Скрыть
Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 Сион якоже нива изорется, потому что жрецы его на мзде учили закону. И Иерусалим будет пустынею, потому что пророцы его волхвоваху на сребре. И гора дому как дубрава копий. Сим Пророк возвещает, что храм окружат, и даже войдут в него, вооруженные враги. Говорит же сие Пророк, чтобы доказать Иудеям суетность надежды их на храм и город; ибо думали они, что Бог не попустит разорить храм и город, и что, ради храма и города, и сами они не погибнут.

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 11-12 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град сей еще стоял, был украшен торжищами и был в славе. И другой пророк говорит: Сион распахан будет как поле (Мих 3:12); предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде (Ис 1:8). Ныне на местах этих везде почти огуречные гряды. Видишь ли, как святых просвещает Дух Святый? Итак, смотри, чтобы вместо Его, по причине сходства названия, не принять тебе другого духа, но старайся находить точные признаки.

Поучения огласительные

Григорий Богослов, свт. (†389)

Ст. 11-12 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

Божественный Михей не терпит, чтобы Сион созидаем был кровью, чьею бы ни было, и Иерусалим неправдой; чтобы старейшины его за подарки производили суд, священники учили за плату и пророки предвещали за деньги. И чем угрожает за это? Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом (Мих 3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит, и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведных (Пс 11:2), пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы поядаемые молью.

Слова

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

О священнослужитель! Тебе позволяется, чтобы ты жил от алтаря, не роскошествовал. Не заграждай рта у вола молотящего (1Кор 9:9). Мы знаем это, и однако этим позволением апостол не злоупотребляет: имея средства к жизни и одежду, он доволен [ими]; день и ночь работает он руками своими, чтобы не быть кому- либо в тягость. И в посланиях он клятвенно уверяет, что он ходил в Евангелии Христа свято и без скупости. И не только о себе, но и об учениках своих утверждает то же самое: что он никого не посылал для того, чтобы тот требовал или хотел получить что- нибудь. Если же в некоторых посланиях он благодарит [братьев] и называет дары посылающих благоволением Божиим, то собирает их он не столько для себя, сколько для бедных святых, бывших в Иерусалиме. А святые, в бедности бывшие в Иерусалиме, - это те, которые с самого начала уверовали во Христа из иудеев и, будучи отвергнуты родителями и родственниками, и близкими своими, потеряли как владения свои, так и всю свою утварь вследствие разграбления со стороны священников храма и со стороны народа.

Если [и теперь] есть такие бедные, то пусть их принимают; но если под предлогом бедных обогащаются некоторые дома, и если мы принимаем пищу в золотых, стеклянных или керамических сосудах, то пусть или богатство переменит наши [христианские] обычаи, или же пусть обычаи бедности не ищут богатств сенаторов. <…>

Когда любовь охладеет и вера сделается редкою, Иерусалим и Сион будут распаханы, как поле, и обратятся в холмы и будут возвышенностями, покрытыми лесом и шалашом для хранения овощей, так что там, где были некогда обширные дома и бесчисленные поля хлебов, будет стоять бедная хижина с пищей, не достаточной для укрепления души.

Книга толкований на пророка Михея


См. также Толкование на Мих. 3:9

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его.
Ст. 8 Аз же исполнен силы Духом Господним и судом и силою, еже возвестити Иакову нечестия его, и дому Израилеву грехи его.

Не осмелюсь поступить подобно оным беззаконным, но, возбуждаемый благодатью Святого Духа и исполненный таковой силы, с дерзновением буду обличать нечестие народа. И дав такое обещание, открыто обличать те беззакония, на какие отваживался народ, Пророк немедленно взывает:

Ст. 9-10 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою!
Ст. 9-10 Слышите сия старейшины дому Иаковля, и оставшии дому Израилева гнушающиися судом, и вся правая развращающии, Созидающии Сиона кровми, и Иерусалима неправдами.

Поставленные судиями, говорит Пророк, не захотели вы весов правды держать неуклонно, но не оказывали никакого уважения к справедливому, покушались же несправедливое показать справедливым, и в этой мысли наполнили Иерусалим не справедливо пролитой кровью. Князи позволяли подкупать их дарами, священники о том, что законно, давали ответы за деньги, и даром не хотели совершать божественной службы. И пророки, одержимые супротивными духами, за мзду делали ложное прорицание, за дары вводили в обман, и делая это, воображали, что пользуются Божиим содействием, и говорили:

Ст. 11 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»
Ст. 11 Не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая.

Итак, пoелику, живя во всяком беззаконии, напрасно подкрепляли вы себя Божиим именем, то познаете, что:

Ст. 12 Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.
Ст. 12 Сего ради вас деля Сион, якоже нива изорется, и Иерусалим, яко овощное хранилище будет, и гора дому якоже луг дубравный.

Такое запустение, говорит Пророк, постигнет сей славный город, что дом Божий наполнится растениями, и уподобится дубраве; все пространство внутри городских стен, где прежде было тесно от жителей, подобно нивам вне городских оград, будет вспахано и засеяно, и Иерусалим ничем не отличится от овощного хранилища, которое по собрании плодов, когда стерегший его уходит домой, остается пустым. Сие же пришло в исполнении и при Навуходоносоре, который, взяв город, жителей его вместе с царем отвел пленниками; но в большей точности можно видеть исполнение пророчества после неистовства и бешенства, с какими Иудеи поступили со Спасителем нашим. Ибо славный оный храм, разоренный до основания, до настоящего времени предан совершенному запустению, и приходящие видеть не знают, где место прежнего святилища. Так божественная благодать, пророческими устами предрекши об оном храме, предвозвещает славу Церкви, уверовавшей в Господа Иисуса Христа.

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом

За грехи правителей пророк возвещает совершенное разрушение Иерусалима. Сион - название крепости Иевусеев, находившейся на южной части восточного холма Иерусалима, а потом название всего холма восточного и даже всего Иерусалима. - Гора Дома сего - гора храма, т. е. тот же Сион или та часть Сиона, где находился храм. LXX передают ст. 12-й согласно с мазоретами, за исключением того, что слово ??? («груда развалин») переведено ими, как и в I:6, сл. opwrofulwkion, слав. «овощное хранилище», а сл. bamoth («холмом») сущ. alsoV, луг (слав. «и гора дому, якоже луг дубравный»).

Пророчество Михея о разрушении Иерусалима приводится ещё в кн. Иеремии (XXVI:18). Из кн. Иеремии мы узнаем, что рассматриваемое пророчество было произнесено при Езекии, произвело впечатление на царя и на народ и побудило их обратиться к Господу. Вследствие этого обращения Господь «отменил бедствие». Таким образом, угрозы пророка, хотя были выражены в положительной форме, имели характер условный. Кроме сказанного, в кн. Иеремии сообщается, что факт пророчествования Михея о разрушении Иерусалима, послужил для спасения прор. Иеремии от смерти, к которой хотели присудить его за то, что он пророчествовал против города (Иер XXVI:11-19).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-12 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.

Во имя этого пророк может и должен возвестить всем сословиям народа его нечестие, а вместе с тем и суд наказания за это нечестие. «Слушайте же это, – обращается снова пророк к начальникам колен, племен и фамилий, – главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое», руководствующиеся во всех своих действиях и поступках, в суде и в управлении не законом правды, а своекорыстными расчетами, «созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою!», путем жестоких притеснений и неправедных осуждений на смерть людей, совершенно невинных, приобретающие себе средства для построения величественных зданий города и строящие эти здания, заставляя и принуждая бедный народ работать на себя даром (ср. Мих.6:16; Иер.22:13-17). «Главы его», все управители народа, князья и судьи «судят за подарки, и священники его», долженствующие по закону (ср. Лев.10:11; Втор.17:11,33:10) даром сообщать народу нужные сведения относительно постановлений, заповедей и уставов закона Божия, «учат за плату, и пророки его предвещают за деньги», поступая так противозаконно, так нечестиво. Все-таки все эти люди: и князья, и судьи, и священники, и пророки «опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь?», не обитает ли Он среди нас во Иерусалиме, во храме своем? и потому «не постигнет нас беда!»: Иегова защитит место своего земного пребывания от беды, а защищая это место, защищая Иерусалим, защитит и народ, живущий во Иерусалиме. Но напрасны их надежды, обманчивы их расчеты. Как Бог святой Иегова требует святости и от людей и беззаконных людей из среды своего народа истребляет. Ради их, ради наказания преступников Его заповедей Он не пощадит и того места, где Он благоволил обитать среди своего избранного общества. «Посему за вас, – говорит пророк, Сион (разумеется та часть города, где был царский дворец) распахан будет как поле, и Иерусалим (разумеется вся остальная часть города ср. Мих.4:8) сделается грудою развалин, и гора дома сего», даже гора, на которой стоял храм Божий, – и та «будет лесистым холмом», таким образом и царский дворец, и город, и храм – все будет разрушено, на том месте, где стояли дворцы и дома, будут лежать груды камней, самая почва, на которой лежал город, частью будет превращена как бы в пахотное поле, а частью зарастет кустарниками.

Пророк Михей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible