Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-2 Горе сходящым во Египет помощи ради. Пророк снова укоряет Иудеев, которые предались бегству и удалились в Египет, надеясь там найти себе убежище во время тесных и смутных обстоятельств. И не беша уповающе на Святаго Израилева… И востанет на домы человеков злых, то есть Египтян.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 2-3 Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. И Египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут
Наказание – всеобще, и обвинение – велико, так как многие и теперь прибегают к египтянам, оставляя небесную надежду, надеются на тщетные средства, т.е. на славу и богатство. «Но премудр Он; и наведет бедствие»: «наведет» – не по причине неприятного настроения духа, потому что Он действует с такой мудростью для того, чтобы они понимали, что нуждаются в Его помощи, а это дело не только мудрости, но и милосердия. «И не отменит слов Своих», чтобы они к Нему прибегали и не вопрошали понапрасну суетных. «И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух»: они надеялись на коней египтян, которым, однако, те не оказали никакой помощи. «Коня, – говорится, – приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч.21:31). Хотя Бог мог даровать тебе победу и без этого приготовления, тем не менее, чтобы ты гордо не поднимал головы, Он сделал для тебя необходимым все это.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 1-3 Горе тем, которые сходят в Египет для помощи, надеясь на коней и полагаясь на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а не надеялись на Святаго Израилева и не искали Господа. Но Он, премудрый, навел бедствие и не отменил слов Своих, и возстанет против дома наихудших и против помощи делающих беззаконие. Египет — человек, а не Бог, и кони их плоть, а не дух: и простретъ Господь руку Свою и опрокинется помощник, и упадет защищаемый и все вместе погибнут
После бремени животных юга и тех, которые отправляли богатства свои в Египет к народу, не могшему быть полезным для них, которые надеялись на подкрепление силою Фараона и полагались на тень Египта, пророческая речь возвестила под образом возвращения в Иерусалим и освобождения из плена Киром о кончине века и совершенном блаженстве праведных: теперь она возвращается к тем же, к которым выше говорила, чтобы они не сходили в Египет. Но между настоящим и прежним местом то различие, что там заповедуется колену Иудину, чтобы не сходили в Египет, а здесь,— так как, презрев повеление Господне, они готовились отправиться,— предрекается, что Навуходоносором, царем вавилонским, одинаково будут истреблены как Израиль, так и египтяне, как бежавшие, так и помощники. Об этом весьма подробно говорит Иеремия (Иер. 42).
Итак, горе тем, которые сходят в Египет и, из страха пред халдеями, презирают заповеди Господни, надеясь на идолопоклонников, хвастающихся, что они имеют богопочтение, и полагаясь на помощь коней, не знают написаннаго: ложь конь во спасение (Пс. 32:17) и возлагают надежду на колесницы, экипажи и всадников и не вспоминают оной песни: коня и всадника вверже в море (Исх. 15:1). И не надеялись на Святаго Израилева, который чрез Иеремию обещал помощь Свою остающимся в земле иудейской. И не искали Господа,— не в том смысле, что не искали, а в том, что презрели слова Того, Кого не искали. Поэтому и о худых священниках говорится: снедающии люди моя, Господа не призваша (Пс. 52:5). Сам же премудрый, то есть Господь, навел на них бедствие и наихудшее, то есть Навуходоносора, или просто бедствие, означающее вещь, а не лицо; и Он не отменил слов Своих, сказанных чрез пророков. Поэтому возстанет на колено Иудино,— на дом наихудших, и против помощи египтян, делающих беззаконие.
Ибо Египет, или египтянин, как перевели LXX, человек, а не Бог, и кони их плоть, а не дух. Поэтому и у Иеремии написано: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его. И будет яко дивия лирика в пустыни, и не узрит, егда приидут благая (Иер. 17:5-6). И в другом месте написано: суетно спасение человеческо (Пс. 59:13) или, как лучше стоит в еврейском, в человеке, и когда Господь прострет руку свою для наказания или, под метафорою возницы, повернет, и опустит вожжи бегущих коней, то упадет помощник египетский и Израиль, которому оказывалась помощь. Это мы можем понимать и в отношении к тем, которые во время преследования, скорби и бедствия надеются не на Господа, а на помощь египтян и на людей мирских, не зная того, что Авраам подвергался опасности в Египте и народ Божий работал над глиною и кирпичами в этой стране, которая духовно называется печью железною. Поэтому и в Апокалипсисе Иоанна читается: место, идеже Господь наш распят бысть, нарицается духовно Содом и Египет (Откр. 11:8).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 1-3 Горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело: и не беша уповающе на Святаго Израилева, и Бога не взыскаша. Той же премудре наведе на них злая, и слово Его не отринется, и востанет на домы человеков злых , и на надежду их тщетную, Египтянина человека, а не Бога, конски плоти, и не будет помощи: Господь же наведет руку Свою на ня, и утрудятся помагающии, и вси вкупе погибнут
Научив тому, что имело случиться в свое время с Ассириянами, и что при опустошении их страны Персами и Мидянами они окончательно погибнут, когда, то есть, Бог восставит против них Кира, пророк обращается к напоминанию о непокорности сынов Израилевых. Ибо Вавилонянин взял Иудею, даже самый святой город, разумею Иерусалим, и отвел Израиля пленником; потом оставшимся в Иудее Бог даровал милость. Когда же хотели они перейти к Египтянам, боясь, как бы и опять им не нанесена была война от Ассириян, тогда Могущий спасать повелел им устами Иеремии не сходити во страну Египетскую. А когда они и после сего пребыли непокорными и думали, что скорее спасет их человеческая помощь, то пали в Египте и все окончательно погибли. Поэтому и оплакивает их пророк: горе, говорит, сходящым во Египет помощи ради, так как они более надеялись не на всемогущего рога, а на коней и колесницы, которых весьма много было в Египте.
Но будучи премудр, Бог всяческих навел на них зло, и слово Его не отринется; потому что устами Иеремии Он сказал им то, что приведено ниже. Итак на домы человеков злых востанет, то есть убегших в Египет, и на надежду их тщетную. Ибо они избрали помощником, говорит, Египтянина, человека, а не Бога, конски плоти. Весьма выразительно говорит пророк, обличая неразумие сынов Израилевых. Ибо что такое конь, как не одна плоть? Какая же сила у плоти, столь немощной и подлежащей тлению? Таковое нечто говорит и пророк Иеремия: проклят, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его (Иер. 17:5). Ибо поистине благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека (Пс. 117:8).
После того как Египтяне, хвастливо и надменно поднимая брови, приняли Израильтян и думали, что сила их лжеименных богов больше силы Бога Еврейского, они и сами преданы были Вавилонянам; ибо последние овладели страною их, и остававшиеся там сыны Израильские погибли вместе с обитателями страны Египетской. Поэтому и говорит, что Господь наведет руку свою на ня и что всячески утрудятся, то есть, ослабеют обещавшие им непреоборимую помощь, и вси вкупе погибнут.
Георгий Константинович Властов (†1899)
2. Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие.
3. И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут.
Мысль стиха Ис.31:3 заключается в том, что в сердце Иудеев закралась мысль, что только мудрость и сила Египтян может спасти их, но Исаия начинает речь свою в ст. Ис.31:2 указанием на Единого премудрого, и потом указывает в стихе Ис.31:3, что Египтяне и их колесницы также слабы, как все земное.
Неверие, по-видимому, сделало огромные успехи среди общества Израильского, как мы не раз говорили. Последующее событие,– обретение книги закона в царствование Иосии, (4Цар.22) вполне удостоверяет нас в том, что священные книги Евреев, по всей вероятности хранимые втайне в пророческих школах и может быть в тайниках храма,-совершенно не читались и почти были совершенно забыты среди высшего класса населения, не принадлежавшего к благочестивым священническим родам, или к тем религиозным обществам, которые называются пророческими школами. Поэтому-то, они совершенно, подобно нынешним рационалистическим школам, отрицали всякое чудо, всякое вмешательство Божие в дела человеческие. Они надеялись на коней Египетских, забывая, что их летописцы записали об огненных колесницах, виденных Елисеем около Дофаима (Дофана) составлявших настоящую защиту Израиля*. Только ради веры Езекии и части народа обетования, не зараженного ни неверием, ни идолопоклонством, спасен был Иерусалим от Ассура.
---
*Мы просим обратиться к 4 т. Св. Лет. для выяснения значения огненных колесниц. См. об Илии и Елисее, ч. II, стр. 96–97; стр. 145, 196–197.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие
Но премудр Он. Иудейские дипломаты гордились своею мудростью, своим политическим тактом. Но истинная мудрость - только у Господа. Она состоит в том, что Всевышний может всегда исполнить Свое решение - у Него слово неразлучно с делом!
Дом нечестивых - это тогдашние руководители Иудейского государства.
Помощь делающих беззаконие - ожидавшаяся евреями помощь со стороны египтян, не имевших истинного руководства для жизни, какое представлял собою закон Моисеев, и потому не могших не делать беззаконий.
См.также Толкование на Ис. 31:1
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Государственные мужи Иудеи и советники царя, по собственному их мнению, придумали мудрый план защиты Иерусалима и всей страны – войти в союз с Египтом и получить от него сильную и верную помощь против общего врага – Ассирийцев. Но и Бог, знающий их сокровенный образ мыслей, тем большую премудрость обнаружит в противлении им, так что против Него уже никто не придумает средств, ни у кого не достанет сил защищаться. Он наведет жестокие бедствия, во исполнение своего слова, которое изрек через пророка (гл.30:2–3,7–17). Он восстанет против злых, т.е. озлобленных противников Его слова и против домов или родов и семейств их; Он восстанет и против тщетной надежды их, а именно – против Египтян, и покажет, что они, несмотря на свою храбрость и вооружение, суть люди, и, следовательно, слабы и смертны; а также и кони их суть плоть, а не дух, и, следовательно, легко погибают или от палящего солнца, или от знойного ветра... И вот Господь наведет руку свою на них – на коней и всадников, а именно – действием своего могущества, посредством молнии или жгучего ветра, или землетрясения поразит их так, что все они изнемогут и погибнут, как защитники египтяне, так и защищаемые иудеи (гл.30:27–28,30–31,33). Это грозное слово пророка легко могло напомнить обличаемым слушателям то отдаленное, но достопамятное событие, когда Господь простер руку Свою на Красное море и потопил в его пучине Фараона со всем войском его – с конями и всадниками. А воспоминание об этом должно было поколебать надежду евреев на Египтян и укрепить упование на Бога.