Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Богослужебные указания

К кален­дарю 26 апреля 2021 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 26 апреля 2021 года


Страст­ная сед­мица.
Кален­дар­ные заметки:
В Неделю вечера вход с кади­лом. Про­ки­мен дня: «Се ныне бла­го­сло­вите Гос­пода…». Окон­ча­ние вечерни по образцу Недель Четы­ре­де­сят­ницы. Отпу́ст «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть…».
Поря­док чтений, согласно кален­дарю:
Утр. – Мф.21:18–43.
Лит. – Мф.24:3–35.

13. Страст­ная сед­мица. Вели­кий Поне­дель­ник.

Сщмч. Арте­мона, пре­сви­тера Лаоди­кий­ского.

Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

На вечерне – кафизмы нет.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры Триоди, глас 8‑й (те же, что пелись на сти­ховне вели­кой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая сти­хира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «Радуйся и весе­лися…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херу­ви­мех Носи­мый…».

Вход с кади­лом. «Свете Тихий». Про­ки­мен дня (а не вели­кий), глас 8‑й: «Се ныне бла­го­сло­вите Гос­пода…» (со стихом). Чита­ется: «Спо­доби, Гос­поди». Екте­ния: «Испол­ним вечер­нюю…», и молитва гла­во­пре­кло­не­ния.

На сти­ховне сти­хиры само­гласны Триоди, глас 2‑й, глас 3‑й и глас 7‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – Триоди, глас 2‑й: «От ветвий и ваий…», «И ныне» – Триоди, глас 3‑й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива…».

«Ныне отпу­ща­еши». Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». По воз­гласе иерея певцы поют тро­пари, глас 4‑й: «Бого­ро­дице Дево…» (поклон). «Слава» – «Кре­сти­телю Хри­стов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апо­столи…» (поклон)27. Затем – «Под Твое бла­го­у­тро­бие…» (без поклона). Чтец: «Гос­поди, поми­луй» (40), «Слава, и ныне»; «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним…». Иерей: «Сый бла­го­сло­вен…». Молитва: «Небес­ный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…» (с тремя покло­нами). После тре­тьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть, нашего ради спа­се­ния, Хри­стос, Истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере и всех святых, поми­лует и спасет нас, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец» (во всю Страст­ную сед­мицу святые храма и дня на отпу­стах суточ­ных служб не поми­на­ются), после этого хор поет мно­го­летны: «Вели­каго Гос­по­дина…».

Пове­че­рие малое с пением три­песнца прп. Андрея Крит­ского из Триоди (1‑я, 8‑я и 9‑я песни). Ирмосы по дважды, тро­пари – сколько есть (без повто­ре­ний). В заклю­че­ние каждой песни опять тот же ирмос (на ката­ва­сию).

По 1‑й песни – «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне» – седа­лен, глас 4‑й: «Смо­ков­ницы осуж­де­ние…».

Перед ката­ва­сией 8‑й песни поется: «Хвалим, бла­го­сло­вим, покла­ня­емся Гос­по­деви…».

По ката­ва­сии 9‑й песни («Достойно есть» не поется) и Три­свя­том – вместо обыч­ных тро­па­рей и конда­ков – кондак Триоди, глас 8‑й: «Иаков рыдаше…» (см. на утрене Вели­кого Поне­дель­ника), «Гос­поди, поми­луй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по вели­ко­пост­ному чину с молит­вой прп. Ефрема Сирина (16 покло­нов). Отпуст малый: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…» (а не «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть…»), и про­ще­ние от свя­щен­ника по обычаю. Екте­ния: «Помо­лимся…».

Утреня. Начало обыч­ное. По вели­кой екте­нии – «Алли­луия», глас 8‑й (со сти­хами: «От нощи утре­нюет…»), и поем «велег­ласно» тро­парь, глас тот же: «Се Жених грядет в полу­нощи…». «Слава» – тот же тро­парь, «И ныне» – тот же тро­парь.

Кафизмы 4‑я, 5‑я и 6‑я. Малых екте­ний нет. Седальны Триоди (по дважды).

При­ме­ча­ние. В Страст­ную сед­мицу Псал­тирь про­чи­ты­ва­ется пол­но­стью только один раз: в первые три дня (Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3‑м и 6‑м) – по одной на каждом, на 1‑м и 9‑м часах кафизм не бывает. На вечер­нях сти­хо­сло­вится 18‑я кафизма. В Вели­кую Суб­боту на утрене поется 17‑я кафизма (Непо­рочны) с похва­лами (см. Пост­ную Триодь, ч. 2, л. 395).

«И о спо­до­би­тися нам…». Иерей отвер­зает цар­ские врата и читает Еван­ге­лие в алтаре (у пре­стола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся языку, тво­ря­щему плоды его…»). После окон­ча­ния Еван­ге­лия цар­ские врата затво­ря­ются.

Псалом 50‑й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Гос­поди, поми­луй» (12), воз­глас: «Мило­стию и щед­ро­тами…». Певцы: «Аминь».

Три­пес­нец Триоди, тво­ре­ние прп. Космы, глас 2‑й. Ирмосы по дважды, тро­пари на 12. Биб­лей­ские песни не сти­хо­сло­вятся в тече­ние Страст­ной и Свет­лой седмиц. К тро­па­рям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страст­ную сед­мицу.) После каждой песни на ката­ва­сию – ирмос три­песнца (оба лика вместе).

По 1‑й песни – малая екте­ния. Воз­глас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8‑й: «Иаков рыдаше…», и икос, глас тот же: «На рыда­ние ныне при­ло­жим рыда­ние…». Поется ирмос 8‑й песни: «Устра­шися отро­ков…».

На 9‑й песни – каж­де­ние («Чест­ней­шую» не поем).

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Малая екте­ния. Воз­глас: «Яко Тя хвалят…». Екса­по­сти­ла­рий Триоди: «Чертог Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

При­ме­ча­ние. «Све­ти­лен само­гла­сен, гла­го­лется трижды [косно и со слад­ко­пе­нием – ср.: Триодь Пост­ная]: Чертог Твой вижду… Поется же первее посреде церкве кано­нар­хом еди­но­жды. Таже Слава, на клирос; И ныне, на другий. И тако гла­го­лем во всю сед­мицу» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Поне­дель­ник на утрени»).

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех само­гласны Триоди, глас 1‑й и глас 5‑й – 4 (каждая сти­хира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5‑й: «Гос­поди, грядый к стра­да­нию…».

Чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» («Тебе слава подо­бает…» не про­из­но­сится), и чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

Сти­хиры на сти­ховне Триоди, глас 5‑й и глас 8‑й (с обыч­ными днев­ными при­пе­вами, см. Часо­слов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8‑й: «Вторую Еву…».

«Благо есть…» (дважды). Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». По воз­гласе – гла­го­лется тро­парь Часо­слова: «В храме стояще славы Твоея…»; «Гос­поди, поми­луй» (40), «Слава, и ныне»; «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним…». Иерей пред цар­скими вра­тами: «Сый бла­го­сло­вен…». Молитва: «Небес­ный Царю…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 покло­нами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпу­ста утрени, чита­ется 1‑й час.

1‑й час по вели­ко­пост­ному чину. Кафизмы нет. Тро­парь часа: «Заутра услыши…» (со сти­хами). По «Отче наш» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше…». Отпуст крат­кий: «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть…» (святые храма и дня не поми­на­ются).

Часы, изоб­ра­зи­тельны и вечерня с Литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

При­ме­ча­ние. «При часе 3‑м дне, уда­ряет пара­екк­ли­си­арх в било, якоже есть обычай, и собрав­шеся в цер­ковь, поем 3‑й час… И поем час 6‑й… Вкупе же поем и 9‑й час без кафизмы… И поем Бла­женны: Во Цар­ствии Твоем: по обычаю… При­со­во­куп­ляем же и вечерню» (Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Поне­дель­ник на утрени»).

Часы 3‑й, 6‑й и 9‑й совер­ша­ются по вели­ко­пост­ному чину с вели­ко­пост­ными тро­па­рями и покло­нами. На 3‑м часе – кафизма 7‑я; на 6‑м часе – кафизма 8‑я, пари­мия Триоди (Иезе­ки­иля) с тро­па­рем про­ро­че­ства и про­ким­нами (по обычаю); на 9‑м часе кафизмы нет. На часах и изоб­ра­зи­тель­ных по «Отче наш» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше…».

Осо­бен­но­сти часов

в первые три дня Страст­ной сед­мицы

В поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы на 3‑м, 6‑м и 9‑м часах чита­ется Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие. Перед чте­нием 3‑го часа посреди церкви постав­ля­ется укра­шен­ный аналой, отвер­за­ются цар­ские врата, и иерей, в пред­не­се­нии свечи и кадила, выно­сит на сере­дину храма Еван­ге­лие. (Иерей должен быть обла­чен в епи­тра­хиль и фелонь.) Поло­жив Еван­ге­лие на аналой, за кото­рым ста­вится воз­жжен­ный све­тиль­ник, иерей про­из­но­сит воз­глас на начало часов. Затем свя­щен­ник с диа­ко­ном кадит окрест Еван­ге­лия, потом алтарь, ико­но­стас, насто­я­теля, лики, моля­щихся и весь храм. Во время чтения псал­мов 6‑го часа совер­ша­ется малое каж­де­ние, т. е. кадится Еван­ге­лие (окрест), ико­но­стас, насто­я­тель, лики и народ (с амвона). На 9‑м часе совер­ша­ется полное каж­де­ние храма, как и на 3‑м часе.

При­ме­ча­ние. «И абие укра­шену ана­ло­гию, поло­жат на нем верху святое Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие, и двема лам­па­дома воз­жжен­нома. Всем же сто­я­щим откро­вен­ными гла­вами. Свя­щен­ник же кадит храм весь, и братию. А на 6‑м часе кадит токмо Еван­ге­лие. На 9‑м же часе Еван­ге­лие кадит, и храм весь, и братию. И тако чтет Еван­ге­лие» (Триодь Пост­ная, «Во Святый и Вели­кий Поне­дель­ник…»).

Выне­сен­ное Еван­ге­лие оста­ется на сере­дине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю про­из­но­сит тро­пари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с покло­нами.

Еван­гель­ские чтения начи­на­ются на 3‑м и 9‑м часах после Бого­ро­дична часа, а на 6‑м – после пари­мии Триоди и 2‑го про­кимна Триоди. Всех еван­гель­ских чтений – 9. Еван­ге­лие от Матфея чита­ется в два приема, т. е. на 3‑м и 6‑м часах в поне­дель­ник. Еван­ге­лие от Марка также в два приема – в поне­дель­ник на 9‑м часе и во втор­ник на 3‑м. Еван­ге­лие от Луки чита­ется в три приема, т. е. во втор­ник на 6‑м и 9‑м часах и в среду на 3‑м. Еван­ге­лие от Иоанна чита­ется не пол­но­стью, а до 1‑го Еван­ге­лия Стра­стей («Ныне про­сла­вися Сын Чело­ве­че­ский…») – первое чтение в среду на 6‑м часе и второе на 9‑м.

Перед первым чте­нием еван­ге­ли­ста диакон про­из­но­сит воз­глас: «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию свя­таго Еван­ге­лия…». Певцы: «Гос­поди, поми­луй» (трижды). Диакон: «Пре­муд­рость, прости, услы­шим свя­таго Еван­ге­лия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) свя­таго Еван­ге­лия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Еван­ге­лие, в конце певцы: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Перед вторым или тре­тьим чте­нием того же еван­ге­ли­ста воз­глас: «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию свя­таго Еван­ге­лия…» не про­из­но­сится, но только: «Пре­муд­рость, прости, услы­шим свя­таго Еван­ге­лия». Перед чте­нием нового еван­ге­ли­ста озна­чен­ные молит­во­сло­вия повто­ря­ются, т. е. со слов: «И о спо­до­би­тися нам…», и далее поря­док тот же.

После чтения Еван­ге­лия на 9‑м часе иерей уносит Еван­ге­лие в алтарь. Цар­ские врата и завеса закры­ва­ются.

По ука­за­нию Типи­кона, Еван­ге­лия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Еван­ге­лие от Луки – на три (ср.: Типи­кон, гл. 49, «Во Святый и Вели­кий Поне­дель­ник на утрени», 2‑е «зри»). В соот­вет­ствии с этим ука­за­нием они могут быть раз­де­лены, напри­мер, так:

Поне­дель­ник

На 3‑м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12).

На 6‑м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20).

На 9‑м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16).

Втор­ник

На 3‑м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20).

На 6‑м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39).

На 9‑м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18).

Среда

На 3‑м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53).

На 6‑м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36).

На 9‑м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).

Если Еван­ге­лия первых трех еван­ге­ли­стов про­чи­таны ранее28, то Еван­ге­лие от Иоанна на Страст­ной сед­мице сле­дует читать при­бли­зи­тельно в таком порядке:

Поне­дель­ник

На 3‑м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25).

На 6‑м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46).

На 9‑м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13).

Втор­ник

На 3‑м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13).

На 6‑м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30).

На 9‑м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

Среда

На 3‑м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42).

На 6‑м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18).

На 9‑м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).

Изоб­ра­зи­тельны совер­ша­ются по вели­ко­пост­ному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше…». Отпуст крат­кий: «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть…». Святые храма и дня на отпу­сте не поми­на­ются. (Изоб­ра­зи­тельны в Поне­дель­ник и Втор­ник Страст­ной сед­мицы могут завер­шаться и обыч­ным малым отпу­стом.)

Вечерня с Литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров по обыч­ному чину.

Кафизма 18‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры Триоди, глас 1‑й, глас 5‑й и глас 8‑й (те же, что пелись на хва­ли­тех и на сти­ховне утрени) – 10 (первые четыре сти­хиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8‑й: «Вторую Еву…».

Вход с Еван­ге­лием. «Свете Тихий». Чтение двух пари­мий Триоди (Исхода и Иова) с про­ким­нами, по обычаю. 1‑й про­ки­мен, глас 6‑й: «Бла­го­сло­вит тя Гос­подь от Сиона, и узриши благая Иеру­са­лима», стих: «Бла­жени вси боя­щи­ися Гос­пода, ходя­щии в путех Его»; 2‑й про­ки­мен, глас 6‑й: «Бла­го­сло­ви­хом вы во имя Гос­подне», стих: «Мно­жи­цею бра­шася со мною от юности моея».

По «Да испра­вится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя вели­кими покло­нами) диакон исхо­дит с Еван­ге­лием через цар­ские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Пре­муд­рость, прости, услы­шим…» и т. д. (если нет диа­кона, свя­щен­ник читает Еван­ге­лие у пре­стола). Еван­ге­лие – Мф., зач. 98. Екте­ния: «Рцем вси…», и прочее после­до­ва­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров (по обычаю). Отпуст крат­кий: «Грядый Гос­подь на воль­ную Страсть…» (святые храма и дня на отпу­сте не поми­на­ются).

При­ме­ча­ние. «На тра­пезе же ядим сухо­яде­ние, и сим удовля­емся. И якоже в 1‑ю сед­мицу свя­таго сего поста, сице и в сия дни: в Вели­кий Поне­дель­ник, во Втор­ник и в Среду пости­тися подо­бает» (Типи­кон, Вели­кий Поне­дель­ник вечера, 2‑е «зри»). «Ведати бо подо­бает, яко и Шестый Вели­кий Собор повеле спа­си­тель­ныя Стра­сти дни в посте и молитве и уми­ле­нии сердца сотво­ряти верным. В полу­нощи же Вели­кия Суб­боты остав­ляти пост, боже­ствен­ным еван­ге­ли­стом, Матфею и Луце, овому убо позде в суб­боту гла­го­ла­нием, овому же утром глу­бо­ким мед­ле­мое нам нощи напи­су­ю­щим» (Типи­кон, Вели­кий Поне­дель­ник вечера, 3‑е «зри»).

Вели­кое пове­че­рие (в поне­дель­ник вече­ром) с тро­па­рями обыч­ными.

По «Слава в вышних Богу…» – три­пес­нец Триоди, тво­ре­ние прп. Андрея Крит­ского, глас 8‑й (песни 2‑я, 8‑я и 9‑я), ирмосы по дважды, тро­пари без повто­ре­ний. Ката­ва­сия – ирмос три­песнца. (2‑я песнь имеет два ирмоса, на ката­ва­сию поется второй ирмос.)29

По 2‑й песни – «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне» – седа­лен, глас 2‑й: «Мило­сер­дием дви­жимь, Христе…».

Перед ката­ва­сией 8‑й песни поется: «Хвалим, бла­го­сло­вим, покла­ня­емся Гос­по­деви…».

По ката­ва­сии 9‑й песни («Достойно есть» не поется) и Три­свя­том – кондак Триоди, глас 2‑й: «Час, душе, конца помыс­ливши…» (см. на утрене Вели­кого Втор­ника).

После кондака – «Гос­поди Сил, с нами буди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 покло­нами). Молитва: «Вла­дыко Мно­го­мило­стиве…» (по обычаю), и чин про­ще­ния. Екте­ния: «Помо­лимся…».



27 Пес­но­пе­ния «Бого­ро­дице Дево…», «Кре­сти­телю Хри­стов…», «Молите о нас, святии апо­столи…» и «Под Твое бла­го­у­тро­бие…» вече­ром во все Недели святой Четы­ре­де­сят­ницы и в Неделю ваий поются «со слад­ко­пе­нием», а в дни Страст­ной сед­мицы – «поскору гла­го­лются» (см.: Типи­кон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1‑е «зри»).
28 См. об этом 9 марта, в поне­дель­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.
29 Ср. с пением 3‑й песни Вели­кого канона на утрене чет­верга 5‑й сед­мицы поста. См. также: Службы Страст­ной сед­мицы Вели­кого поста. М., 1994. С. 90–91.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки