Аре­о­паги­тики

«Ареопаги́тики» (Аре­о­паги­ти­че­ский корпус – лат. Corpus Areopagiticum) – собра­ние восточно-хри­сти­ан­ских бого­слов­ских трак­та­тов и посла­ний на гре­че­ском языке, при­пи­сы­ва­е­мых св. Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, кото­рый, согласно пре­да­нию, был обра­щен св. апо­сто­лом Павлом в 51 г. во время про­по­веди в Афинах.

«Аре­о­паги­тики» должны быть отне­сены к самым таин­ствен­ным памят­ни­кам древ­ней хри­сти­ан­ской бого­слов­ской лите­ра­туры. Вопрос об автор­стве текста ста­вился уже таким пра­во­слав­ным бого­сло­вом и святым как Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Фотий. Вместе с тем, кри­ти­че­ская линия в отно­ше­нии автора окон­ча­тельно воз­об­ла­дала только в эпоху Рефор­ма­ции, весьма тен­ден­ци­озно отно­сив­шейся к хри­сти­ан­ству. С XVIXX вв. осу­ществ­ля­лись мно­го­чис­лен­ные попытки опре­де­лить автора «Аре­о­паги­тик». Однако все попытки поиска нового автора окон­чи­лись неуда­чей. На пороге XXI-ого сто­ле­тия иссле­до­ва­тель­ская тра­ди­ция вынуж­дена была оста­вить вопрос о лич­но­сти автора откры­тым. В то же время важно отме­тить, что в автор­стве св. Дио­ни­сия не сомне­вался ни первый ком­мен­та­тор его сочи­не­ний еп. Иоанн Ски­фо­поль­ский, ни интер­пре­ти­ро­вав­ший его сочи­не­ния св. Максим Испо­вед­ник, ни боль­шин­ство отцов Пра­во­слав­ной Церкви, среди кото­рых – св. Иоанн Дамас­кин, св. Никита Стифат, св. Гри­го­рий Палама.

Роль «Аре­о­паги­тик» в исто­рии бого­сло­вия объ­яс­ня­ется уни­каль­ным син­те­зом, осу­ществ­лен­ным их авто­ром. Будучи обра­зо­ван­ным греком, он исполь­зо­вал фило­соф­ские кате­го­рии в целях рас­кры­тия неис­чер­па­е­мой глу­бины хри­сти­ан­ского откро­ве­ния о сверхъ­есте­ствен­ном бытии нетвар­ной Боже­ствен­ной Лич­но­сти. Пред­став­ляя высо­ко­об­ра­зо­ван­ному антич­ному обще­ству «все­об­щую и все пре­вос­хо­дя­щую Пер­во­при­чину» мира как «пре­су­ще­ствен­ную, пре­бо­же­ствен­ную и пре­б­ла­гую Троицу», он убе­ди­тельно пока­зы­вал пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ства над всей антич­ной муд­ро­стью, обез­ли­чи­вав­шей онто­ло­ги­че­ское пер­во­на­чало, усмат­ри­вав­шей его в ряду измен­чи­вых при­род­ных стихий и эле­мен­тов. В «Аре­о­паги­ти­ках» обра­зо­ван­ный чело­век антич­но­сти откры­вал доселе неиз­вест­ный ему мисти­че­ский опыт, при­зы­ва­ю­щий его «к соеди­не­нию с Тем, Кто выше всякой сущ­но­сти и позна­ния». При этом новый мисти­че­ский опыт изла­гался языком фило­со­фии. Таким обра­зом, изу­ча­ю­щий «Аре­о­паги­тики» языч­ник не должен был рвать с фило­соф­ской мыслью, но усва­и­вал хри­сти­ан­ское откро­ве­ние на слож­ном и воз­вы­шен­ном языке фило­соф­ских кате­го­рий.

Аре­о­паги­ти­че­ский синтез обо­га­тил пра­во­слав­ное бого­сло­вие новыми поня­ти­ями.

Прежде всего в «Аре­о­паги­ти­ках» впер­вые при­ме­ня­ются поня­тия «апо­фа­ти­че­ского» и «ката­фа­ти­че­ского» бого­сло­вия, хотя сам отри­ца­тель­ный и поло­жи­тель­ный бого­слов­ский методы были известны хри­сти­ан­ству и раньше. Обре­тая свое смыс­ло­вое завер­ше­ние и клас­си­че­скую форму в «Аре­о­паги­ти­ках», апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие под­чер­ки­вает безы­мян­ность Боже­ствен­ной сущ­но­сти, ее невы­ра­зи­мость посред­ством умо­зри­тель­ных имен и опре­де­ле­ний. Утвер­жде­ние пре­вос­ход­ства Боже­ствен­ной сущ­но­сти над сотво­рен­ным миром в «Аре­о­паги­ти­ках» озна­чает утвер­жде­ние «пре­су­ще­ствен­но­сти» жизни Бога. Учение о Боже­ствен­ном бытии как бытии, кото­рое выше вся­кого бытия выра­жа­ется в поня­тии Боже­ствен­ного «сверх­бы­тия». Непо­зна­ва­е­мость Бога выяв­ля­ется через поня­тие «Боже­ствен­ного мрака», вос­хо­дя­щее к словам псал­мо­певца: «Мрак сделал покро­вом Своим» (Пс. 17:12).

Апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие «Аре­о­паги­тик» служит аске­ти­че­ским и мисти­че­ским целям. Оно рас­кры­вает чело­веку несо­из­ме­ри­мость нетвар­ного Боже­ства с твар­ным миром, ставит его перед необ­хо­ди­мо­стью пре­одо­ле­ния увле­че­ния всем вре­мен­ным и чув­ствен­ным ради позна­ния «При­чины всего чув­ствен­ного» в личном бытии пред­веч­ного Бога. Предо­хра­няя чело­века от одно­сто­рон­них интел­лек­ту­аль­ных спе­ку­ля­ций о «При­чине всего умо­по­сти­га­е­мого», апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие выво­дит чело­века на путь непо­сред­ствен­ного мисти­че­ского соеди­не­ния с Богом, ведет его к обо­же­нию.

Ката­фа­ти­че­ское бого­сло­вие «Аре­о­паги­тик» рас­кры­ва­ется в учении о Боже­ствен­ных именах. Если Боже­ство непо­сти­жимо и безы­мянно в своей сокро­вен­ной сущ­но­сти, то в своих про­яв­ле­ниях и дей­ствиях оно ста­но­вится доступ­ным твар­ному бытию. Такие про­яв­ле­ния отра­жают Боже­ствен­ные имена, обна­ру­жи­ва­ю­щие мно­го­об­раз­ные отно­ше­ния Бога и мира. В ката­фа­ти­че­ском бого­сло­вии «Аре­о­паги­тик» «непри­ступ­ный свет» сме­няет Боже­ствен­ный мрак. Бог име­ну­ется как «Свет», «Добро», «Кра­сота», «Любовь», «Сущий», «Само-по-себе-бытие», «Сама-по-себе-жизнь»… Следуя «Аре­о­паги­ти­кам», наи­вы­со­чай­шее имя Боже­ства есть Святая Троица.

Частью ката­фа­ти­че­ского бого­сло­вия в «Аре­о­паги­ти­ках» высту­пает учение о созву­чии и гар­мо­нии миро­зда­ния. Согласно «Аре­о­паги­ти­кам», устрой­ство мира иерар­хично, поскольку вос­со­здает Боже­ствен­ную гар­мо­нию, отра­жает невы­ра­зи­мый сло­вами покой Боже­ствен­ной жизни. Чрез­вы­чайно важным для пра­во­слав­ного бого­сло­вия стало рас­кры­тое авто­ром «Аре­о­паги­тик» поня­тие «иерар­хия», озна­ча­ю­щее «свя­щен­но­на­ча­лие». Это поня­тие прочно вошло в лек­си­кон анге­ло­ло­гии («небес­ная иерар­хия») и эккле­зио­ло­гии («цер­ков­ная иерар­хия»).

Аре­о­паги­ти­че­ский корпус вклю­чает 4 сочи­не­ния: «О небес­ной иерар­хии», «О цер­ков­ной иерар­хии», «О Боже­ствен­ных именах», «О Мисти­че­ском бого­сло­вии», а также 10 Посла­ний.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки