Искушение

***

Искуше́ние (с цер­ков­но­сла­вян­ского языка пере­во­дится как «испы­та­ние»):

1) соблазн;

2) дей­ствие Божье, направ­лен­ное на испы­та­ние чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния, духовно-нрав­ствен­ного рас­по­ло­же­ния (Быт.22:1);

3) внеш­ний повод, про­во­ка­ция падших духов или людей, име­ю­щее целью рас­по­ло­жить чело­века ко греху;

4) дей­ствие чело­века, направ­лен­ное против дру­гого чело­века с целью выка­зать его в невы­год­ном свете (Мк.10:2);

5) внут­рен­ний помысл, мысль или жела­ние, под­тал­ки­ва­ю­щие чело­века ко греху;

6) испы­та­ние дол­го­тер­пе­ния Божия со сто­роны чело­века (Исх. 17:2).

***

Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?

Несмотря на то, что Свя­щен­ное Писа­ние содер­жит ука­за­ния на факты иску­ше­ний пра­вед­ни­ков Гос­по­дом, таких, напри­мер, как иску­ше­ние Авра­ама (Быт.22:1), иску­ше­ние всего Изра­иль­ского народа (Суд.3:1–4), Бог нико­гда никого не иску­шал и не иску­шает с той целью, чтобы скло­нить ко греху (Иак.1:13).

Напро­тив, исполь­зуя иску­ше­ние для того, чтобы поста­вить людей перед воз­мож­но­стью или даже необ­хо­ди­мо­стью нрав­ствен­ного выбора, Гос­подь это делает исклю­чи­тельно из сооб­ра­же­ний добра, в част­но­сти для того, чтобы выявить, будут ли они дер­жаться Его путей (Суд.2:22), любят ли они Его от всей души, от всего сердца (Втор.13:3). При этом Бог нико­гда не накла­ды­вает на чело­века бре­мени боль­шего, чем тот сможет выне­сти.

Так, иску­ше­ние Авра­ама обна­ру­жило искрен­ность его веры, жерт­вен­ность, рев­ность о Гос­поде. Вера пат­ри­арха была вме­нена ему в пра­вед­ность (Гал.3:6). Долж­ное, бого­угод­ное отно­ше­ние Авра­аму к иску­ше­нию спо­соб­ство­вало низ­ве­де­нию бла­го­сло­ве­ний не только на него самого, но и на его потом­ков, на его род (Быт.22:16–18).

Однако часто бывает и по-дру­гому. Нередко слу­ча­ется, что люди, иску­ша­е­мые Богом, не желают сле­до­вать Его тре­бо­ва­ниям, дей­ствуют вопреки голосу сове­сти, исполь­зуя предо­став­лен­ную им свыше воз­мож­ность для нрав­ствен­ного выбора не во благо, а на зло.

Так, иску­шая Изра­иль­ский народ (Суд.3:1–4), Гос­подь попу­стил, чтобы на тер­ри­то­рии Обе­то­ван­ной земли вместе с сынами Изра­иля жили и язы­че­ские народы. Такое Боже­ствен­ное опре­де­ле­ние дало народу Завета допол­ни­тель­ную воз­мож­ность про­явить вер­ность Еди­ному Богу, утвер­диться в истин­ной вере, воз­расти в свя­то­сти, доб­ро­де­тели. Кроме того, пример их послу­ша­ния Богу мог бы бла­го­творно ска­заться и на языч­ни­ках.

Вместо этого Изра­иль­тяне укло­ни­лись от веры и сами стали пере­ни­мать язы­че­ские культы, обряды, тра­ди­ции, стро­ить идоль­ские капища, жерт­вен­ники. В силу непо­слу­ша­ния они всё больше и больше отда­ля­лись от Бога, пере­пол­няя чашу Его свя­щен­ного гнева.

Для того, чтобы вра­зу­мить Свой народ, Гос­подь посы­лал к ним судей, про­ро­ков. Но по упрям­ству и жесто­ко­сер­дию этот народ, в основ­ной своей массе, неохотно при­слу­ши­вался к Божьим послан­ни­кам. В резуль­тате, со вре­ме­нем он был раз­де­лен, пленен и рас­сеян.

Боль­шим иску­ше­нием для многих, как это ни странно, стало Бла­го­ве­стие Христа. Ведь и оно тре­бо­вало от чело­века выбора: после­до­вать за Спа­си­те­лем или отверг­нуть Его (1Кор.1:23). В этом отно­ше­нии Гос­подь ещё во вре­мена Вет­хого Завета был назван, камнем пре­ткно­ве­ния, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жите­лей Иеру­са­лима (Ис. 8:14).

Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение “и не введи нас во искушение”?

Свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский так отве­чает на этот вопрос: «Неужели Гос­подь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть иску­ша­е­мыми? Как же ска­зано в другом месте: «кто не был иску­шен, тот мало знает» (Сир.34:10), — и еще: «с вели­кою радо­стью при­ни­майте, братия мои, когда впа­да­ете в раз­лич­ные иску­ше­ния» (Иак.1:2) — Но, может быть, войти в иску­ше­ние зна­чить погряз­нуть в иску­ше­нии? Ибо иску­ше­ние как бы подобно неко­ему потоку, через кото­рый трудно перейти. Посему одни, не погря­зая в иску­ше­ниях, минуют их, как бы сде­лав­шись некими искус­ными плов­цами, и ни мало не увле­ка­ясь ими. А другие не таковы, – входят и погря­зают. Как, напри­мер, Иуда, вошедши в иску­ше­ние среб­ро­лю­бия, не пере­плыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в иску­ше­ние отре­че­ния, но, вошедши не погряз, а муже­ственно пере­плыв пучину, изба­вился от иску­ше­ния. Послу­шай еще, как в другом месте лик дошед­ших до совер­шен­ства святых бла­го­да­рит за избав­ле­ние от иску­ше­ния: «Ты испы­тал нас, Боже, пере­пла­вил нас, как пере­плав­ляют серебро. Ты ввел нас в сеть, поло­жил скорби на хребте нашем, поса­дил чело­века на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс.65:10–12). Видишь, с каким дерз­но­ве­нием гово­рят, что пере­шли иску­ше­ния и не изне­могли. Ска­зано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит изба­виться от иску­ше­ния».

***

Иску­ше­ние – это пред­ло­же­ние совер­шить грех. Оно может прийти на мыс­лен­ном уровне, в чув­ствен­ной сфере, на вполне мате­ри­аль­ном плане, когда кто-то кон­кретно иску­шает… Но ты можешь совер­шить грех, а можешь его и не совер­шать.
про­то­и­е­рей Игорь Филин

Что умно­жает в нас духов­ную силу? Пре­одо­лён­ное иску­ше­ние.
свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов

Кто совер­шит дело, угод­ное Богу, того непре­менно постиг­нет иску­ше­ние; ибо вся­кому доб­рому делу или пред­ше­ствует, или после­дует иску­ше­ние, да и то, что дела­ется ради Бога, не может быть твёр­дым, если не будет испы­тано иску­ше­нием.
Как за телами сле­дуют тени, так и за испол­не­нием запо­ве­дей – иску­ше­ния, ибо никто, сказал Вели­кий Анто­ний, не войдет в Цар­ство Небес­ное без иску­ше­ний. Итак, не удив­ляйся, сын мой, что, забо­тясь о спа­се­нии своём, ты встре­ча­ешь иску­ше­ния и скорби. Но терпи без сму­ще­ния и молись, бла­го­даря, что ты, за испол­не­ние запо­веди, спо­доб­ля­ешься быть в иску­ше­нии, для обу­че­ния и испы­та­ния души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время иску­ше­ния вни­ма­ние и тер­пе­ние.
прп. авва Доро­фей

Плод иску­ше­ния — само­по­зна­ние: “А вот здесь, ока­зы­ва­ется, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не пони­маю”. И всё это узна­ётся для того, чтобы дея­тельно исправ­ляться.
прот. Андрей Ткачев

***

По мере воцер­ко­в­ле­ния кажется, что избав­ле­ние от внеш­них обсто­я­тельств сможет корен­ным обра­зом изме­нить жизнь. Увы, на месте одних внеш­них причин неза­мед­ли­тельно появ­ля­ются другие. По мере духов­ного роста при­хо­дит осо­зна­ние, что глав­ные наши враги – внутри нас, это тще­сла­вие, раз­дра­жи­тель­ность, сует­ли­вость, осуж­де­ние и т.п., а внеш­ние труд­но­сти лишь выяв­ляют их.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки