Array ( )

Читаем Ветхий Завет

Оглавление

Кто такие пророки?

Откройте сердце Богу…

Мы переходим непосредственно к Книге пророка Исаии. Надо сказать, что среди корпуса Книг Священного Писания, ветхозаветных Книг, есть Книги четырех так называемых «больших» пророков. Они называются так, поскольку их пророчества по всем основным пунктам земной жизни Иисуса Христа – Сына Божия, обещанного Мессии, по глубине откровения, постижения дела, которое сделал Христос, необыкновенны. Такое откровение о взаимоотношении Бога и его народа, предсказание о том, что принесет Христос на землю, ни у кого, кроме как у великих пророков, не встречается.

К великим пророкам относятся Исаия, Иеремия и Иезекииль. К ним примыкает пророк Даниил, но его писание несколько особое, отличается от всех остальных. Кроме них, еще есть 12 «малых» пророков. Некоторые книжечки – совсем маленькие, по 3–4 главки. Но их влияние на судьбы Ветхого Израиля тоже нельзя недооценивать. Они обычно касались лишь некоторых фрагментов жизни Иисуса Христа, некоторых особенностей Его служения. И их проповедь сама была явлением не целожизненным, порой случайным для них самих. Например, пророк Иона был послан Богом в город Ниневию, выполнил миссию – призвал город к покаянию, и фактически на этом его служение закончилось. А с точки зрения мессианской, его задача была – предсказать (прообразовать, как говорится) трехдневное пребывание Христа во гробе. Но все же эпизод его служения не сравним со служением пророков Исаии, Иеремии, и поэтому он называется малым пророком.

Вернемся к пророку Исаие. Повторим определение, которое за ним закрепилось, – ветхозаветный евангелист. Жил он в VIII веке до Рождества Христова – из великих пророков по времени он первый. Евангелистом он называется потому, что раскрыл в своем писании фактически все основные события земной жизни Иисуса Христа. Сама Книга пророка Исаии проникнута Евангельским духом, вплоть до того, что там встречается обращение к Богу как к Отцу, что возможно только с Евангельской точки зрения, с очень глубокого проникновения в суть совершенного Христом.

Для начала, чтобы разговор о пророчествах Исаии был предметным, необходимо прочитать 53-ю главу его Книги. Она небольшая. Вы сами увидите, насколько точно в этих словах, сказанных за восемь веков до Пришествия Спасителя в мир, предсказаны основные моменты духовной судьбы Иисуса Христа.

Итак, 53-я глава Книги пророка Исаии:

«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Вполне очевидны прообразы, связанные с Крестным путем Спасителя. Это и то, что Ему назначен гроб со злодеями, то есть распят как разбойник среди разбойников, и то, что Его хотели похоронить, как положено погребать распятых разбойников, то есть, просто бросить, зарыть в песок. А Он погребен у богатого, потому что Иосиф Аримафейский был богатый человек и похоронил Его в для себя приготовленном гробе. Это и то, что Он страдал за наши грехи и не отверзал уст Своих, когда его пытали, что был суд, было узилище, хотя Он не сделал никакого греха. Все эти слова пророческие очевидны каждому, кто хоть сколько-то читал Евангелие или присутствовал на Страстной седмице в храме. Но тут переданы дух, суть того служения, которое принес Христос на землю.

Глава 53-я Книги пророка Исаии помогает взглянуть на образ страдающего Христа совсем иначе. Ведь все, за редчайшим исключением, на Него тогда смотрели как на человека, оставленного Богом. Даже апостол Петр смутился, ни один ученик не остался с Ним, все над Ним глумились. В данном случае, конечно, Исаия говорит не от лица только учеников, а от той массы народа, которая стояла и смотрела, как Его мучили, как распинали, как Он умирал.

Все думали, что раз этот человек испытывает такие страдания и умирает с разбойниками, очевидно, что он оставлен Богом, что он грешен. Множество людей испытали разочарование, уныние, тоску, именно потому, что они поверили, а тут вдруг совершается такое… Были среди них те, кто сохранял веру и верность Ему в этот страшный час, но множество простых людей, конечно, переживали страшные минуты, ведь для них, поверивших, зажегшихся проповедью Христа, было невыносимо, что человек, которого они считали праведным, умирает позорной смертью от рук язычников, как разбойник. Рушился, казалось, мир, и никому в голову не приходило, что на самом деле это Он может сделать по воле Божией, принимая на себя грехи всего мира. Это только потом будет открыто.

И возникает закономерный вопрос: почему евреи (ладно бы еще простые люди, которые не читали Писания, – но фарисеи, книжники, законоучители, которые не могли не знать все эти пророчества!) не узнали Христа? Ведь Христос им впрямую говорит: «Вы знаете, вы просто не хотите принять». Он им не раз и не два говорит: «Исследуйте Писание, оно свидетельствует обо мне». Все, что делает Христос с Рождения до служения в Иерусалиме, до страдания на Кресте, – обо всем этом уже сказано, и они могли бы это узнать, если бы захотели. Но они не хотели. Не потому, что не знали каких-то строчек – они не хотели принимать такого Христа.

То, чему они научились в своей жизни, совершенно никакого отношения к Христу не имело. Они поверили не Священному Писанию, а своим мечтам о Священном Писании. Они по-своему все истолковали, извратили смысл Писания, в сердце их была ложь, как об этом свидетельствует Христос: отец лжи – вот кто ваш отец. Естественно, вместиться в лживое сердце свидетельство об истине не могло. И не вместилось. Они закрыли свое сердце и оказались Богоубийцами. Правда, апостол Павел говорит, что до пришествия Христа на всех народах лежит покрывало, и они не могут из-за этого покрывала увидеть свет Священного Писания, Ветхого Завета, пророчества, который заключен в этой Божественной книге. Это покрывало, как указывает апостол Павел, снимается Христом.

Ведь не только фарисеи – даже ученики Христовы, апостолы, с которыми Христос провел практически неразлучно три года, открывая тайны Божии, не могли вместить, что Христос пришел, чтобы быть причтенным ко злодеями, чтобы погибнуть страшной мукой, чтобы быть погребенным у богатого и воскреснуть на третий день. То есть они не могли вместить, что Христос должен будет пострадать.

И когда приходит Христа забирать стража во главе с лживым учеником Иудой, Петр не понимает, что время страданий Христовых настало, и пытается защитить Христа, как бы воспрещая Ему начать служение, ради которого Он пришел на землю. И в порыве непонимания отрекается от Христа.

Даже ученики не смогли вместить все это, потому что и на их лицах, на их сердцах, на их умах лежало покрывало. Они читают пророчества и не понимают, что эти пророчества означают.

Такова закономерность Книг, написанных Духом Божиим, и тайну этой закономерности открывает апостол Петр. Он говорит, что все Писание Боговдохновенно, и ни одно из пророчеств не может быть изъяснено только Святым Духом: понять, что пророчества говорят о Христе, люди могут с очевидностью только тогда, когда Дух Святой коснется их сердец. То есть Тот, Кто написал через пророков эти Писания, только и может, просвещая наш ум, наше сердце, дать нам разумение Писания, понять, почему так говорят пророки, что они хотят этим сказать.

Спаситель является из Иерусалима.

Пророчество о Рождестве Спасителя

Продолжаем беседы о Книге пророка Исаии. Необходимо обязательно упомянуть чрезвычайно важное, одно из самых известных мессианских, пророческих мест этой Книги, где говорится об Эммануиле. Это пророчество приводится в Евангелии , в том месте, где говорится о Благовещении и о Рождестве Спасителя. Про него сказать очень важно – иногда возникают некоторые недоумения по поводу этого пророчества.

Оно звучит так: «Сам Господь дает вам знамение, се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему – Эммануил». В Евангелии эти слова повторяются, и добавляется: «что означает – с нами Бог».

Возникает вопрос: ведь имя Спасителя было Иисус, а не Эммануил? Почему же так? Имя Эммануил – не личное имя, которое должно быть наречено Иисусу. Это имя образное, символическое, как часто бывает в Священном Писании. Особенно в Ветхом Завете даются имена, описывающие суть какого-то события, явления Священной истории, начиная от имен первых людей, например, сыновей патриарха Иакова. Так и имя Эммануил не есть личное, человеческое имя, которое будет дано Спасителю, а есть имя описательное, которое показывает, что будет означать Его приход в мир. Эммануил переводится, как «С нами Бог!», то есть Рожденный Девой Ребенок будет означать, что – Бог с нами: тогда все воскликнут, что с нами Бог.

Важно помнить, что для самих спутников Иисуса Христа, Его современников мысль, что Дева Мария, Пресвятая Богородица, Мать Господа нашего Иисуса Христа есть Дева, оставалась как-то скрыта. Почитание и разумение, что Богородица действительно была Девой, приходит несколько позже и не в последнюю очередь на основании пророческого свидетельства: знамение именно в том, что родит Дева.

С этим пророчеством связана известная история. Как свидетельствует Священное Предание, один из переводчиков Священного Писания на греческий язык засмущался при переводе этих слов на греческий язык и хотел исправить «Дева» на «молодая женщина», понимая, что дева родить не может. Тогда ему явился ангел, который предсказал: он доживет до того времени, когда сам увидит Сына Девы. Это Симеон, который встретил Мать Иисуса с Самим Иисусом на руках в тот день, когда Она, по закону иудейскому, пришла в храм на сороковой день после Рождения Спасителя мира.

Святые отцы справедливо указывают, что если бы это была просто молодая женщина, в чем же состояло бы знамение, в чем уникальность свидетельства пророка Исаии? Чудо именно в том, что когда родится от Девы Сын, люди скажут: «С нами Бог!».

В Книге пророка Исаии есть множество пророчеств, чрезвычайно важных для понимания того, что сделал Христос, что происходит с нами сейчас, что есть Церковь, какова ее задача в мире, какова миссия Иисуса Христа. Обо всем этом подробно в пророчествах сказано. Мы почти не знаем их, они читаются редко, часть читается накануне Рождества Христова, часть – накануне Воскресения Христова, Пасхи Господней.

Важные пророчества из Книги Исаии стали достоянием литургического Предания Церкви, буквально целые отрывки, из Исаии взятые, вошли в гимнографическое наследие Церкви и используются в богослужении, в песнопениях. Размышления над образами Книги пророка Исаии помогают лучше понять смысл церковных праздников, смысл богослужений, в частности Октоиха, то есть воскресных праздничных служб. Песнопения эти входят в ткань православного богослужения…

Мы не можем просто сказать, что живем в эпоху Нового Завета, когда все уже исполнилось и пророчества нам не важны – на самом деле все взаимосвязано, едино, ведь и Ветхий Завет, и Новый Завет, и богослужение – все созидается Святым Духом. И причастие Святому Духу через размышление над Священным Писанием, словом Божиим, помогает лучше построить свою жизнь, вдохновляемую этим Духом, позволяет понять Новый Завет, написанный этим Духом, понять богослужение, вдохновленное Им. Оно расширяет наше познание о Боге, поэтому, конечно, размышления эти очищают человеческую жизнь и помогают лучше понять духовную жизнь, дело Христа, которое Он сделал для Церкви – для людей и для каждого лично.

Мы не сможем охватить сколь-нибудь полно образы, которые употребляются пророком Исаией, хотя их большая часть действительно доныне используется в повседневной богослужебной молитвенной жизни Церкви.

Мы возьмем только самое важное, чтобы хотя бы как-то понять то, что уже является частью нашего духовного опыта, нашей церковной жизни. А потом, когда мы заинтересуемся некоторыми ставшими нам очень близкими образами, сюжетами Книги пророка Исаии, сможем сами обратиться к этой книге и поразмышлять над ней более основательно в тишине наших молитвенных бдений, когда мы остаемся один на один с Богом.

Спасается тот, кто любит Бога

Первый образ, на котором хотелось бы в связи с этим остановиться, это образ так называемой горы Господней. Он много раз появляется в Книге пророка Исаии. Приведу лишь маленький отрывок:

«И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор. И возвысится над холмами, и потекут к ней все народы, и пойдут многие народы и скажут: «Придите, взойдем на гору Господню в дом Бога Иаковля, и научит Он нас своим путям. И будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима и будет Он судить народы и обличит многие племена…»

Образ горы Господней, – это образ Церкви Христовой. В данном случае надо представить себе картинку: поднимается выше всех гор вершина, и эта вершина есть Церковь. Вот когда мы представим это, сразу ясно, что эта гора является знамением. Появление этой горы привлекает внимание всех окружающих племени, и они устремляются к ней– люди всегда устремляются, когда видят чудо, поражающее всех, то, чего раньше не было.

Самая первая ассоциация, которую вызывает у нас образ горы Господней, Церковь. И понятно, что Церковь Христова, учение, которое содержится в этой Церкви, выше всех прочих религиозных учений. Можно сказать словами пророка Исаии – он от лица Бога говорит: «Мои мысли выше мыслей ваших». Так и Церковь Божия неизмеримо выше всяких организаций, учреждений религиозных, обществ человеческих. Действительно, любая религиозная система, которая была до Церкви Божией, до того, как поднялась эта гора, содержала в себе что-то хорошее и правильное. Она была, несомненно, лучше, чем любая низина греха и лжи, помогала человеку подняться над суетой: любая религия, любая нравственная система – это хорошо, потому что она поднимает человека от земли, возносит вверх, к Небу. Но когда является гора Господня, с высоты ее видно, насколько ничтожны эти холмы, они помогают человеку не утонуть в болоте, но не могут привести человека на Небо.

Можно много рассуждать, сколько хорошего в духовных, религиозных традициях, существовавших до Христа, но всегда надо понимать, что гора Господня – Церковь Христова, – несомненно, выше, и любой человек, стремящийся к истине, к свету, к Богу, должен устремиться к этой горе. Как и сказано в Книге Исаии, что все народы и племена потекут к этой горе.

Имеется в виду, что, конечно, не вся совокупность человечества придет и признает истинность Церкви Христовой, но среди любого народа найдутся люди, которые придут в Церковь, уверуют во Христа, так как не может человек, искренне ищущий правду, красоту, добро, истину, остаться в стороне и не поразиться величественности горы, воздвигнутой по слову Божиему. Более того, из контекста Книги, вообще из корпуса ветхозаветных Книг, можно сделать вывод, что рано или поздно все народы увидят величественность этой горы и познают истину Христа. Как тут и сказано, что однажды покрывало снимется со всех народов, и все народы увидят то, что свидетельствует Церковь, есть единственное истинное свидетельство, потому что Тот, Кто созидает Церковь, на Ком Она основана, есть воплощенная истина, воплощенная красота, воплощенное абсолютное добро, высочайшая любовь и совершенство, которые только возможны. Каждый увидит во Христе и в Церкви, которая есть Тело Христово, что это и есть то совершенство, то подлинное, к чему должен стремиться, ради чего создан всякий человек.

Вопрос в том, как сказано у пророка, у апостола Павла, что перед Христом однажды преклонится всякое колено Небесных, земных и преисподних – все преклонятся пред Ним. Только для одних это поклонение будет радостным, а для других – трагичным, болезненным, потому что они вынуждены будут признать, что Христос, Которого они гнали, есть истинный Бог. Они поклонятся подневольно, потому что некуда будет деваться. Но спасается только тот, кто любит Бога, а не тот, кто из-под палки признает Его подлинность.

И еще в этом отрывке очень важный момент. От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима – в ответ на чаяние народов. Да, все народы живут какой-то религиозной традицией, любая религия так или иначе создана, чтобы спасти человека, и каждый мыслит именно возможность спастись, хочет приобрести вечную жизнь, – хоть буддисты, хоть язычники. На самом деле, реально спасение происходит только от Иерусалима, то есть из этого города исходит спасение, ожидаемое всеми народами.

Этими словами запечатывается и свидетельствуется универсальность того, что сделал Христос. Он приходит не только для еврейского народа, Он приходит для всех людей, которые заблудились каждый на своей дороге, но все они так или иначе в глубине души чают Спасителя. И этот Спаситель, Которого они осознанно или неосознанно ожидают, является из Иерусалима.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka