Бог один и тот же у нас и у нехристиан?

cвя­щен­ник Васи­лий Саккас

“Народы иуда­изма и ислама и хри­сти­ане… эти три раз­но­вид­но­сти иден­тич­ного моно­те­изма, гово­рят наи­бо­лее досто­вер­ными и древними, и при этом самыми сме­лыми и уве­рен­ными голо­сами. Почему же не может стать воз­мож­ным, что имя одного и того же Бога, вместо непри­ми­ри­мой вражды, вело бы скорее ко вза­им­ному ува­же­нию, вза­и­мо­по­ни­ма­нию и мир­ному сосу­ще­ство­ва­нию? Почему бы упо­ми­на­нию о том же Боге, том же Отце, без предубеж­де­ний в бого­слов­ских дис­кус­сиях, не при­ве­сти нас одна­жды к откры­тию столь же оче­вид­ному, как и труд­ному — что мы все сыно­вья одного Отца, и что все мы, сле­до­ва­тельно, братья?” (Папа Павел I, Ла Круа (Вера), 11 авгу­ста 1970 г.)

В чет­верг 2 апреля 1970 года в Женеве про­изо­шла важ­ней­шая рели­ги­оз­ная мани­фе­ста­ция. В рамках Второй кон­фе­рен­ции “Ассо­ци­а­ции Соеди­нен­ных рели­гий” пред­ста­ви­тели десяти вели­ких рели­гий были при­гла­шены на собра­ние в соборе Свя­того Петра. Это “общее моле­ние” было осно­вано на сле­ду­ю­щих моти­ви­ров­ках: “Веру­ю­щие всех этих рели­гий были при­гла­шены, чтобы соучаст­во­вать в покло­не­нии одному и тому же Богу”. Давайте посмот­рим, насколько это голо­слов­ное утвер­жде­ние обос­но­вано на свете Свя­щен­ного Писа­ния.

Для того чтобы объ­яс­нить суть дела, огра­ни­чим себя тремя рели­ги­ями, кото­рые исто­ри­че­ски сле­до­вали одна за другой в таком порядке: иуда­изм, хри­сти­ан­ство, ислам. Эти три рели­гии фак­ти­че­ски пре­тен­дуют на общее про­ис­хож­де­ние: как почи­та­те­лей Бога Авра­амова. Так воз­никло широко рас­про­стра­нен­ное мнение, что коль скоро мы все пре­тен­дуем на про­ис­хож­де­ние от Авра­ама (иудеи и мусуль­мане по плоти, а хри­сти­ане — по духу), то у всех нас один Бог — Бог Авра­ама, а все три рели­гии покло­ня­ются (каждая по-своему, разу­ме­ется!) одному и тому же Богу! И этот единый Бог в неко­то­ром роде создает общую плат­форму для еди­не­ния и “вза­и­мо­по­ни­ма­ния”, и это при­зы­вает нас к “брат­ским отно­ше­ниям”, как под­черк­нул вели­кий раввин д‑р Шафран, пере­фра­зи­руя псалом: “О, как отрадно видеть бра­тьев, вос­се­да­ю­щих вместе”.

В такой пер­спек­тиве оче­видно, что Иисус Хри­стос, Бог и Чело­век, Сын со-вечный Отцу и собез­на­чаль­ный; Его Вопло­ще­ние, Его Рас­пя­тие, Его слав­ное Вос­кре­се­ние и Его Второе ужас­ное При­ше­ствие — все это пре­вра­ти­лось во вто­ро­сте­пен­ные детали, кото­рые не могут поме­шать нашему “бра­та­нию” с тем, кто счи­тает Его “про­стым про­ро­ком” (по Корану) или “сыном про­сти­тутки” (по неко­то­рым пред­став­ле­ниям Тал­муда)! Таким обра­зом, мы поста­вили бы Иисуса из Наза­рета на один уро­вень с Маго­ме­том.  Не знаю, какой хри­сти­а­нин, заслу­жи­ва­ю­щий этого имени, поз­во­лит своей сове­сти такое допу­ще­ние.

Можно было бы ска­зать, что в этих трех рели­гиях, не каса­ясь про­шлого, допу­стимо согла­ситься с тем, что Иисус Хри­стос — суще­ство необык­но­вен­ное и исклю­чи­тель­ное, и что Он был послан Богом. Но ведь мы, хри­сти­ане, допу­стив, что Иисус Хри­стос — не Бог, уже не можем счи­тать Его ни “про­ро­ком”, ни  “послан­цем Божиим”, а только вели­ким, ни с кем не срав­ни­мым само­зван­цем, кото­рый про­воз­гла­сил себя “Сыном Божиим”, при­рав­няв себя этим к Богу! (Мк. 14:61–62). Согласно этому эку­ме­ни­че­скому реше­нию на меж­кон­фес­си­о­наль­ном уровне, Три­еди­ный Бог хри­стиан — это то же самое, что и моно­те­изм иуда­изма, ислама и ста­рин­ного ере­тика Саб­бел­ли­уса, совре­мен­ных антит­ри­ни­та­ри­стов и неко­то­рых сект иллю­ми­ни­стов. Тогда не было Трех Лиц в Едином Боже­стве, а было единое суще­ство, для неко­то­рых — меня­ю­щее одну за другой “маски” (Отец — Сын — Дух!) И мы все равно делали бы вид, что это один и тот же Бог!

Здесь кое-кто может наивно всту­питься: “Но все же эти три рели­гии имеют одну общую черту: все три испо­ве­дуют Бога-Отца! Но с точки зрения святой пра­во­слав­ной веры это неле­пость. Мы всегда про­из­но­сим: “Слава Святой, Еди­но­сущ­ной Живо­тво­ря­щей и Нераз­дель­ной Троице”.   Как мы можем раз­де­лить Отца и Сына, когда Иисус Хри­стос утвер­ждает: “Я и Отец одно” (Ин. 10:30); и св. Иоанн — Апо­стол, еван­ге­лист, бого­слов, Апо­стол любви — ясно гово­рит: “Всякий отвер­га­ю­щий Сына не имеет и Отца” (1Ин. 2:23). Но если бы и все три рели­гии назы­вали Бога Отцом — кому же Он истин­ный Отец? Для евреев и мусуль­ман Он — Отец людей в плане тво­ре­ния; а для нас, хри­стиан, Он Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа через усы­нов­ле­ние (Еф.1:4–5) в плане искуп­ле­ния. Какое же тогда сход­ство между Боже­ствен­ным Отцов­ством в хри­сти­ан­стве и других рели­гиях. Другие могут ска­зать: “Но все равно, Авраам покло­нялся истин­ному Богу; и евреи через Исаака, и мусуль­мане через Агарь явля­ются потом­ками этого вер­ного поклон­ника Бога”. Здесь нужно разъ­яс­нить несколько подроб­но­стей: Авраам отнюдь не покло­нялся Богу в форме без­лич­ного моно­те­изма иных рели­гий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Свя­щен­ном Писа­нии: “И явился ему Гос­подь у дуб­равы Маире… и он покло­нился до земли” (Быт. 18:1,2) В какой форме был Бог, Кото­рому покло­нился Авраам? В без­лич­ной форме или в виде Три­еди­ного Боже­ства? Мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, с бла­го­го­ве­нием про­из­но­сим этот текст Вет­хого Завета о явле­нии Святой Троицы в день Пяти­де­сят­ницы, когда мы укра­шаем наши храмы вет­вями, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими древ­ние дубы, и когда мы про­слав­ляем среди них икону Трех Анге­лов так же, как наш отец Авраам про­слав­лял их! Про­ис­хож­де­ние от Авра­ама по плоти было бы для нас бес­по­лезно, если бы мы не были  воз­рож­дены водами кре­ще­ния в веру Авра­амову. А вера Авра­амова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Гос­подь: “Авраам, отец ваш, рад был уви­деть день Мой; и увидел и воз­ра­до­вался” (Ин. 8:56)

Такова же была и вера про­рока царя Давида, кото­рый слышал, как Небес­ный Царь гово­рит о Своем Еди­но­род­ном Сыне: “Сказал Гос­подь Гос­поду моему” (Пс.109:1Деян.2:34). Такова же была и вера трех отро­ков в печи огнен­ной, откуда они были спа­сены Сыном Божиим (Дан. 3:20), и свя­того про­рока Дани­ила, кото­рый имел виде­ние двой­ной при­роды Иисуса Христа в таин­стве Вопло­ще­ния, когда Сын чело­ве­че­ский пришел в начале дней наших (Дан. 7:13). Вот почему Гос­подь, обра­ща­ясь к потом­ству Авра­ама (био­ло­ги­че­ски неоспо­ри­мому), гово­рит: “Если бы вы были дети Авра­ама, то дела Авра­амовы  делали бы” (Ин. 8:39) — а дела эти в том, “чтобы веро­вали в Того, Кого Он послал” (Ин. 6:29)

Кто же тогда потом­ство Авра­ама? Сыны Исаака, по плоти, или сыны Агари Егип­тянки? Исаак или Измаил — пото­мок Авра­ама? Чему нас учит Свя­щен­ное Писа­ние устами боже­ствен­ного Апо­стола? Что Авра­аму были даны обе­то­ва­ния и семени его. Не ска­зано: и потом­кам, как бы о многих, но как бы об одном: и семени твоему, кото­рое есть “Хри­стос” (Гал. 3:16) — “Если же вы хри­стовы, то вы семя Авра­амово и по обе­то­ва­нию наслед­ники” (Гал. 3:29). Значит, в Иисусе Христе Авраам сде­лался “отцом мно­же­ства наро­дов” (Быт. 17:5, Рим. 4:17). После таких обе­то­ва­ний и таких под­твер­жде­ний — какое имеет зна­че­ние плот­ское про­ис­хож­де­ние от Авра­ама? По Св. Писа­нию,   Исаак счи­тался семе­нем и потом­ком, но только как образ Иисуса Христа. В про­ти­во­по­лож­ность Изма­илу, сыну Агари (Быт. 16:1 и след.), Исаак был рожден сво­бод­ным, через чудо, от бес­плод­ной матери, в ста­ро­сти и против зако­нов при­роды, сходно с нашим Спа­си­те­лем, кото­рый был чудом рожден от Девы. Он взошел на гору Мориа так же как Иисус взошел на Гол­гофу, неся на своих плечах жерт­вен­ных Крест; Ангел спас Исаака от смерти, так же как Ангел отва­лил камень, чтобы пока­зать нам, что гроб­ница пуста, что Вос­крес­шего там больше  нет. В час молитвы Исаак встре­тил на рав­нине Ревекку и ввел ее в шатер матери своей Сарры, так же,  как Иисус встре­тил Цер­ковь Свою на обла­ках, чтобы при­ве­сти ее в небес­ные чер­тоги, в Новый Иеру­са­лим,  в желан­ную обе­то­ван­ную   землю.

НЕТ! У нас вовсе не тот же самый Бог, как у нехри­стиан!

Непре­мен­ное усло­вие позна­ния Отца есть Сын: “Видев­ший Меня, видел Отца; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6, 9). Наш Бог — Бог Вопло­щен­ный, “что мы слы­шали, что видели своими очами, что рас­смат­ри­вали и что ося­зали руки наши” (1Ин.1:2). “Неве­ще­ствен­ное стало веще­ствен­ным ради нашего спа­се­ния, — как гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, — и Он про­явил Себя в нас”. Но когда же Он про­явил Себя среди совре­мен­ных иудеев и мусуль­ман, чтобы мы могли пред­по­ло­жить, что они знают Бога? Если у них есть знание Бога, кроме Иисуса Христа, значит Хри­стос вопло­тился, умер и вос­крес напрасно!

Нет, они не знают Отца. У них есть пред­став­ле­ния (кон­цеп­ции) о Боге; но каждое пред­став­ле­ние о Боге есть идол, потому что пред­став­ле­ние  — это про­дукт нашего вооб­ра­же­ния, сотво­ре­ние Бога по нашему образу и подо­бию. Для нас, хри­стиан, Бог — “непред­ста­ви­мый, непо­сти­жи­мый, неопи­сан­ный и неве­ще­ствен­ный”, — как гово­рил св. Васи­лий Вели­кий. Для нашего спа­се­ния Он стал досту­пен пони­ма­нию, опи­са­нию и стал есте­ствен­ным в Таин­стве Вопло­ще­ния Своего Сына. Слава Ему во веки веков. Аминь. Вот почему св. Киприан Кар­фа­ген­ский утвер­ждает, что тот, кто не знает Церкви, как матери, не знает Бога, как Отца.

Да сохра­нит вас Гос­подь от отступ­ни­че­ства и от при­ше­ствия анти­хри­ста, пред­ве­стия кото­рого умно­жа­ются день ото дня. Да сохра­нит Он нас от вели­кой напа­сти, кото­рую даже избран­ные не смогут выне­сти без Мило­сти Того, Кто сокра­тит эти дни. И да сохра­нит Он нас, “малое стадо”, “остав­лен­ных по избран­ни­че­ству бла­го­дати”, чтобы мы, как Авраам могли радо­ваться свету Лица Его, молит­вами Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии, всех небес­ных сил, мно­же­ства сви­де­те­лей, про­ро­ков, муче­ни­ков, иерар­хов, еван­ге­ли­стов и испо­вед­ни­ков, кото­рые сохра­нили вер­ность до самой смерти, кто пролил кровь свою за Христа, кто воз­ро­дил нас по Завету Иисуса Христа в водах Кре­ще­ния. Мы — их сыно­вья — немощ­ные, греш­ные и недо­стой­ные, конечно, — мы не станем про­сти­рать свои руки к чужому богу! Аминь.

5 апреля 1970 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки