Что такое колбаса и можно ли ее есть?

Алек­сандр Ген­на­дье­вич Кра­вец­кий
к. филол. н., ст. н. с. Инсти­тута рус­ского языка
им. В.В. Вино­гра­дова РАН

1. 67 пра­вило Трулль­ского собора, кото­рое запре­щает упо­треб­лять в пищу про­дукты, содер­жа­щие кровь, в ряде сла­вян­ских Корм­чих имеет уточ­не­ние, что блюдо, при­го­тов­лен­ное с кровью, назы­ва­ется кол­ба­сой. «Нѣцыи убо уго­жденiа ради чрев­нѧго кровь коего любо живот­наго хит­ро­стiю нѣка­кою сътворѧют снѣдно, еже гла­го­лють кол­басы». О каком про­дукте здесь идет речь?

2. Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей при­дер­жи­ва­ется тюрк­ской эти­мо­ло­гии слова кол­баса, воз­водя ее, напри­мер, к сред­не­ту­рец­кому külbasty ‘мясо, жарен­ное на решетке, жаре­ные кот­леты’. Менее попу­ляр­ной явля­ется еврей­ская эти­мо­ло­гия, воз­во­дя­щая это слово к kǒlbāśār – ‘мясо, всякая плоть’1. В тексте еврей­ской Библии слово kǒlbāśār встре­ча­ется более 10 раз, в том числе в Лев. 17:14: «Ибо душа вся­кого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Изра­и­ле­вым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа вся­кого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истре­бится». Именно этот запрет под­твер­ждает 67 пра­вило.

3. В ряде восточ­но­сла­вян­ских спис­ков Пяти­кни­жия встре­ча­ются глоссы, заим­ство­ван­ные из еврей­ского текста2. Я не буду здесь обсуж­дать гипо­тезы о появ­ле­нии этих глосс, а огра­ни­чусь ука­за­нием на то, что глоссы такого рода в прин­ципе суще­ствуют. Уточ­не­ние «еже гла­го­лють кол­басы» очень похоже на глоссу, ука­зы­ва­ю­щую на то, что в еврей­ском тексте в данном случае стоит слово kǒlbāśār.

4. В связи с этим встает еще два вопроса: во-первых, почему прямой запрет Корм­чей, а затем и Сто­глава не привел к запрету упо­треб­ле­ния кол­басы и во-вторых, какой именно про­дукт назы­вался кол­ба­сой.

5. На осно­ва­нии древ­ней­ших источ­ни­ков отве­тить на вопрос о составе кол­басы нельзя. Гра­мота 842: «Се посъла­ховѣ лоукънъ 6 на 10, а масла 3 моло­ствѣ. А середѣ 2 свиньи, и хрьбьта 2, а 3 заѧцѣ, и тете­ревѣ, и кълъ­басу, а конѧ 2 и сто­рова»3 не дает инфор­ма­ции об этом про­дукте. А из Моле­ния Дани­ила Заточ­ника («Гла­го­лет бо в мир­ских прит­чах: не добро слово про­долж­ное, но добро про­дол­жену кол­баса»4) можно заклю­чить лишь то, что кол­баса – пред­мет длин­ный. И лишь позд­ние источ­ники (XVII в.) содер­жат опи­са­ние того про­дукта, кото­рый мы сейчас назы­ваем кол­ба­сой.

6. Созда­ется впе­чат­ле­ние, что кол­баса Корм­чих не соот­но­си­лась с кол­ба­сой хозяй­ствен­ных доку­мен­тов. Инфор­ма­ции о том, что в Древ­ней Руси кол­баса была запре­щен­ным про­дук­том нет. Не обна­ру­жено таких запре­тов и у ста­ро­об­ряд­цев, вопреки, каза­лось бы, пря­мому запрету Сто­глава. Любо­пытно, что в гра­моте 842 рядом с кол­ба­сой упо­ми­на­ется зайцы и тете­рева, о кото­рых Сто­глав пишет в той же статье, что и о кол­басе, требуя, чтобы «удав­ле­ных тете­ре­веи и утич и заицов удав­ле­ных вторгъ не носили».

7. Обна­ру­жив связь глоссы нов­го­род­ской Корм­чей с тек­стом еврей­ской Библии и кон­ста­ти­ро­вав, что вплоть до XVII в. источ­ники не дают воз­мож­ность опре­де­лить, какой про­дукт назы­ва­ется кол­ба­сой, мы пред­ла­гаем вер­нуться к еврей­ской эти­мо­ло­гии кол­басы. В про­тив­ном случае нам при­дется при­знать, что кол­баса корм­чих и кол­баса других источ­ни­ков имеет разную эти­мо­ло­гию.


При­ме­ча­ния:

1 Обзор эти­мо­ло­ги­че­ских гипо­тез см. М. Фасмер. Эти­мо­ло­ги­че­ский II: 286–287.
2 См. А.А. Алек­сеев. Тек­сто­ло­гия Сла­вян­ской библии. СПб., 1999. С. 183–184.
3 В.Л. Янин, А.А. Зализ­няк, А.А. Гип­пиус. Нов­го­род­ские гра­моты на бере­сте. Том XI. Из рас­ко­пок 1997–2000. С. 57–58.
4 Лек­сика и фра­зео­ло­гия «Моле­ния» Дани­ила Заточ­ника. Л., 1981. С. 91.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки