Мясная пища в христианстве
диакон Владимир Рождественский

Мясная пища в христианстве

(20 голосов3.8 из 5)

«Пища долж­на укреп­лять тело, 
а не вызы­вать болезнь»

Свя­ти­тель Васи­лий Великий

Бес­спор­но то, что для мла­ден­ца голос мате­ри важ­нее даже само­го звон­ко­го голо­са рас­кра­си­вой погре­муш­ки. Так и мы, в поис­ках отве­та на наши вопро­сы, минуя неглу­бо­кие полу­прав­ды, будем при­па­дать сво­им мла­ден­че­ским серд­цем к само­му род­но­му и близ­ко­му нам роди­тель­ско­му Божи­е­му голосу.

Три­еди­ный Гос­подь поста­вил Цер­ковь на зем­ле и, освя­тив Её лич­ным при­сут­стви­ем, сохра­ня­ет и направ­ля­ет Её Сво­ей без­гра­нич­ной любовью.

Пра­во­сла­вие – это гор­ная тро­па, вос­хо­дя­щая над про­па­стью в Небес­ный Иеру­са­лим. По тро­пе этой сле­до­вать мож­но толь­ко твёр­дым шагом, на двух ногах – дву­мя запо­ве­дя­ми: любо­вью к Богу и любо­вью к ближ­не­му. Сту­пе­ни же, от кото­рых оттал­ки­ва­ют­ся эти ноги есть Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, где нема­ло вни­ма­ния уде­ле­но тому, что мы вкушаем.

Когда мы гово­рим о мясе, то это может озна­чать следующее:

  • мясо — это мышеч­ная мас­са уби­то­го живот­но­го, упо­треб­ля­е­мая в пищу;
  • мясом так­же назы­ва­ет­ся само блю­до, при­го­тов­лен­ное из такой мышеч­ной массы;
  • к мясу отно­сит­ся и мышеч­ная часть рыбы;
  • мясом может назы­вать­ся соб­ствен­но мышеч­ная ткань;
  • а так­же это может быть мякоть пло­дов, окру­жа­ю­щая семя.

Понят­но, что мы будем обсуж­дать отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к живот­но­му мясу. Такое мясо делит­ся обыч­но на говя­ди­ну, сви­ни­ну, бара­ни­ну, кони­ну, куря­ти­ну и др.

Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия (Быт.1:29) напи­са­но, что Гос­подь дает нам “вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя”, и гово­рит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: “раз­ре­шаю вам на вре­мя”. Он про­сто благословил.

Гос­подь есть Любовь и всё тво­ри­мое Им есть бла­гая забо­та о всем живом в зем­ной нашей жиз­ни и, важ­но, за ее чер­той. Сле­до­ва­тель­но, ни умерщ­вле­ние всех людей на пла­не­те во вре­мя пото­па, ни смерть живот­ных по Божи­е­му бла­го­сло­ве­нию не про­ти­во­ре­чит Его бла­го­му про­мыс­лу о всех нас, как бы ужас­но это нас ни впечатляло.

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает, 
что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи. 
Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…
»

Свт. Васи­лий Вели­кий.

Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Неко­то­рые люди оши­боч­но счи­та­ют, что пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пищи при­ве­дёт чело­ве­че­ство к выс­шей нрав­ствен­ной точ­ке сво­е­го раз­ви­тия и, как след­ствие это­го, мир будет спа­сен. Одна­ко, стра­ни­цы Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рят, что такой закон не рабо­та­ет. Гос­подь уни­что­жил пото­пом всё веге­те­ри­ан­ское насе­ле­ние зем­ли. Да-да, до Ноя всё чело­ве­че­ство пита­лось толь­ко лишь рас­ти­тель­ной пищей и, несмот­ря на это, всё рав­но на зем­ле воца­ри­лось пол­ное рас­тле­ние нра­вов, рас­тле­ние такой низо­сти, что Гос­по­ду при­шлось пой­ти на такой реши­тель­ный край­ний шаг.

«Бере­гись изме­рять пост простым 
воз­дер­жа­ни­ем от пищи. 
Те, кто воз­дер­жи­ва­ет­ся от пищи, 
а ведет себя неподобающе, 
упо­доб­ля­ют­ся дьяволу, 
кото­рый хотя ниче­го не ест, 
одна­ко ж не пере­ста­ет гре­шит
ь».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

  • ЧИСТОЕ живот­ное име­ет все­го два при­зна­ка — оно долж­но быть:
  1. пар­но­ко­пыт­ным и
  2. жвач­ным.
  • НЕЧИСТАЯ пища — это живот­ные, у кото­рых отсут­ству­ет хотя бы один из этих при­зна­ков. Это озна­ча­ет, что такое мясо для упо­треб­ле­ния в пищу не годится.

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой – вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния (Деян.10:9-15).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом,
пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой
».
Свт. Васи­лий Великий.

Так «…пищу дру­гих наро­дов .. нам нель­зя»?!

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

Исламская пища – разрешается условно

«Халяль» – это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие – это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относится:

  • сви­ни­на и про­из­вод­ные её,
  • недоз­во­ле­но потреб­ле­ние мяса с невы­пу­щен­ной кро­вью и падаль,
  • а так­же мясо с выпу­щен­ной кро­вью, но при­го­тов­лен­ное без про­из­нен­се­ния име­ни Аллаха.

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое
было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».
К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

Подроб­нее: Мож­но ли пра­во­слав­ным упо­треб­лять халяль­ную пищу?

 

Иудейская пища – разрешается

«Каш­рут» – это свод иудей­ских зако­нов о запре­тах в обла­сти потреб­ля­е­мой пищи. Пища по этим зако­нам может быть кошер­ной и неко­шер­ной или при­год­ной и непри­год­ной для потребления.

*«Духов­ная чув­стви­тель­ность человека, 
упо­треб­ля­ю­ще­го неко­шер­ные продукты, 
пони­жа­ет­ся, его серд­це «закры­ва­ет­ся»
для вос­при­я­тия духов­ных идей
».
Иудей­ская мудрость.

Нель­зя есть:

  1. живот­ное, если оно не име­ет раз­дво­е­ное копы­то и не жует жвач­ку. Это, к при­ме­ру, мясо таких живот­ных, как кони­на, мед­ве­жа­ти­на, вол­ча­ти­на, соба­ча­ти­на, сви­ни­на, зай­ча­ти­на, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, гри­фа и мор­ско­го орла, кор­шу­на и соко­ла с поро­дою его, вся­ко­го воро­на с поро­дою его, стра­у­са, совы, чай­ки и яст­ре­ба с поро­дою его…» и дру­гих. Из птиц мож­но есть толь­ко тех у кого «есть голе­ни выше ног, что­бы ска­кать ими по зем­ле», то есть это кури­цы, индюш­ки, гуси и дру­гие домаш­ние птицы.
  3. живот­ное, если оно погиб­ло сво­ей смер­тью (падаль) или было удав­ле­но или уби­то током, то есть кровь живот­но­го оста­лась невы­пу­щен­ной (из мёрт­во­го живот­но­го кровь не выпу­стить, так как вся­кое дви­же­ние по сосу­дам пре­кра­ща­ет­ся с оста­нов­кой сердца).
  4. рыб и всех оби­та­те­лей реч­ных, мор­ских и оке­ан­ских, кото­рые не име­ют плав­ни­ков и чешуи. То есть сюда мож­но отне­сти кра­бов, мурен, акул, китов, молюс­ков, рач­ков, раков и лан­гу­стов и мно­гое другое.
  5. жаре­ную кровь, в том чис­ле кро­вя­ную кол­ба­су, биф­штек­сы с кро­вью и гема­то­ген (пояс­не­ния см. дальше).

Раз­ли­чие чистых и нечи­стых живот­ных и запре­ще­ние в Вет­хом Заве­те упо­треб­лять нечи­стых живот­ных в пищу име­ло спе­ци­аль­ное и вре­мен­ное зна­че­ние: научить евре­ев чисто­те жиз­ни и серд­ца, и было внеш­ним сред­ством отли­чия и отде­ле­ния евре­ев от дру­гих наро­дов. С при­ше­стви­ем Мес­сии такое отде­ле­ние сде­ла­лось излиш­ним: все наро­ды, при­няв­шие Еван­ге­лие, освя­ще­ны и очи­ще­ны кро­вию Хри­ста; посе­му в цар­стве бла­го­да­ти нест Еллин ни Иудей, обре­за­ние и необ­ре­за­ние, но вся­че­ская и во всех Хри­стос (Кол. 3:11).

Про­фес­сор Алек­сандр Васи­лье­вич Иванов

Реко­мен­ду­ем так­же: Кошер­ные про­дук­ты: взгляд пра­во­слав­но­го богослова

«Мясо мож­но есть толь­ко то, кото­рое заколото, 
а не уби­то элек­три­че­ским током или задушено. 
Опре­де­лить это мож­но по цвету:

свет­лое мясо – с выпу­щен­ной кровью;
тём­ное мясо – с невы­пу­щен­ной (мерт­ве­чи­на);

синее – удав­ле­ни­на».

Отец Дани­ил Сысоев

Вьетнамская пища – не рекомендуется

Кам­нем пре­ткно­ве­ния явля­ет­ся рас­про­стра­нён­ный прин­цип заго­тов­ле­ния мяса у тай­цев и неко­то­рых дру­гих род­ствен­ных им наро­дов. Перед тем, как убить живот­ное, его дол­го изби­ва­ют с целью про­пи­тать живое мясо кровью.

Хри­сти­а­нам луч­ше бы вооб­ще создать
свои ско­то­бой­ни и магазины, 
где заве­до­мо продавалось 
бы риту­аль­но чистое мясо..
.».
Свя­щен­ник Олег Стеняев

Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В кни­ге Бытия мы чита­ем настав­ле­ние Божие: «толь­ко пло­ти с душею ее, с кро­вью ее, не ешь­те» (Быт.9:4). Эти настав­ле­ния Все­дер­жи­тель дела­ет для Ноя и его семьи после пото­па. То есть, бла­го­слав­ля­ет есть плоть, но запре­ща­ет есть душу. По сло­ву Божи­е­му, кровь соеди­не­на с душою того, кого окорм­ля­ет: «душа тела в кро­ви, и Я назна­чил ее вам для жерт­вен­ни­ка, что­бы очи­щать души ваши, ибо кровь сия душу очи­ща­ет» (Лев 17:10). Сло­во “душа” в дан­ном слу­чае обо­зна­ча­ет жизнь. Здесь Гос­подь гово­рит о том, что вся­кая кровь долж­на быть исполь­зо­ва­на либо для жерт­во­при­но­ше­ния Ему, либо про­ли­та на зем­лю. Отсю­да древ­няя тра­ди­ция у «людей Писа­ния», то есть у иуде­ев, мусуль­ман и хри­сти­ан, выпус­кать кровь у живот­но­го перед потреб­ле­ни­ем его мяса в пищу.

А далее, в кни­ге Левит мы нахо­дим резуль­тат отступ­ле­ния от этой запо­ве­ди: «обра­щу лице Мое на душу того <..> и истреб­лю ее из наро­да ее» (Лев.17:11), гово­рит Гос­подь. Люди Вет­хо­го Заве­та рев­ност­но испол­ня­ли обря­до­вые пра­ви­ла. Собо­ром апо­сто­лов, кото­рый состо­ял­ся око­ло 50 года в Иеру­са­ли­ме, было утвер­жде­но поло­же­ние, по кото­ро­му на хри­сти­ан из языч­ни­ков непо­силь­ные иудей­ские пра­ви­ла не накла­ды­ва­лись. В то же вре­мя было ука­за­но о необ­хо­ди­мо­сти воз­дер­жа­ния от удав­ле­ни­ны и кро­ви (Деян.15:20). Подроб­нее в раз­де­ле “Кровь”.

Гема­то­ген хоть и является 
про­из­вод­ным кро­ви круп­но­го рога­то­го скота, 
одна­ко, при­ём его в лечеб­ных целях 
воз­бра­нять­ся не может
».

Отец Олег Стеняев

Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В ука­за­ни­ях на то, что «кровь сия душу очи­ща­ет», гово­рит­ся об окроп­ле­нии Божи­его жерт­вен­ни­ка в каче­стве зало­га за соде­ян­ный грех (подроб­но в кни­ге Левит).

Этот кро­ва­вый акт при поверх­ност­ном взгля­де на исто­рию Свя­щен­но­го Писа­ния кажет­ся бес­смыс­лен­ным и жесто­ким. Одна­ко, всё оста­ёт­ся труд­но­объ­яс­ни­мым до тех пор, пока на свет ни появ­ля­ет­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Спа­си­тель Сам стал «тель­цом» для жерт­вен­ни­ка и окро­пил Кро­вью Сво­ею Жерт­вен­ник-Крест, что­бы раз и навсе­гда очи­стить души наши от про­па­сти бого­от­чуж­дён­но­сти. Это Божие ука­за­ние есть про­об­раз Вели­кой буду­щей Жерт­вы за наши гре­хи. «Хри­стос <..> со Сво­ею Кро­вию, одна­жды вошел во свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное искуп­ле­ние» (Евр.9:11,12), гово­рит апо­стол Павел в пись­ме к иудеям.

Вот так Бого­че­ло­век при­ми­рил чело­ве­ка через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вку­ше­ние Кро­ви и Пло­ти Божи­ей, шагом минуя непре­одо­ли­мую про­пасть, ста­но­вим­ся при­част­ны­ми Цар­ству Небесному.

Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, – Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да – убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

Реко­мен­ду­ем так­же: Поче­му в пост запре­ще­ны имен­но мяс­ные продукты?

Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исхо­дил Гос­подь, уста­нав­ли­вая такие раз­де­ле­ния, ска­зать труд­но. Быть может, здесь отра­жа­ют­ся некие сани­тар­ные сооб­ра­же­ния, но ско­рее все­го то, о чём зна­ет толь­ко Бог, а мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Одно ясно, если запо­ведь – это тро­па, то нару­ше­ние запо­ве­ди – это боло­то в сто­роне от неё, – мож­но завяз­нуть и нико­гда не выбрать­ся. Так, неви­ди­мые гра­ни­цы этой спа­си­тель­ной тро­пы – Божи­его «дого­во­ра», ныне при­шед­ше­го в испол­не­ние – инер­ци­он­но, подоб­но рас­кру­чен­но­му вело­си­пед­но­му коле­су, тянут­ся и до наше­го вре­ме­ни. Так, к при­ме­ру, апо­стол Лука реко­мен­ду­ет «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да», но тут же ста­вит на этом гру­бом пье­де­ста­ле запо­ведь новой высо­ты, Ново­го Заве­та, запо­ведь суда соб­ствен­ной сове­сти: «не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те» (Деян.15:29).

А апо­стол Павел, под­твер­ждая отме­ну Хри­стом необ­хо­ди­мо­сти вет­хо­за­вет­но­го зако­на, гово­рит, что закон этот не может «сде­лать в сове­сти совер­шен­ным» испол­ня­ю­ще­го его, ибо дохо­дит толь­ко «до пло­ти». Эти запо­ве­ди были уста­нов­ле­ны, гово­рит он «толь­ко до вре­ме­ни исправ­ле­ния». Толь­ко Хри­стос, пишет апо­стол Павел, «Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел, для слу­же­ния Богу живо­му и истин­но­му!» (Евр. 9, 9–14).

О бла­го­сло­ве­нии на нару­ше­ние по необ­хо­ди­мо­сти этой запо­ве­ди гово­рит и апо­стол Пётр. Ему было виде­ние, в кото­ром к нему во вре­мя голо­да и молит­вы спу­стил­ся с отвер­сто­го неба «неко­то­рый сосуд, как бы боль­шое полот­но, при­вя­зан­ное за четы­ре угла и опус­ка­е­мое на зем­лю». В этом полотне нахо­ди­лись «вся­кие чет­ве­ро­но­гие зем­ные, зве­ри, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся и пти­цы небес­ные». Гос­подь при­звал Пет­ра поесть, одна­ко Петр, испу­га­ва­шись, отве­тил, что он «нико­гда не ел ниче­го сквер­но­го или нечи­сто­го». И Гос­подь отве­тил ему: «что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» (Деян. 10, 9–15).

Так, на «Апо­столь­ском» собо­ре было при­ня­то и огра­ни­чить эту запо­ведь поста­нов­ле­ни­ем воз­дер­жи­вать­ся от кро­ви, удав­ле­ни­ны и идо­ло­жерт­вен­но­го мяса (Деян. 9:12), то есть при­но­си­мо­го на покло­не­ние идо­лам. Но всё же, на высо­те сво­ей бого­лю­би­во­го серд­ца апо­стол Павел раз­ре­ша­ет вку­ше­ние все­го, «что про­да­ёт­ся на тор­гу, <..> без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» хри­сти­ан­ско­го серд­ца. При этом он нахо­дит­ся уже на такой высо­те, что лич­ность его рас­тво­ря­ет­ся в подви­ге бес­ко­неч­ной люб­ви. «Для сла­бых я был слаб, что­бы при­об­ре­сти сла­бых, для всех я стал всем, что­бы спа­сти, кого мож­но» (1 Кор.9:22), гово­рит хри­сто­по­доб­ный апо­стол Павел.

Для той люб­ви, кото­рой любил апо­стол Павел, нет ника­ко­го огра­ни­че­ния, ниче­го чисто­го и нечи­сто­го, ника­ко­го зако­на, ибо он стал выше зако­на. Так и для нас закон этот нужет толь­ко с целью при­об­ре­те­ния такой без­гра­нич­ной и жерт­вен­ной люб­ви к Гос­по­ду и ближ­не­му сво­е­му. Нам, кто всё ещё страст­ные жела­ния чре­ва сво­е­го пута­ет с жиз­нен­но­не­об­хо­ди­мой истиной.

Автор: Диа­кон Вла­ди­мир Рождественский,
физио­те­ра­певт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки