняя слепота. Верно же говорится: И в полдень ходят ощупью, как ночью (Иов. 5:14). Конечно, мы ищем ощупью, потому что не видим глазами. Иудеи же видели открытые им чудеса, но искали Его до сих пор как будто ощупью, когда говорили: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (см. Ин. 10:24). Вот свет чудес перед глазами был, и, однако, прегрешая во мраке своего сердца, до сих пор ищут, идя ощупью.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Дума

Дума
 (быть может – молчаливый или молчание):

а) (Быт.25:14) – один из сыновей Измаила;

б) (Нав.15:52) – город в колене Иудином недалеко от Хеврона. Селение под названием Дума доселе существует близ Дамаска, но это не то место, которое упоминается в кн. Навина. Робинсон отождествляет оный с настоящими развалинами Эд-Даулех в провинции, в 9 верстах на ю.-з. от Хеврона;

в) (Ис.21:11) – область в Аравии, называемая также Думаф, или одно из измаильских племен, происходивших из города Дума.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 11-12 Пророчество о Думе. – Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите.

Имя Дума есть имя одного из сыновей Измаила, Сына Авраама от Агари (Быт.25:14). Старшим из сыновей Измаила был Наваиоф родоначальник Наватеян, живших в каменистой Аравии и в г. Петре (1Мак.5:24-25,9:35). Из Быт.36:1,8 и сл. мы знаем, что горы Сеира или Едом были также заселены Идумеянами, которые были потомки Исава, сына Исаака. Очень вероятно, что гористая страна эта, простиравшаяся на юг от Мертвого моря до залива Аккабы, заключала в себе под именем Идумеян конгломерат племен различного происхождения, хотя говоривших одним языком, из которых одни были древние туземцы Сеира (Хорреи, см. Быт.36:20), другие потомки Агари, третьи потомки Исава. Они жили, вероятно, разбившись на кланы, родственные между собою (на это есть указание в Быт.36:2-3 в женитьбе Исава на сестре Наваиофа), но и воевавшие между собою, хотя часто соединявшиеся в союзы для отпора общего неприятеля, как напр. при Давиде (2Цар.8:14, Пс.59), и во время нашествия Ассириян, о чем мы знаем по надписям Ассурбанипала, и при Маккавеях. В последнем случае, мы видим еще подтверждение того, что Идумеи жили жизнию несколько обособленною по племенам, так как во время похода Иуды Маккавея, сына Исава воевали против Иудеев, Наватеяне же были к ним дружественны.

Для нас однако вопрос заключается в том, против кого произносит пророчество Исаия, против ли племени Дума, или против жителей всей страны, называвшейся Идумеею? Мы думаем, что надо принимать имя Дума в этом последнем значении, и вот почему: из Ассирийских надписей видно, что вся гористая страна на юг Мертвого Моря носила имя Удуму и так имя это неизменно начертывается в победных надписях Ассирии. Заметим, что и в Греческой Библии и в Слявянской в стихе 11 этой главы, пророчество надписано так: „видение на Идумею“.

Мы не можем пройти молчанием другого значения, даваемого некоторыми комментаторами имени Дума: это имя по-Еврейски значит молчание и признается некоторыми за мистическое имя страны, преданной забвению и запустению. Можно отчасти согласиться и с этим последним значением потому, что все видения и пророчества имеют и местное и мировое значение. В отвлеченном смысле Сеир представляет страну и народ, отрешенный от милости Божией, временно погруженный во мрак и ожидающий великого света от всепрощающей любви Божией. Поэтому вопль: „кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи?" есть глас всякого народа, находящагося во тьме и скорби, и тоскующего по рассвету.

Мы повторяем, не смотря на озлобление соседних с Палестиной народов против народа Израильского, у них издавна существовал благоговейный страх пред Иеговой, и народы издавна прислушивались к гласу „людей Божиих“, вещавших в среде этого народа. Что это именно так, мы знаем из сказаний о Соломоне, которого послушать мудрости приезжали издалека (3Цар.4:34,10:1-12). Весь мир языческий объят был тоской ожидания, и всему этому глубоко павшему человечеству кричащему: „сторож, сколько ночи?“ отвечает глас Исаии, этого стража и ветхозаветного Евангелиста: „приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите“. Дума, как символическое имя страны молчания, соответствует выражению о „стране тени смертной и о народе, сидящем во тьме“ (Ис.9:1-2 и ср. Мф.4:15-16), который увидит свет великий. Кругом еще ночь, но Исаии дано видеть, что Господь не оставил человечество, что утро наступит, и что „всякий кто призовет имя Господне спасется“ (Иоил.2, Деян.2:21). 

Обратитесь и приходите“ говорит Исаия ко всем народам. К Думе или Идумее в тесном смысле обращено может быть это краткое пророчество потому, что в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа уже Идумеяне сидели на престоле Давида, а в пророчестве Иакова было указано, что, когда отойдет скипетр от Иуды, тогда „приидет Примиритель и Ему покорность народов“ (Быт.49). Земное царство отъемлется от колена Иудина, но в роде Давидовом восстает вечное царство.

Таково значение символическое двух стихов о Думе; но в историческом применении пророчества эти стихи вместе с следующими стихами предсказывают и ближайшее историческое событие большой важности, имевшее место незадолго, менее полувека, до разрушения и Ниневии Ассирийского царства (Ис.21:13-17).

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

Едому пророк возвещает, что для него еще долго не засияет заря освобождения от тяжелого иноземного - вероятно, ассирийского ига,

Дума - сокращенное название Идумеи. Это имя страна, лежавшая к югу от Мертвого моря, получила от Едома (прозвище Исава), но может быть и красноватый оттенок почвы этой страны дал повод к наименованию этой местности Идумеей (Едом с евр. значит: красный). На юге Идумея простиралась до Елафа, лежавшего на северной оконечности Елафского залива и служившего гаванью для идумейских кораблей. Древней столицей Идумеев был г. Боцра, но главною крепостью страны была Села, более известная под греческим названием Петры. Жители этой страны издревле были враждебны иудеям, но Саул, Давид и Соломон смирили их и заняли часть их владений. С ослаблением Израильского царства идумеи не только воротили взятые у них евреями города, но и стали делать набеги на южную Палестину.

Первоначально идумеи управлялись шейхами, но, начав воевать с хорреями, которые были древнейшими обитателями Идумеи, идумеи стали избирать себе царей, хотя князья отдельных племен продолжали и при царях сохранять свою власть (см. Исх. 15:15). По религии, идумеи были идолопоклонники, как это видно из того, что царь Амасия, завоевав Идумею, принес в Иудею «богов сынов Сеира» (2Пар. 25:14-15, 20). Жилища свои идумеи устраивали, главным образом, в пещерах и гротах, высеченных в мягком горном песчанике.

Заметить нужно, что употребленное у Исаии выражение Дума - по-евр. doumah - означает собственно: молчание. Нет ли у пророка в этом некоторого намека на то, что эта Идумея, прежде столь густо заселенная и оживленная, со временем сделается страной молчания? Тогда бы это было параллельно выражению: «страна смертной тени», употребленному пророком о Галилее (Ис. 9:2).

С Сеира. - Это другое обозначение той же Идумеи, происшедшее, вероятно, от имени хоррея Сеира, потомками которого впервые были заняты идумейские горы, позднее заселенные потомством Исава, (см. Толк. Библия т. 1-й). Эти горы, тянущиеся до самого Эланитского залива от Мертвого моря, главным образом состоят из слоев порфира, а иногда имеют известковую консистенцию. Среди этих гор встречается немало плодородных долин, где растут пшеница и виноград, а также разные цветы и фруктовые деревья. Только западные склоны горы представляют собою страшно пустынное место, лишенное всякой растительности. Горами Сеировыми, вероятнее всего, в древности называлась собственно восточная часть означенной горной цепи.

Сколько ночи - т. е. который час ночи? Долго ли еще протянется ночь? Несомненно, что жители Сеира этим спрашивали о близости своего освобождения от тяжелого ассирийского ига. В самом деле, в числе царей, целовавших ноги Сеннахирима, царя ассирийского, во время его похода на Палестину, летописи Сеннахирима упоминают и царя едомского. Последующие ассирийские цари как могущественные монархи также, конечно, не выпускали из повиновения царей едомских.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

11. Пророчество о Думе. 
 

Идумея населена была потомками Исава, иначе названного Едомом, которые населяли горный хребет Сеир. Как произошедшие от Авраама и Исаака через Исава, Едомитяне или Идумеи унаследовали некоторую долю благословения праотеческого и, в союзе с избранным и благословенным потомством, могли войти в состав царства Божия. Поэтому к ним и обращается пророк со словом откровения об их судьбе. Впрочем, по указанию еврейского текста, пророчество Исаии относится собственно к племени Дума, т.е. к потомству Думы, шестого сына Измаила и следовательно также к потомству Авраама через Агарь, которое не лишено было некоторой доли благословения от Бога (Быт.25:12-14;21:9-13,17-20)
 

Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? 
 

Сиир или Сеир – горный хребет, простирающийся от Мертвого моря на юг до Еланитского залива (залив Акаба), первоначально был населен Хорреями, а потом Идумеями, которые вытеснили Хорреев (Быт.36:8-9;14:6; Втор.2:5,8,12,22; Нав.24:4). Хотя города Идумеян были сильно укреплены и обезопашены, тем не менее им грозила неизбежная опасность как и другим народам (Сирийцам, Моавитянам и пр.); эта опасность исходила со стороны Ассирии, стремившейся овладеть всеми народами передней Азии (ср.Is.34:4-7; Is.30:18-20). Предвидя эту судьбу и предупреждая об опасности, пророк призывает Идумеян бодрствовать и обращаться за помощью. Так как сам пророк есть неусыпный страж царства Божия и тайнозритель будущих судеб, то он с правом и властью приглашает жителей Идумеи обращаться за помощью к нему: он укажет место спасения и Спасителя.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible