Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния

Перейти к кален­дарю 22 фев­раля 2020 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 22 фев­раля 2020 года


Суб­бота мясопу́стная. Все­лен­ская роди­тель­ская суб­бота.

Мч. Ники́фора. Обре́тение мощей свт. Инноке́нтия, еп. Иркут­ского (службу зри 26 ноября). Обре́тение мощей свт. Ти́хона, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России (службу зри 26 сен­тября; служба может быть пере­не­сена на пят­ницу, 8 фев­раля)38.

Прп. Панкра́тия Печер­ского, в Даль­них пеще­рах. Прпп. Ники́фора и Генна́дия, Важе­озер­ских39.

Память совер­шаем всех от века усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан, отец и братий наших. Служба по Окто­иху и Триоди40.

При­ме­ча­ние. Ана­ло­гич­ная служба совер­ша­ется и в Тро­иц­кую роди­тель­скую суб­боту (перед празд­ни­ком Пяти­де­сят­ницы). Если же на дни этих Все­лен­ских роди­тель­ских суббот при­дется хра­мо­вый празд­ник, то поется служба храма, а суб­бот­няя заупо­кой­ная служба совер­ша­ется только в особых храмах – «гроб­ни­цах» (ср.: Типи­кон, гл. 49, «В суб­боту мясопу́стную…», 1‑е «зри») или пере­но­сится на пред­ше­ству­ю­щие суб­боту или чет­верг (ср.: Типи­кон, 26‑я и 54‑я Хра­мо­вая глава, 3‑я Мар­кова глава под 2 фев­раля).

При­ме­ча­ние. Поли­е­лей­ная служба в честь обре́тения мощей свт. Ти́хона, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России, может быть пере­не­сена на пят­ницу, 8 фев­раля (ср.: Типи­кон, 24 фев­раля, 2‑я Мар­кова глава).

Кален­дар­ные заметки:
Поли­е­лей­ная служба в честь обре́тения мощей свт. Тихона, пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея России, может быть пере­не­сена на пят­ницу, 8 фев­раля (ср. Типи­кон, 24 фев­раля, 2‑я Мар­кова глава).
Поря­док чтений, согласно кален­дарю:

На все­днев­ной вечерне кафизма 18‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: Окто­иха муче­ничны, глас 2‑й – 3 (2‑й: «И́же земны́я сла́сти…», 3‑й: «Святы́м му́чеником…», и 4‑й: «Ли́цы му́ченичестии…»; см. на «Гос­поди, воз­звах»), и Триоди, глас 8‑й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 2‑й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Вместо про­кимна – «Алли­луия», на 8‑й глас, с заупо­кой­ными сти­хами – стих 1‑й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2‑й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Спо­доби, Гос­поди…». Екте­ния про­си­тель­ная: «Испол­ним вечер­нюю…», и молитва гла­во­пре­кло­не­ния.

На сти­ховне сти­хиры Окто­иха, глас 2‑й (с заупо­кой­ными при­пе­вами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

При­ме­ча­ние. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамас­кина́» (Типи­кон, гл. 49‑я, «В суб­боту мясопу́стную…»). По мнению В. Роза­нова (см. его «Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви», с. 748–749), если совер­ша­ется суб­бот­няя служба Окто­иха 4‑го, 5‑го или 6‑го гласа, где на сти­ховне вечерни при­во­дится два муче­нична и один мерт­вен, нужно, следуя ука­за­ниям Устава, петь один муче­ни­чен (1‑й), а мерт­вен повто­рить дважды. В суб­бот­ней службе Окто­иха 1‑го, 2‑го, 3‑го и 8‑го гласа на сти­ховне вечерни – один муче­ни­чен и два мерт­вена, а в службе 7‑го гласа – два муче­нична и два мерт­вена.

По Три­свя­том – тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Екте­ния сугу­бая: «Поми­луй нас, Боже…», и отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…».

При­ме­ча­ние. В Триоди Пост­ной (л. 16 об.) ска­зано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мерт­вен, или покоин, за усоп­ших, заим­ству­ется из Окто­иха с утрени суб­боты теку­щего гласа (2‑й канон). Устав пани­хиды – тот же, что и в период пения Окто­иха (см.: Типи­кон, гл. 14).

На пове­че­рии может петься служба мч. Ники́фора (с этого дня) и служба сщмч. Харала́мпия (с 10 фев­раля)41, а также канон мерт­вен Окто­иха (без ирмо­сов)42. По «Достойно» – кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упоко́й…».

При­ме­ча­ние. Сна­чала поются каноны рядо­вых святых, а потом канон из Окто­иха – это осо­бен­ность суб­боты, когда молит­во­сло­вия свя­того пред­ше­ствуют молит­во­сло­виям дня43. Такой после­до­ва­тель­но­сти кано­нов при­дер­жи­ва­ется В. Роза­нов в книге «Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви» (с. 636 и далее). Этим посо­бием в вопросе рас­пре­де­ле­ния кано­нов на пове­че­риях пери­ода Пост­ной Триоди руко­вод­ству­ются «Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния». Однако суще­ствуют доводы и в пользу пения заупо­кой­ного канона первым (см.: Типи­кон, 9‑я Мар­кова глава под 24 фев­раля; Сыр­ни­ков Н. Ключ к Цер­ков­ному Уставу. Л. 65 об.).

При­ме­ча­ние. Если по отпу­сте вечерни слу­жи­лась пани­хида, то канон усоп­шим рядо­вого гласа на пове­че­рии не поется, ввиду того, что он уже пропет на пани­хиде, а совер­ша­ются службы рядо­вых святых44.

На утрене вместо «Бог Гос­подь» – «Алли­луия»45 на глас 8‑й, с заупо­кой­ными сти­хами – стих 1‑й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2‑й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3‑й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16‑я. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седальны Окто­иха46, глас 2‑й (три муче­нична – 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», 3‑й: «И́же просвети́вый святы́я Твоя́…»; затем стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…», и 4‑й муче­ни­чен: «Страстоте́рпцы Госпо́дни…»; потом другой стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…», и седа­лен поко́ин гласа: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»). «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен по 2‑м сти­хо­сло­вии: «Богоро́дице Де́во Мари́е…», или Бого­ро­ди­чен гласа, по 1‑м сти­хо­сло­вии: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизма 17‑я, раз­де­ля­е­мая на две статии́, поется, по Уставу, на 5‑й глас, без «захода» («Гос­поди, поми­луй» (3), «Слава, и ныне»); к каж­дому стиху 1‑й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2‑й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

При­ме­ча­ние. Согласно рас­про­стра­нен­ной прак­тике, стихи 17‑й кафизмы чита­ются свя­щен­но­слу­жи­те­лями. С нача­лом пения кафизмы свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят через север­ные и южные врата на сере­дину храма к тетрапо́ду (пани­хид­ному столу), иерей (со свечой в руке) читает пса­лом­ские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1‑й статии – «Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди…», на 2‑й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непре­рывно кадит тет­ра­под.

При­ме­ча­ние. В при­ход­ских храмах суще­ствует прак­тика выхода на чтение 17‑й кафизмы и на малую заупо­кой­ную екте­нию по 6‑й песни канона через цар­ские врата.

Первая статия́ начи­на­ется пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с при­пе­вом) 92‑й и 93‑й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды)47.

При­ме­ча­ние. Отно­си­тельно окон­ча­ния первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупо­кой­ном бого­слу­же­нии суще­ствуют сле­ду­ю­щие мнения: 1) каждый из двух послед­них стихов первой и второй статии поется по трижды с соот­вет­ству­ю­щим при­пе­вом48; 2) в каждой статии два послед­них стиха объ­еди­ня­ются «за един» и поются с при­пе­вом трижды49.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом): «Паки и паки…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Яко да Гос­подь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Мило­сти Божия…», певцы: «Подай, Гос­поди». «Гос­поду помо­лимся», певцы тихо: «Гос­поди, поми­луй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Воз­глас: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…». Певцы: «Аминь».

По воз­гласе: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…» правый лик начи­нает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают, по тра­ди­ции, малое каж­де­ние (тет­ра­под окрест, ико­но­стас, лики, народ, мест­ные иконы ико­но­стаса, тет­ра­под спе­реди, то есть с запад­ной сто­роны).

Послед­ние стихи: 175‑й и 176‑й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с при­пе­вом) по трижды, и тотчас – тро­пари по Непо­роч­ных, глас 5‑й: «Святы́х лик обре́те…», во время кото­рых свя­щен­ник с диа­ко­ном совер­шают, по обычаю, полное каж­де­ние всего храма.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом; см. по 1‑й статии). По воз­гласе поется седа­лен, глас 5‑й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…»50. Псалом 50‑й.

Каноны: храма со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Биб­лей­ские песни «Гос­по­деви поем…».

Ката­ва­сия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Поется 2‑я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тро­пари на 6, припев к тро­па­рям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к послед­ним тро­па­рям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни ката­ва­сия – тот же ирмос.

По 3‑й песни – малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седа­лен Триоди, глас 5‑й. «Слава» – тот же седа­лен, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же.

По 6‑й песни – малая заупо­кой­ная екте­ния (см. по 1‑й статии 17‑й кафизмы). Кондак, глас 8‑й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

При­ме­ча­ние. По тра­ди­ции, во время пения ката­ва­сии 6‑й песни, через север­ные и южные (или через цар­ские) врата свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят к тет­ра­поду. У тет­ра­пода про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом). Во время пения кондака «Со свя­тыми упокой…» иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают малое каж­де­ние (окрест тет­ра­пода, ико­но­стас и пред­сто­я­щих). После пения кондака и икоса свя­щен­ник с диа­ко­ном воз­вра­ща­ются в алтарь.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» обычно не поется51. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Све­ти­лен Триоди. «Слава» – ин све­ти­лен Триоди, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди.

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы52.

На хва­ли­тех сти­хиры Триоди, глас 8‑й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2‑й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры Окто­иха (покойны) рядо­вого гласа (в данном случае 2‑го)53 с заупо­кой­ными сти­хами. «Слава» – Триоди, глас 6‑й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Три­свя­том – тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Екте­ния сугу­бая: «Поми­луй нас, Боже…». Диакон: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Чита­ется 1‑й час, и бывает отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…».

На часах – тро­парь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со свя­тыми упокой…».

При­ме­ча­ние. На 1‑м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный…», по тра­ди­ции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де…».

На Литур­гии анти­фоны изоб­ра­зи­тельны.

Бла­женны Триоди, песнь 3‑я (со ирмо­сом) и 6‑я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тро­парь, глас 8‑й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со свя­тыми упокой…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Про­ки­мен заупо­кой­ный, глас 6‑й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Гос­поди, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апо­стол – дня и за упокой.

Алли­лу­и­а­рий, глас 6‑й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Еван­ге­лие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

При­ча­стен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…».

38 Празд­но­ва­ние вне­сено в меся­це­слов по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла 27 мая 2011 года.

39 На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 21 октября 2016 года были утвер­ждены и реко­мен­до­ваны к обще­цер­ков­ному бого­слу­жеб­ному упо­треб­ле­нию тексты тро­паря и кондака прпп. Ники­фору и Ген­на­дию, Важе­озер­ским. Тексты тро­паря и кондака раз­ме­щены на офи­ци­аль­ном сайте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4645963.html), и на сайте Изда­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/438).

40 Отда­ние празд­ника Сре­те­ния Гос­подня в теку­щем году совер­ша­ется в пят­ницу, 8 фев­раля. «А́ще ли случи́тся пра́здник Сре́тения Госпо́дня в неде́лю блу́днаго, или́ в понеде́льник, или́ во вто́рник мясопу́стныя неде́ли, отдае́тся пра́здник в пято́к тоя́же неде́ли» (см.: Типи­кон, 9 фев­раля, 2‑я Мар­кова глава, 2‑е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»). Ср.: Типи­кон, 9 фев­раля, 2‑я Мар­кова глава, 5‑е «зри».

41 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на пове­че­рии см. 26 фев­раля, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.

42 Канон мерт­вен, или покоин, за усоп­ших, заим­ству­ется из Окто­иха с утрени суб­боты теку­щего гласа (2‑й канон).

43 Однако в отно­ше­нии литур­гий­ных чтений пери­ода пения Триоди поря­док иной – от Недели мытаря и фари­сея (ср.: при­ме­ча­ние 27 января) и до Недели всех святых по суб­бо­там Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются так: сна­чала чтение дня, затем свя­того (см. Типи­кон, гл. 49, 5‑е «зри»).

44 Службы рядо­вых святых могут быть совер­шены зара­нее – на пове­че­риях пред­ше­ству­ю­щих дней мясо­пуст­ной сед­мицы (ср.: при­ме­ча­ние 3 фев­раля).

45 «Алли­луиа» обык­но­венно поется трижды по трижды (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755).

46 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755.

47 После первой статии не про­из­но­сится: «Слава, и ныне», но трижды поются с при­пе­вом заклю­чи­тель­ные два стиха 1‑й статии.

48 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1958. С. 25; После­до­ва­ние исход­ное мона­хов, Треб­ник [Боль­шой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

49 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1957 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1956. С. 45; Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; После­до­ва­ние параста́са, сиречь вели­кия пани­хиды и всено́щнаго бдения, пева­е­мых по усоп­шим. Пет­ро­град, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, после­до­ва­ние пани­хиды.

50 Свя­щен­но­слу­жи­тели уходят в алтарь.

51 Пение «Достойно есть» допу­стимо, так как в ана­ло­гич­ной службе Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­боты «Достойно есть» ука­зано в Цвет­ной Триоди.

52 В ана­ло­гич­ной службе в Тро­иц­кую роди­тель­скую суб­боту Триодь ука­зы­вает петь «Всякое дыха­ние…» перед хва­лит­ными псал­мами.

53 Типи­кон ука­зы­вает на сти­ховне утрени в мясо­пуст­ную суб­боту пение стихир Окто­иха 6‑го гласа. Однако данное ука­за­ние, вполне под­хо­дя­щее для Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­боты (в кото­рую всегда поются пес­но­пе­ния Окто­иха 6‑го гласа, при­во­дя­щи­еся на ряду в Цвет­ной Триоди), не может все­цело при­ме­няться к службе мясо­пуст­ной суб­боты, поскольку служба Пост­ной Триоди в этот день соеди­ня­ется со служ­бой рядо­вого гласа Окто­иха (см. соот­вет­ству­ю­щее ука­за­ние Пост­ной Триоди на утрене суб­боты мясо­пуст­ной).

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки