Церковь не мыслит формально

игумен Петр (Меще­ри­нов)

Кре­ще­ние детей — давняя цер­ков­ная тра­ди­ция, свя­зан­ная, однако, с опре­де­лен­ными, весьма стро­гими усло­ви­ями. Дело в том, что по устро­е­нию Церкви Таин­ства должны при­ни­маться чело­ве­ком сво­бодно, созна­тельно и осмыс­ленно. Мла­де­нец лишен всех этих качеств, и, фор­мально рас­суж­дая, Кре­ще­ние нужно откла­ды­вать на созна­тель­ный воз­раст. Цер­ковь, однако, не мыслит фор­мально: все ее дей­ствия есть выра­же­ние любви к людям, дове­рия к ним, ува­же­ния. Чтобы семья, в кото­рой рож­да­ются дети, могла быть совер­шен­ной домаш­ней цер­ко­вью — а именно такой должна быть хри­сти­ан­ская семья, — чтобы не было так, что роди­тели — члены Церкви, хри­сти­ане, а дети — вне Церкви, дожи­да­ются своего воз­раста, — Цер­ковь доз­во­ляет кре­стить детей — именно чтобы не лишать целост­но­сти домаш­нюю хри­сти­ан­скую общину. Но делает это Цер­ковь под одним усло­вием: чтобы дети, быв кре­щены, созре­вали и вос­пи­ты­ва­лись обя­за­тельно как хри­сти­ане, в цер­ков­ной среде. Для этого суще­ствуют вос­при­ем­ники, крест­ные — люди, про­из­но­ся­щие за мла­денца обеты Кре­ще­ния и обя­зу­ю­щи­еся перед Цер­ко­вью, сов­местно с роди­те­лями, вос­пи­тать дитя так, чтобы, придя в воз­раст, оно вос­при­няло обеты Кре­ще­ния как свои.

Сле­до­ва­тельно, по мысли Церкви, только в том случае можно кре­стить детей, если после при­ня­тия этого Таин­ства дети будут поме­щены в име­ю­щу­юся в семье цер­ков­ную атмо­сферу и будут вос­пи­ты­ваться роди­те­лями и крест­ными как пра­во­слав­ные хри­сти­ане. В иных слу­чаях всегда будет опас­ность про­фа­на­ции Таин­ства, оскорб­ле­ния, попра­ния бла­го­дати Божией. А глав­ное, с самого входа в Цер­ковь в людях может вос­пи­таться потре­би­тель­ское и невер­ное отно­ше­ние к Таин­ствам и к Церкви вообще. Опять же, Чело­ве­ко­лю­бец Гос­подь Своим Про­мыс­лом может обра­тить чело­века, кре­щен­ного в дет­стве «просто так» и не полу­чив­шего раз­ви­тия этого бла­го­дат­ного семени, к Себе, к вере, к Церкви; но это всё же особое, част­ное про­мыс­ли­тель­ное дей­ствие Божие, а мы гово­рим об общем цер­ков­ном чине.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки