Библиотеке требуются волонтёры

Божественный мрак

Аудио-версия статьи

***

Боже́ственный мрак – 1) бого­слов­ское поня­тие (как пра­вило исполь­зу­е­мое в фор­мате апо­фа­ти­че­ского бого­сло­вия), ука­зы­ва­ю­щее на непо­сти­жи­мость Бога, Боже­ствен­ного бытия; покров тайны, оку­ты­ва­ю­щей Боже­ствен­ное суще­ство, Боже­ствен­ную жизнь; 2) Боже­ствен­ный свет.

Поня­тие «Боже­ствен­ный мрак» имеет биб­лей­ские истоки. Оно при­хо­дит из Вет­хого Завета, согласно кото­рому вос­хож­де­ние Моисея на Синай увен­чи­ва­ется встре­чей Бога во мраке, а также вос­хо­дит к словам псал­мо­певца «мрак сделал покро­вом Своим» (Пс.17:12). Вместе с тем все вет­хо­за­вет­ное бого­сло­вие ясно ука­зы­вает на предел чело­ве­че­ского позна­ния Сущего, нис­хо­дя­щего к чело­веку в непро­ни­ца­е­мом облаке, среди огня (Исх.19:21), утвер­ждает, что нельзя видеть Бога и остаться в живых (Суд.6:22, 13:22; Ис.6:5 и др.). Вет­хо­за­вет­ный образ Моисея, при­бли­жа­ю­ще­гося к Богу в Синай­ском мраке, ста­но­вится у святых отцов излюб­лен­ным обра­зом непо­зна­ва­е­мо­сти Боже­ствен­ной при­роды в доступ­ном для чело­века опыте.

В «Аре­о­паги­ти­ках» путь апо­фа­ти­че­ского позна­ния Бога упо­доб­ля­ется вос­хож­де­нию Моисея на Синай в сре­те­ние Богу. Подоб­ный путь есть путь «отре­ше­ний» от всего сущего, веду­щий к боже­ствен­ному мраку. Хри­сти­ан­ское подвиж­ни­че­ство здесь срав­ни­ва­ется с искус­ством вая­теля, кото­рый должен отнять все, что скры­вает статую в глыбе мате­ри­ала, рас­крыв ее сокро­вен­ную кра­соту. Утвер­жда­е­мый св. Дио­ни­сием, путь «отъ­я­тия всего сущего» пре­тво­ря­ется в непо­сти­жи­мое соеди­не­ние с Богом, обо­же­ние. Вступ­ле­ние в «таин­ствен­ный мрак незна­ния» увен­чи­ва­ется непе­ре­да­ва­е­мым чело­ве­че­ским языком мисти­че­ским позна­нием, кото­рое несо­об­щимо дру­гому чело­веку, ибо осу­ществ­ля­ется сверх­мыс­лен­ным и сверх­сло­вес­ным обра­зом по дей­ствию бла­го­дати. Поэтому боже­ствен­ный мрак ста­но­вится «мраком пре­свет­лым». В мисти­че­ском созер­ца­нии чело­веку откры­ва­ется Бог, по слову св. апо­стола Павла, «Единый име­ю­щий, бес­смер­тие, Кото­рый оби­тает в непри­ступ­ном свете, Кото­рого никто из чело­ве­ков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). Таким обра­зом, Боже­ствен­ный мрак ста­но­вится непри­ступ­ным светом. «Боже­ствен­ный мрак есть тот непри­ступ­ный Свет, в кото­ром живет Бог» (св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит).

***

Письмо Доро­фею диа­кону

Дио­ни­сий Аре­о­па­гит
Боже­ствен­ный Мрак – это тот непри­ступ­ный Свет, в кото­ром, как ска­зано в Писа­нии, пре­бы­вает Бог. А поскольку неви­дим и непри­сту­пен он по при­чине своего необык­но­венно яркого сверхъ­есте­ствен­ного сияния, достичь его может только тот, кто, удо­сто­ив­шись бого­ве­де­ния и бого­ви­де­ния, погру­жа­ется во Мрак, воис­тину пре­вос­хо­дя­щий веде­ние и виде­ние, и, познав неве­де­нием и неви­де­нием, что Бог запре­де­лен всему чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мому и умо­по­сти­га­е­мому бытию, вос­кли­цает вместе с про­ро­ком: «Дивно для меня веде­ние Твое, не могу постиг­нуть его». Точно так же и боже­ствен­ный Павел, о кото­ром в Писа­нии ска­зано, что он познал Бога, постиг, что мыш­ле­ние и веде­ние Его пре­вос­хо­дит все сущее, вот почему он и гово­рит, что пути Его – неис­по­ве­димы, суж­де­ния – непо­сти­жимы, дары – неиз­ре­ченны, а мир Его – пре­вос­хо­дит всякое разу­ме­ние; таким обра­зом, познав Того, Кто пре­вос­хо­дит все сущее, пре­вос­хо­дя­щим мыш­ле­ние разу­ме­нием он постиг, что Бог, как При­чина всего сущего, запре­де­лен всему сущему.


Письмо Гаю монаху

Дио­ни­сий Аре­о­па­гит
Мрак исче­зает при свете, а тем более при ярком свете; незна­ние изго­ня­ется позна­ни­ями, а тем более боль­шими позна­ни­ями. Пони­мая эти слова в самом прямом, а не в пере­нос­ном смысле, убеж­денно утвер­ждай, что стре­мя­щимся к позна­нию света и сущего недо­ступно неве­де­ние Бога; что этот запре­дель­ный Мрак Его скры­ва­ется при любом свете и затме­вает любое позна­ние. И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и позна­ва­е­мое; Бог же в Своем сверхъ­есте­ствен­ном бытии пре­вос­хо­дит ум и сущее, и потому вообще не есть ни что-либо позна­ва­е­мое, ни что-либо суще­ству­ю­щее, а суще­ствует сверхъ­есте­ственно и сверх­ра­зумно позна­ется. И в заклю­че­ние: полное неве­де­ние и есть позна­ние Того, Кто пре­вос­хо­дит все позна­ва­е­мое.

***

про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский:
«Суще­ствует поня­тие “Боже­ствен­ного мрака”. Речь идёт о свете такой силы и интен­сив­но­сти, кото­рый зрачок чело­ве­че­ский не в силах вос­при­нять. Смот­ришь на полу­ден­ное солнце и тем­неет в глазах».

***

См. НЕПРИ­СТУП­НЫЙ СВЕТ
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки