Главная » Алфавитный раздел » Мясо » Что такое колбаса и можно ли ее есть?
Распечатать Система Orphus

Что такое колбаса и можно ли ее есть?

(2 голоса: 5 из 5)

1. 67 правило Трулльского собора, которое запрещает употреблять в пищу продукты, содержащие кровь, в ряде славянских Кормчих имеет уточнение, что блюдо, приготовленное с кровью, называется колбасой.  «Нѣцыи убо угожденiа ради чревнѧго кровь коего любо животнаго хитростiю нѣкакою сътворѧют  снѣдно, еже глаголють колбасы». О каком продукте здесь идет речь?

2. Большинство исследователей придерживается тюркской этимологии слова колбаса, возводя ее, например,  к среднетурецкому külbasty ‘мясо, жаренное на решетке, жареные котлеты’. Менее популярной является еврейская этимология, возводящая это слово к kǒlbāśār – ‘мясо, всякая плоть’[1].  В тексте еврейской Библии слово kǒlbāśār встречается более 10 раз, в том числе в Лев. 17.14: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится». Именно этот запрет подтверждает 67 правило.

3. В ряде восточнославянских списков Пятикнижия встречаются глоссы, заимствованные из еврейского текста[2]. Я не буду здесь обсуждать гипотезы о появлении этих глосс, а ограничусь указанием на то, что глоссы такого рода в принципе существуют. Уточнение «еже глаголють колбасы» очень похоже на глоссу, указывающую на то, что в еврейском тексте в данном случае стоит словоkǒlbāśār.

4. В связи с этим встает еще два вопроса: во-первых, почему прямой запрет Кормчей, а затем и Стоглава не привел к запрету употребления колбасы и во-вторых, какой именно продукт назывался колбасой.

5. На основании древнейших источников ответить на вопрос о составе колбасы нельзя. Грамота 842:  «Се посълаховѣ лоукънъ 6 на 10, а масла 3 молоствѣ. А середѣ 2 свиньи, и хрьбьта 2, а 3 заѧцѣ, и тетеревѣ, и кълъбасу, а конѧ 2 и сторова»[3] не дает информации об этом продукте. А из  Моления Даниила Заточника («Глаголет бо в мирских притчах: не добро слово продолжное, но добро продолжену колбаса»[4]) можно заключить лишь то, что колбаса – предмет длинный. И лишь поздние источники (XVII в.) содержат описание того продукта, который мы сейчас называем колбасой.

6. Создается впечатление, что колбаса Кормчих не соотносилась с колбасой хозяйственных документов. Информации о том, что в Древней Руси колбаса была запрещенным продуктом нет. Не обнаружено таких запретов и у старообрядцев, вопреки, казалось бы, прямому запрету Стоглава. Любопытно, что в грамоте 842 рядом с колбасой упоминается зайцы и тетерева, о которых Стоглав пишет в той же статье, что и о колбасе, требуя, чтобы «удавленых  тетеревеи и утич   и заицов удавленых  вторгъ не носили».

7. Обнаружив связь глоссы новгородской Кормчей с текстом еврейской Библии и констатировав, что вплоть до XVII в. источники не дают возможность определить, какой продукт называется колбасой, мы предлагаем вернуться к еврейской этимологии колбасы. В противном случае нам придется признать, что колбаса кормчих и колбаса других источников имеет разную этимологию.

Кравецкий Александр Геннадьевич
к. филол. н., ст. н. с. Института русского языка
им. В.В. Виноградова РАН

[1] Обзор этимологических гипотез см. М.Фасмер. Этимологический  II: 286-287.
[2] См. А.А.Алексеев. Текстология Славянской библии. СПб., 1999. С. 183-184.
[3] В.Л.Янин, А.А.Зализняк, А.А.Гиппиус. Новгородские грамоты на бересте. Том XI. Из раскопок 1997-2000. С. 57-58.
[4] Лексика  и фразеология «Моления»  Даниила Заточника. Л.,  1981. С. 91.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru