Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 2 марта 2019 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 2 марта 2019 г.

17. Суб­бота мясопустная. Все­лен­ская роди­тель­ская суб­бота.

Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России, чудо­творца. Прп. Варнавы Гефсиманского, Радонеж­ского.

Память совер­шаем всех от века усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан, отец и братий наших. Служба по Окто­иху и Триоди.

При­ме­ча­ние. Ана­ло­гич­ная служба совер­ша­ется и в Тро­иц­кую роди­тель­скую суб­боту (перед празд­ни­ком Пяти­де­сят­ницы). Если же на дни этих Все­лен­ских роди­тель­ских суббот при­дется хра­мо­вый празд­ник, то поется служба храма, а суб­бот­няя заупо­кой­ная служба совер­ша­ется только в особых храмах – «гроб­ни­цах» (ср.: Типи­кон, гл. 49, «В суб­боту мясо­пуст­ную…», 1‑е «зри») или пере­но­сится на пред­ше­ству­ю­щие суб­боту или чет­верг (ср.: Типи­кон, 26‑я и 54‑я Хра­мо­вая глава, 3‑я Мар­кова глава под 2 фев­раля).

При­ме­ча­ние. Поли­е­лей­ная служба сщмч. Ермо­гена, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России, может быть пере­не­сена на пят­ницу, 16 фев­раля (ср.: Типи­кон, 24 фев­раля, 2‑я Мар­кова глава).

На все­днев­ной вечерне кафизма 18‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: Окто­иха муче­ничны, глас 6‑й – 3 (2‑й: «Муче­ницы Твои, Гос­поди…», 3‑й – тот же, и 4‑й: «Стра­сто­терпцы муче­ницы…»; см. на «Гос­поди, воз­звах»), и Триоди, глас 8‑й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 6‑й: «Кто Тебе не убла­жит…».

Входа нет. Вместо про­кимна – «Алли­луия», на 8‑й глас, с заупо­кой­ными сти­хами – стих 1‑й: «Бла­жени, яже избрал и приял еси, Гос­поди, и память их в род и род»; стих 2‑й: «Души их во благих водво­рятся».

«Спо­доби, Гос­поди…». Екте­ния про­си­тель­ная: «Испол­ним вечер­нюю…», и молитва гла­во­пре­кло­не­ния.

На сти­ховне сти­хиры Окто­иха, глас 6‑й (с заупо­кой­ными при­пе­вами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нача­ток ми и состав…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Молит­вами Рожд­шия Тя, Христе…».

При­ме­ча­ние. «На сти­ховне муче­ни­чен гласа, и два мерт­вена Иоанна Дамас­кина» (Типи­кон, гл. 49‑я, «В суб­боту мясо­пуст­ную…»). По мнению В. Роза­нова (см. его «Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви», с. 748–749), если совер­ша­ется суб­бот­няя служба Окто­иха 4‑го, 5‑го или 6‑го гласа, где на сти­ховне вечерни при­во­дится два муче­нична и один мерт­вен, нужно, следуя ука­за­ниям Устава, петь один муче­ни­чен (1‑й), а мерт­вен повто­рить дважды. В суб­бот­ней службе Окто­иха 1‑го, 2‑го, 3‑го и 8‑го гласа на сти­ховне вечерни – один муче­ни­чен и два мерт­вена, а в службе 7‑го гласа – два муче­нична и два мерт­вена.

По Три­свя­том – тро­парь, глас 8‑й: «Глу­би­ною муд­ро­сти…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и стену, и при­ста­нище…». Екте­ния сугу­бая: «Поми­луй нас, Боже…», и отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…».

При­ме­ча­ние. В Триоди Пост­ной (л. 16 об.) ска­зано: «По отпу­ще­нии же вечерни творим в при­творе панихиду за усопших и поем канон рядо­ваго гласа мерт­вым». Канон мерт­вен, или покоин, за усоп­ших, заим­ству­ется из Окто­иха с утрени суб­боты теку­щего гласа (2‑й канон). Устав пани­хиды – тот же, что и в период пения Окто­иха (см.: Типи­кон, гл. 14).

На пове­че­рии может петься служба вмч. Фео­дора Тирона (с этого дня) и служба свт. Льва, папы Рим­ского (с 18 фев­раля)1, а также канон мерт­вен Окто­иха (без ирмо­сов)2. По «Достойно» – кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упокой…».

При­ме­ча­ние. Сна­чала поются каноны рядо­вых святых, а потом канон из Окто­иха – это осо­бен­ность суб­боты, когда молит­во­сло­вия свя­того пред­ше­ствуют молит­во­сло­виям дня3. Такой после­до­ва­тель­но­сти кано­нов при­дер­жи­ва­ется В. Роза­нов в книге «Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви» (с. 636 и далее). Этим посо­бием в вопросе рас­пре­де­ле­ния кано­нов на пове­че­риях пери­ода Пост­ной Триоди руко­вод­ству­ются «Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния». Однако суще­ствуют доводы и в пользу пения заупо­кой­ного канона первым (см.: Типи­кон, 9‑я Мар­кова глава под 24 фев­раля; Сыр­ни­ков Н. Ключ к Цер­ков­ному Уставу. Л. 65 об.).

При­ме­ча­ние. Если по отпу­сте вечерни слу­жи­лась пани­хида, то канон усоп­шим рядо­вого гласа на пове­че­рии не поется, ввиду того, что он уже пропет на пани­хиде, а совер­ша­ются службы рядо­вых святых4.

На утрене вместо «Бог Гос­подь» – «Алли­луия»5 на глас 8‑й, с заупо­кой­ными сти­хами – стих 1‑й: «Бла­жени, яже избрал и приял еси, Гос­поди»; стих 2‑й: «Память их в род и род»; стих 3‑й: «Души их во благих водво­рятся».

Тро­парь, глас 8‑й: «Глу­би­ною муд­ро­сти…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Кафизма 16‑я. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седальны Окто­иха6, глас 6‑й (три муче­нична – 2‑й: «Стра­даль­че­ский подвиг…», 3‑й: «Стра­даль­че­ское сто­я­ние…»; затем стих: «Дивен Бог во святых Своих…», и 4‑й муче­ни­чен: «Гос­поди, святых Твоих память…»; потом другой стих: «Многи скорби пра­вед­ным…» [или стих: «Бла­жени, яже избрал…»], и седа­лен покоин гласа: «Воис­тинну суета вся­че­ская…»). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен по 2‑м сти­хо­сло­вии: «От сердца воз­ды­ха­ния…», или Бого­ро­ди­чен гласа, по 1‑м сти­хо­сло­вии: «Иже Бла­го­сло­вен­ную наре­кий…».

Кафизма 17‑я, раз­де­ля­е­мая на две статии, поется, по Уставу, на 5‑й глас, без «захода» («Гос­поди, поми­луй» (3), «Слава, и ныне»); к каж­дому стиху 1‑й статии поется припев: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим», к стихам 2‑й статии припев: «Спасе, спаси мя».

При­ме­ча­ние. Согласно рас­про­стра­нен­ной прак­тике, стихи 17‑й кафизмы чита­ются свя­щен­но­слу­жи­те­лями. С нача­лом пения кафизмы свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят через север­ные и южные врата на сере­дину храма к тет­ра­поду (пани­хид­ному столу), иерей (со свечой в руке) читает пса­лом­ские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1‑й статии – «Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди…», на 2‑й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непре­рывно кадит тет­ра­под.

При­ме­ча­ние. В при­ход­ских храмах суще­ствует прак­тика выхода на чтение 17‑й кафизмы и на малую заупо­кой­ную екте­нию по 6‑й песни канона через цар­ские врата.

Первая статия начи­на­ется пением: «Бла­жени непо­роч­нии…».

После 91-го стиха певцы поют (с при­пе­вом) 92‑й и 93‑й стихи: «Яко аще бы не закон Твой поуче­ние мое был, тогда убо погибл бых во сми­ре­нии моем»; «Во век не забуду оправ­да­ний Твоих, яко в них оживил мя еси» (каждый стих по трижды)7.

При­ме­ча­ние. Отно­си­тельно окон­ча­ния первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупо­кой­ном бого­слу­же­нии суще­ствуют сле­ду­ю­щие мнения: 1) каждый из двух послед­них стихов первой и второй статии поется по трижды с соот­вет­ству­ю­щим при­пе­вом8; 2) в каждой статии два послед­них стиха объ­еди­ня­ются «за един» и поются с при­пе­вом трижды9.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом): «Паки и паки…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Еще молимся о упо­ко­е­нии душ усоп­ших рабов Божиих пра­о­тец, отец, и братий наших, зде лежа­щих, и повсюду пра­во­слав­ных хри­стиан, и о еже про­сти­тися им вся­кому пре­гре­ше­нию воль­ному же и неволь­ному», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Яко да Гос­подь Бог учинит души их…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Мило­сти Божия…», певцы: «Подай, Гос­поди». «Гос­поду помо­лимся», певцы тихо: «Гос­поди, поми­луй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Воз­глас: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…». Певцы: «Аминь».

По воз­гласе: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…» правый лик начи­нает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают, по тра­ди­ции, малое каж­де­ние (тет­ра­под окрест, ико­но­стас, лики, народ, мест­ные иконы ико­но­стаса, тет­ра­под спе­реди, то есть с запад­ной сто­роны).

Послед­ние стихи: 175‑й и 176‑й – «Жива будет душа моя и вос­хва­лит Тя, и судьбы Твоя помо­гут мне»; «Заблу­дих, яко овча погиб­шее: взыщи раба Твоего, яко запо­ве­дей Твоих не забых» – поются (с при­пе­вом) по трижды, и тотчас – тро­пари по Непо­роч­ных, глас 5‑й: «Святых лик обрете…», во время кото­рых свя­щен­ник с диа­ко­ном совер­шают, по обычаю, полное каж­де­ние всего храма.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом; см. по 1‑й статии). По воз­гласе поется седа­лен, глас 5‑й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «От Девы воз­си­я­вый…»10. Псалом 50‑й.

Каноны: храма со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Биб­лей­ские песни «Гос­по­деви поем…».

Ката­ва­сия Триоди: «Песнь воз­слем…».

Поется 2‑я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тро­пари на 6, припев к тро­па­рям: «Упокой, Гос­поди, души усоп­ших раб Твоих», к послед­ним тро­па­рям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни ката­ва­сия – тот же ирмос.

По 3‑й песни – малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седа­лен Триоди, глас 5‑й. «Слава» – тот же седа­лен, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же.

По 6‑й песни – малая заупо­кой­ная екте­ния (см. по 1‑й статии 17‑й кафизмы). Кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упокой…», и икос, глас тот же.

При­ме­ча­ние. По тра­ди­ции, во время пения ката­ва­сии 6‑й песни, через север­ные и южные (или через цар­ские) врата свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят к тет­ра­поду. У тет­ра­пода про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом). Во время пения кондака «Со свя­тыми упокой…» иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают малое каж­де­ние (окрест тет­ра­пода, ико­но­стас и пред­сто­я­щих). После пения кондака и икоса свя­щен­ник с диа­ко­ном воз­вра­ща­ются в алтарь.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» обычно не поется11. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Све­ти­лен Триоди. «Слава» – ин све­ти­лен Триоди, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди.

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы12.

На хва­ли­тех сти­хиры Триоди, глас 8‑й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2‑й: «Яко цвет увядает…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Бого­ро­дице…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры Окто­иха (покойны) рядо­вого гласа (в данном случае 6‑го)13 с заупо­кой­ными сти­хами. «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Болезнь Адаму бысть…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Три­свя­том – тро­парь, глас 8‑й: «Глу­би­ною муд­ро­сти…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Екте­ния сугу­бая: «Поми­луй нас, Боже…». Диакон: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый бла­го­сло­вен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Чита­ется 1‑й час, и бывает отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…».

На часах – тро­парь: «Глу­би­ною муд­ро­сти…». Кондак: «Со свя­тыми упокой…».

При­ме­ча­ние. На 1‑м часе после молитвы «Христе, Свете Истин­ный…», по тра­ди­ции, поется кондак «Взбран­ной Вое­воде…».

На Литур­гии анти­фоны изоб­ра­зи­тельны.

Бла­женны Триоди, песнь 3‑я (со ирмо­сом) и 6‑я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тро­парь, глас 8‑й: «Глу­би­ною муд­ро­сти…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со свя­тыми упокой…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и стену…».

Про­ки­мен заупо­кой­ный, глас 6‑й: «Души их во благих водво­рятся», со стихом: «К Тебе, Гос­поди, воз­дви­гох душу мою…».

Апо­стол – дня и за упокой.

Алли­лу­и­а­рий, глас 6‑й: «Бла­жени, яже избрал…», со стихом.

Еван­ге­лие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

При­ча­стен: «Бла­жени, яже избрал…».

Отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…».



1 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на пове­че­рии см. 6 марта, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.

2 Канон мерт­вен, или покоин, за усоп­ших, заим­ству­ется из Окто­иха с утрени суб­боты теку­щего гласа (2‑й канон).

3 Однако в отно­ше­нии литур­гий­ных чтений пери­ода пения Триоди поря­док иной – от Недели мытаря и фари­сея (ср.: при­ме­ча­ние 4 фев­раля) и до Недели всех святых по суб­бо­там Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются так: сна­чала чтение дня, затем свя­того (см. Типи­кон, гл. 49, 5‑е «зри»).

4 Службы рядо­вых святых могут быть совер­шены зара­нее – на пове­че­риях пред­ше­ству­ю­щих дней мясо­пуст­ной сед­мицы (ср.: при­ме­ча­ние 11 фев­раля).

5 «Алли­луиа» обык­но­венно поется трижды по трижды (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755).

6 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755.

7 После первой статии не про­из­но­сится: «Слава, и ныне», но трижды поются с при­пе­вом заклю­чи­тель­ные два стиха 1‑й статии.

8 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1958. С. 25; После­до­ва­ние исход­ное мона­хов, Треб­ник [Боль­шой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

9 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1957 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1956. С. 45; Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; После­до­ва­ние парас­таса, сиречь вели­кия пани­хиды и все­нощ­наго бдения, пева­е­мых по усоп­шим. Пет­ро­град, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, после­до­ва­ние пани­хиды.

10 Свя­щен­но­слу­жи­тели уходят в алтарь.

11 Пение «Достойно есть» допу­стимо, так как в ана­ло­гич­ной службе Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­боты «Достойно есть» ука­зано в Цвет­ной Триоди.

12 В ана­ло­гич­ной службе в Тро­иц­кую роди­тель­скую суб­боту Триодь ука­зы­вает петь «Всякое дыха­ние…» перед хва­лит­ными псал­мами.

13 Типи­кон ука­зы­вает на сти­ховне утрени в мясо­пуст­ную суб­боту пение стихир Окто­иха 6‑го гласа. Однако данное ука­за­ние, вполне под­хо­дя­щее для Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­боты (в кото­рую всегда поются пес­но­пе­ния Окто­иха 6‑го гласа, при­во­дя­щи­еся на ряду в Цвет­ной Триоди), не может все­цело при­ме­няться к службе мясо­пуст­ной суб­боты, поскольку служба Пост­ной Триоди в этот день соеди­ня­ется со служ­бой рядо­вого гласа Окто­иха (см. соот­вет­ству­ю­щее ука­за­ние Пост­ной Триоди на утрене суб­боты мясо­пуст­ной).

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки